Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Лесозаготовка

«Минитэкс Лес»: оборудование для элиты ЛПК

Лесной кодекс принят, и, как бы мы к этому ни относились, документ уже предъявляет к лесозаготовителям и промышленникам свои требования. Одно из них – лесовосстановление, сфера для многих подзабытая, а для промышленников и вовсе новая. Сегодня без наличия современной лесовосстановительной техники нельзя решить поставленные задачи, тем более что в этой сфере Россия отстает не на годы, а на десятилетия.

Компания «Минитэкс Лес», осознанно приняв на себя социальную ответственность бизнеса, уже не первый год продвигает на российский рынок не только технику для валки леса, но и технологии и оборудование для лесовосстановления, которые широко распространены в странах с развитой лесной промышленностью, но почти не известны нашим специалистам.

Очевидно, что в новых условиях вопрос выбора техники становится едва ли не решающим. Выполняя обещание, данное в прошлом номере журнала, специалисты компании «Минитэкс Лес» расскажут более подробно о лесных машинах финской компании «Логсет» и об уникальной продукции шведской фирмы «Браке Форест», мирового лидера по производству оборудования для лесовосстановительных работ.

Но, прежде чем дать слово специалистам, стоит напомнить, почему компания «Минитэкс Лес» стала дилером именно этих фирм. Главный принцип работы крупного холдинга «Минитэкс», куда входит и компания «Минитэкс Лес», – продвигать на российский рынок лучшую зарубежную технику, машины и оборудование только самого высокого класса, технические новинки, в которых нуждается именно российский покупатель. Техника компаний «Логсет» и «Браке Форест» полностью отвечает этим задачам.

Сергей Авдашкевич, специалист по оборудованию для лесовосстановления:

– Аналогов техники «Браке» на мировом рынке нет. В настоящий момент шведский производитель «Браке Форест» практически не имеет конкурентов. В свое время компания «взяла под свое крыло» все лучшие разработанные в Европе технологии в этой сфере и сейчас производит лесные машины и лесовосстановительное оборудование, аналогов которому действительно нет. Ориентируясь прежде всего на страны с высокоразвитым лесным производством, где вопросы лесовосстановления стоят едва ли не на первом месте, «Браке Форест» разрабатывает и выпускает продукцию, способную обеспечить максимальную защиту почвы и окружающей среды. Эта техника позволяет сохранить технологическую и экономическую эффективность ведения лесного хозяйства, поэтому она востребована прежде всего в таких лесных державах, как сама Швеция, Финляндия и Канада. В последнее время интерес к продукции «Браке» растет в Великобритании, странах Балтии и России.

Мы считаем, что для России лесовосстановительное оборудование «Браке Форест» – не просто новинка, это новый этап жизни, который позволит создать эффективное лесовосстановление, без чего устойчивый и прибыльный лесной бизнес невозможен. В нашей стране до сих пор в основном применяется способ посадки саженцев с открытой корневой системой, тогда как на Западе уже давно используется технология посадки саженцев с закрытой корневой системой, а также посев семян. На первый взгляд, привычный нам способ выглядит менее затратным: всего-то нужно нехитрый плуг и свободные руки. Однако многие саженцы не приживаются, приходится повторять посадку на «лысых» участках. При механизированном способе посадки саженцев с закрытой корневой системой или способе посева выживаемость намного выше. А значит, и конечный экономический эффект возрастает многократно.

Сегодня компания «Браке Форест» предоставляет линию техники для всех видов лесовосстановительных работ: агрегаты для подготовки почвы, посадочные машины, посевные агрегаты и оборудование для прореживания лесов. Все лесовосстановительное оборудование крепится на лесозаготовительную технику (форвардеры, харвестеры) или сельскохозяйственные тракторы, поэтому при его покупке важно учитывать тяговые характеристики базовой машины.

Агрегаты для обработки почвы делятся на два вида: дисковые рыхлители и культиваторы дискретного микроповышения. Рыхлители имеют два параллельных крутящихся диска, которые прокладывают борозды, при этом расстояние между дисками и давление на почву можно регулировать. У культиваторов задача несколько иная: они переворачивают дерн, делая холмик, в который затем высаживается деревце. Эта технология является ноу-хау компании «Браке Форест». Метод формирования посадочных холмиков практиковался ещё в XVIII веке, но в 70-х годах прошлого столетия компания «Браке Форест» этот метод усовершенствовала, создав движущуюся машину для формирования посадочных мест с перевернутым дерном. Многолетние исследования, проведенные специалистами компании «Браке» в направлении выращивания саженцев, доказывают, что именно посадка на холм, а не во впадину, который делает культиватор, способствуют лучшей приживаемости и росту саженцев. Саженец получает больше света и влаги, больше доступа к питательным веществам, его корневая система лучше развивается, снижается риск замерзания и повреждения насекомыми. Это увеличивает объемный прирост от 20 до 100 % в зависимости от типа почвы. Естественно, что культиваторы дискретного микроповышения стоят дороже обычных рыхлителей, но и производительность их значительно выше.

