Кому доступно доступное жилье?
С тех пор как лесная отрасль обозначена Правительством РФ как одно из приоритетных направлений развития экономики страны, прошло немало времени. Казалось бы, работа по усовершенствованию нормативно-правовой базы уже идет, и новый Лесной кодекс вроде бы приняли. Но споры о том, как лучше и правильнее распоряжаться российскими запасами леса до сих пор не утихают. Ни одно мероприятие, посвященное деревообработке и деревянному домостроению, не обходится теперь без обсуждения вопросов реформирования лесной отрасли. Руководители многочисленных деревообрабатывающих предприятий по всей стране пытаются донести до местных и федеральных властей свои проблемы, возникающие из-за несовершенства введенного Лесного кодекса.
Такая же ситуация наблюдалась и на выставке «Сиблес. Деревообработка – 2007», проходившей с 21 по 23 марта в Новосибирске и организованной ВО «Сибирская ярмарка». В этом году в выставке приняли участие более 130 компаний из 26 городов России, а также фирмы и производственные предприятия Австрии, Германии, Италии и Словении. На экспозиции было представлено оборудование для лесозаготовительных работ, лесопильных и деревообрабатывающих производств, продукты химической переработки древесины, строительные материалы на основе древесины и древесных отходов.
Открывая выставку, Василий Юрченко, первый заместитель губернатора Новосибирской области, заявил: «В этом году лесоперерабатывающая отрасль Новосибирской области определена как одна из приоритетных. Наша задача – выйти на поставку 5 миллионов кубометров древесины, обеспечить создание новых высокопроизводительных, с высокой степенью переработки древесины предприятий. В этом году на территории Новосибирской области будет изменена структура лесоуправления, управления восстановительными процессами по лесу, заготовкой леса, переработкой, и это позволит в долгосрочной перспективе планировать свой бизнес. Я уверен, что сегодняшняя выставка позволит нам выработать более правильные и эффективные решения для развития собственного бизнеса».
Одной из основных тем выставки 2007 года стало развитие в Сибирском регионе деревянного домостроения. Вопрос этот действительно актуален, как никогда, особенно в связи с президентской программой «Доступное жилье», да и компаний, специализирующихся на деревянном домостроении в Сибири в целом и в Новосибирске в частности достаточно. Насколько же деревянные дома доступнее, чем, например, кирпичные или панельные, и обсуждали на круглом столе представители сибирских строительных и производственных компаний, специализирующихся на деревянном домостроении. Вопрос оказался достаточно спорным.
Основные проблемы в области деревянного домостроения обозначил Сергей Курышкин, генеральный директор ОАО «Сибжилстрой» (г. Тюмень). С. Курышкин отметил несовершенство нормативной базы в области пожарной безопасности деревянных объектов. Именно отсюда и возникают трудности при приобретении деревянного дома по ипотечному кредитованию, а следовательно, программа «Доступное жилье» тормозится. Дело в том, что банки кредитуют только застрахованное жилье. Но, увы, страховые компании пока не выдают страховки на деревянные дома. Все ещё продолжает действовать стереотип о пожароопасности таких зданий. И это несмотря на то, что современные технологии покрытия дерева огнеупорными средствами продвинулись далеко вперед.
«Вопрос нормативной базы по пожарной безопасности сейчас актуален, как никогда, – считает гендиректор „Сибжилстрой“. – Именно с её проработки 20 лет назад начали финны, и сейчас они по большей части живут в деревянных особняках. А у нас по сей день потребители отрицательно настроены по поводу приобретения недвижимости из дерева. И этому есть логическое объяснение. Менталитет недоверия к деревянным конструкциям у россиян формировался десятилетиями, и сейчас очень сложно донести до их сознания, что подобные сооружения имеют право на жизнь, даже при повсеместном засилье кирпича и бетона». «Ещё в советское время московская организация по заказу государства строила на севере Тюменской области, в Надыме и Уренгое, жилье для тогда ещё только развивающегося нефтегазового комплекса. Они простояли 30 лет и развалились, но, с другой стороны, без этих наспех сделанных деревянных домов не осуществилось бы освоение месторождений Севера», – заметил С. Курышкин. «Поэтому сейчас нам очень сложно преодолеть сложившееся у потребителей мнение. И это при всех наших достижениях. В данный момент в состав „Сибжилстрой“ входят два завода по производству домостроительных комплексов, их общая прокатная мощность – 130 тысяч квадратных метров условного жилья. Но пока наши предприятия загружены только на 30 %», – добавил он.
Ещё одну проблему, которую ещё только предстоит решать, участники круглого стола определили как нехватку квалифицированных специалистов-архитекторов. Избитая фраза «Кадры решают все!» в сфере строительства жилья из дерева приобрела новое звучание. Сейчас вузы выпускают специалистов, в сознание которых заложены только традиционные кирпич и бетон. Выпускники-архитекторы сегодня не имеют необходимого уровня знаний для работы с древесиной. Для сравнения: если раньше в учебном курсе специализированных вузов деревянному домостроению отводилось 160 часов, то теперь только 48.
В защиту вузов выступил декан архитектурного факультета Новосибирской государственной архитектурно- художественной академии Алексей Гудков. По его словам, количество учебных часов определяется не самими вузами, а Министерством образования. «С 1 сентября 2007 года мы перешли на новые стандарты обучения. Конечно, время, отведенное на изучение тем, связанных с малоэтажным деревянным строительством, все-таки урезали. Но академия стремится сохранить то, что было, так как мы понимаем важность этого направления в проектировании именно в нашем регионе. Сейчас в нашем вузе более 200 часов отводится на лекции по конструкциям деревянных сооружений, и целый семестр посвящен изучению дерева в целом», – прокомментировал А. Гудков. Участники круглого стола согласились с тем, что ситуация в одном конкретном учебном заведении может стать хорошим примером для других образовательных учреждений, в которых, как показывает опыт, с этим направлением дела обстоят гораздо хуже.
В настоящее время фактически не существует концепции малоэтажного строительства. Как правило, сюда привносятся технологии, используемые при возведении многоэтажных домов. Кроме того, уже готовые коттеджные поселки не обеспечиваются положенной инфраструктурой, что, в общем то, должно делать государство. А потребители, в свою очередь, не желают инвестировать свои средства только в деревянную коробку. Это ещё один момент, влияющий на отрицательное отношение к строениям из дерева. Отсюда и удручающая для деревообработчиков статистика: 80 % россиян хотят видеть собственный дом из кирпича и только 2 % согласны жить в деревянном коттедже.
Проблем у деревообработчиков, конечно, немало, причем достаточно глобальных, но, тем не менее, уже сегодня нужно как-то выходить из создавшегося положения. И примером тому может стать новосибирская компания «Русская усадьба». Павел Малахов, генеральный директор этой фирмы, предложил свой путь продвижения деревянного конструктива на российский рынок.
«Сначала мы должны полностью отказаться от всех европейских разработок, необходимо создать свои собственные технологии деревообработки», – заявил П. Малахов. Функциональная среда в России и в Европе совершенно разная. В Европе весь процесс деревообработки и производства готовых деревянных компонентов поэтапно разделен на отдельные операции и осуществляется на разной территории, поэтому происходит постоянная перевозка сырья, оборудования и уже готовой продукции. Но не стоит забывать, что в Европе расстояния куда как меньше, да и инфраструктура более развита. В России, к сожалению, эти показатели находятся на довольно низком уровне.
Именно поэтому П. Малахов намерен, во-первых, сделать все оборудование для заготовки и обработки леса мобильным, чтобы огромные российские расстояния больше не влияли на стоимость готового продукта; во-вторых, сделать это оборудование экологичным; в-третьих, снизить стоимость готовой деревянной конструкции, а следовательно, сделать дома из дерева более востребованными.
Сотрудники «Русской усадьбы» уже создали уникальный проект мобильного деревообрабатывающего комплекса на основе своего оборудования. В него вошли круглопильный станок, позволяющий производить брус и обрезные материалы, оцилиндровочный станок, с помощью которого производится оцилиндрованное бревно с новыми потребительскими характеристиками, и околостаночное оборудование. Но особое внимание руководитель предприятия уделил новой технологии, которая как нельзя лучше вписалась в проект. Это технология производства арболита, или опилкобетона. Для его получения необходимо 95 % отходов деревообрабатывающего производства (щепа и опилки) и только 5 % бетона. Этот материал выгодно отличается от бетона, во-первых, своей экологичностью, а во-вторых, эластичностью, что особенно актуально для сейсмоопасных районов России. С учетом того, что в нашей стране ежегодно отмечается дефицит обычного бетона на уровне около 40 %, производство арболита может быть довольно перспективным. Кроме того, используя технологию производства арболита, можно сделать деревообработку совершенно безотходной.
Следующий шаг, который планирует сделать «Русская усадьба» для продвижения мобильных деревообрабатывающих комплексов, – это передача их в лизинг депрессивным лесным регионам России, которые, в свою очередь, должны будут рассчитываться по договору лизинга частью продуктов деревообработки. Последние, по замыслу П. Малахова, должны концентрироваться на двух домостроительных комбинатах в Новосибирской и Тверской областях. Там уже из полученных полуфабрикатов будут собираться готовые деревянные дома.
Вся программа «Русской усадьбы» рассчитана на снижение цены 1 м² готового жилья и на то, чтобы сделать деревянные дома действительно доступными.
Маргарита ХАРИНА