Дисковые рыхлители представлены тремя моделями: «Браке Т21.а», «Браке Т23.а» и «Браке Т26.а». Самая маленькая из моделей – рыхлитель Т21.а – совместим и с малыми форвардерами, и с крупными сельскохозяйственными тракторами. Конструкция этого рыхлителя прос¬та и маневренна, удобна для работы на небольших участках. Существуют две модификации модели, с приводными и бесприводными дисками. При наличии гидропривода скорость вращения дисков может регулироваться вручную. Есть возможность устанавливать различные углы наклона дисков.

Небольшая, но мощная установка – модель Т23.а – предназначена для большинства видов почв. Она легко присоединяется к тяговому агрегату. Регулировать давление на почву, которое создается собственным весом машины, можно посредством балласта в контейнере агрегата. Диски не снабжены приводом и вращаются соответственно скорости движения. Расстояние между дисками постоянно, но зато можно установить пять разных углов наклона дисков.

Самый крупный рыхлитель – Т26.а – способен работать на труднопроходимых участках. Манипуляторы и диски можно установить на различную ширину и под различными углами, параметры давления на грунт можно варьировать прямо из кабины оператора посредством регулятора и дисплея. Помимо рыхления эта модель может формировать посадочные холмики: функция периодического действия позволяет прерывать борозду с требуемым интервалом.

Культиваторы дискретного микроповышения, формируя посадочные места с перевернутым дерном, создают оптимальные условия для выживания и роста семян и саженцев. Легкий и узкий двухрядный культиватор «Браке М26.а» удобен для работы на небольших участках, где необходима высокая маневренность техники. Он легко управляется из кабины: оператор может воспользоваться одной из восьми программ, заданных для определенных условий.

Трехрядная модель М36.а за счет высокой мощности и маневренности позволяет достигать высоких результатов на любой местности, особенно на участках с варьированным ландшафтом. Шарнирная конструкция модели делает её очень надежной и маневренной. Рыхлительные колеса легко обходят пни и камни и захватывают самые труднодоступные участки. А четырехрядный культиватор М46.а – это вообще машина будущего лесного хозяйства. Его производительность на 20−30 % выше трехрядного культиватора.

Также высокотехнологичны и производительны посадочный и посевной агрегаты компании «Браке». Посадочный агрегат Р11.а, который легко устанавливается на носовой части манипулятора колесного харвестера или стрелы экскаватора, позволяет силами одного оператора выполнить полный комплекс лесовосстановительных работ, от подготовки почвы до высаживания саженцев, а умный посевной агрегат S35.а производит экономичный и точный посев. Он может совмещаться с одно-, двух- или трехрядным культиватором.

Вообще вся техника «Браке», по отзывам её владельцев, отличается высокой технологичностью, а главное – надежностью, которая во многом достигается благодаря использованию очень прочного металла. Она легка в управлении, а конструктивные ноу-хау позволяют максимально исключить непроизводственные потери.

Елена Мордвинова, директор по внешнеэкономической деятельности ООО «Минитэкс Лес»:

– «Логсет» производит широкую линейку высокотехнологичной лесозаготовительной техники для заготовки леса сортиментным «скандинавским» методом. Эта финская компания присутствует на рынке уже более 15 лет и уверенно стоит в ряду основных известных фирм, производящих лесозаготовительную технику, но отличается от них тем, что на сборочном предприятии «Логсет» каждая единица техники производится под конкретного заказчика и адаптируется к условиям, в которых машина будет эксплуатироваться. Помимо сборочных предприятий лесозаготовительной техники, компания имеет свой конструкторский и дизайнерский центр, который постоянно работает над внесением в конструкцию машин прогрессивных разработок, отвечающих последним требованиям быстроразвивающейся лесной индустрии, а также решений по облегчению труда операторов лесо¬заготовительных машин.

Вторая отличительная особенность компании «Логсет», которую обязательно нужно отметить, – это особые, доверительные, отношения с заказчиком. Заказчик в любое время может связаться по телефону с руководством компании через дилерский центр или лично, может при необходимости побывать на производстве, внести коррективы и предложения прямо по ходу сборки своих машин. Поэтому каждая машина «Логсет» имеет свое «лицо», свою индивидуальность. И хотя она собрана, как и все другие, на основе базовой модели, но в ней все до мелочей отработано под оператора, который тоже может принимать участие в создании машины, высказывая свои пожелания.

«Логсет» предлагает полный модельный ряд форвардеров и харвес¬теров, а также харвестерные головки, адаптированные к установке на различные базовые машины, включая экскаваторы. В линии харвестеров есть и маленькая машина – четырехколесный Logset 4Н Titan, предназначенный в основном для рубок ухода; и машина среднего размера Logset 5Н Titan для главной рубки; и мощный харвестер для сплошной вырубки Logset 8Н. Самый мощный и самый большой в модельном ряду – Logset 10Н Titan с мощностью двигателя 220 кВт, что позволяет при вылете стрелы до 11 м поднимать груз до 1,7 т, поворотная сила составляет порядка 66 кН. Расположение крана позади центра тяжести машины улучшает балансировку и позволяет харвестеру работать на уклонах до 30 %. По этим показателям харвестер 10Н на 10−25 % превосходит имеющиеся на рынке аналоги.

Форвардеры серии F предназначены для серьезного профессионального использования, начиная с рубок ухода и заканчивая рубками главного пользования. Грузоподъемность машин – от 10 до 18 тонн. Самый мощный форвардер 10 °F может перемещаться на расстояния до 1,5−2 км и развивать скорость до 13 км/ч, опережая по этим показателям конкурентов. Это становится возможным благодаря тому, что на машине установлены 2 гидромотора: на холостом ходу работает один, а при транспортировке груза работают оба гидромотора. В качестве дополнительной опции на форвардер может быть установлен бульдозерный отвал, который используется для дорожных работ в лесу или как «стояночный тормоз» на крутых склонах.

Что очень важно, «Логсет» выпускает собственный модельный ряд харвестерных головок. С 1993 года компания использует запатентованную систему Syncro-Knife, которая дает возможность удерживать и очищать стволы диаметром от 5 см, независимо от размера харвестерной головки.

Компания «Логсет» практикует концепцию удобной и экономичной модульной сборки. Что это такое? Это высокая степень унификации оборудования для всего модельного ряда форвардеров и харвестеров. Проще говоря, универсальность основных узлов и деталей техники «Логсет», а также запчастей, позволяет использовать их в качестве модулей, а следовательно, позволяет минимизировать склад запчастей и упростить обслуживание машин. На всех харвестерах стоит кабина одного типа, эта же особенность характерна и для форвардеров. Унифицированы цилиндры – всего 10 видов цилиндров, для харвестеров и форвардеров используются всего 4 типа тандемных тележкек и 3 типа мостов. Все модели форвардеров от 4 °F до 10 °F имеют универсальные узлы сочленения, сделанные из особо прочных сортов стали.

«Логсет» использует при сборке своих машин узлы и агрегаты только от ведущих, проверенных временем и получивших признание у покупателей заводов-изготовителей, таких как NAF (тандемные тележки), Sisu (двигатели), Loglift (манипуляторы), BOSCH-Rexroth (гидравлические системы).

С 2007 года на машины компании «Логсет» устанавливаются дизельные двигатели нового поколения Sisu c функцией контроля впрыска топлива, что оптимизирует расход топлива в зависимости от нагрузки и частоты вращения двигателя. Все модели форвардеров и харвестеров сконструированы на основе 3 базовых моделей двигателей с 6 силовыми передачами.

Ещё одна очень важная особенность этой техники – большой объем топливного бака, который размещен в корпусе рамы харвестера. Это делает машину устойчивой и позволяет сокращать количество дозаправок. У всего модельного ряда харвестеров топливное отделение объемом до 400 литров располагается в раме, куда первоначально закачивается топливо. Оттуда насос перекачивает топливо в рабочий бак емкостью 150 литров, затем происходит дозакачка топлива в основное отделение. В итоге получается 550 литров. В самом мощном харвестере 10Н общий объем топливной системы достигает 800 литров.

Заслуживает внимания конструкция кабины харвестеров. Разработчики учли пожелания и советы операторов и разработали особую конструкцию кабины, дающую практически полный обзор рабочей зоны, от корневой части дерева до верхушки, за счет арочного остекления спереди и остекления с боков кабины. Кресло оператора имеет большое количество регулировок, пневматическую подвеску и вентиляцию. Есть система вибропогашения и шумоизоляции, кондиционер. На всех моделях харвестеров кабина оснащена системой контроля Vision A/R/S, которая позволяет при любых условиях движения (при отклонениях до 17 градусов) удерживать кабину в горизонтальном положении. В кабине оператора предусмотрено дополнительное место для инструктора, а также откидной рабочий стол.

«Логсет» уделяет много внимания тому, чтобы все конструктивные разработки основных узлов и опций достигали главной цели: максимально исключали непроизводственные потери. Например, измерительная система Motomit IT на харвестерах едина для харвестерных головок всего модельного ряда и исключает необходимость перенастройки при их смене. Программное обеспечение Linоx, более простое и надежное, чем Windows, не требует постоянных обновлений. Система Can Bus минимизирует количество электрических проводов и снижает ошибки при передаче информации.

Занимаясь продвижением техники «Логсет», мы убедились, что эта компания не просто декларирует заботу о своем клиенте, она действительно о нем заботится, минимизируя все неоправданные потери времени и сил оператора буквально в каждой мелочи. Например, крышка капота оснащена гидравлическим подъемником, а внутренние поверхности машины окрашены серебристой краской, для того чтобы легче было найти какую-нибудь оброненную гайку или инструмент. Вентилятор находится далеко от кабины, а значит, не так сильно слышен шум, или откидываем крышку, и она вдруг становится ступенькой, покрытой антискользящим покрытием. Таких примеров привести можно очень много, но лучше все увидеть своими глазами, потому что изложить в одной статье всю полезную информацию об этой технике просто невозможно.

Беседовала Галина МАЛИКОВА