Тема номера: Реставрация сегодня

Найденная красота

«Планета Земля», 85x82x78 мм
«Планета Земля»
85x82x78 мм


Стол, 75×140 мм
Стол
75×140 мм

Обратить недостатки в достоинства порой под силу лишь настоящему художнику. Именно этому занятию посвящает все свое свободное время известный петербургский реставратор мебели Иван Мукин. Кривые сучья, причудливо спутавшиеся древесные корни и наросты - эти «пороки» деревьев он превращает в оригинальные и яркие произведения искусства.

Иван Мукин с детства любит лес и природу. И сегодня, в свои 77 лет, он гордится тем, что, создавая деревянные скульптуры, за всю жизнь не «обидел» ни одного дерева.

«Дерево я вижу и чувствую так же хорошо, как если бы это был человек, который сидит напротив меня. Каждая береза или дуб для меня — открытая книга, — говорит реставратор, фотограф и мастер древесной скульптуры. — Дерево — это живой организм, и, изучая его, я понимаю, как оно росло, какие у него были соседи, какие годы были более сложными, как оно болело и боролось за существование».

Все изделия мастера — от шкатулки до массивной деревянной скульптуры — созданы из уже кем­то срубленных деревьев или из наростов и капов — «пороков» дерева. Неоднородность строения древесины, сучки, спутанные корни, следы болезней, загнивания и другие нарушения древесной ткани — проще говоря, все то, из-за чего в быту и промышленности древесину бы забраковали, — источник вдохновения для мастера.

Наверное, знание того, что деревья точно так же, как люди, рождаются, болеют и умирают, переживают лучшие времена и тяжелые годы, и дало мастеру тот редкий дар не подчинять природу своему замыслу, а лишь вселять его в уже данную природой форму. Свои будущие произведения он в буквальном смысле слова находит в парках, на вырубках в лесах, даже на участках под строительство, где под ковшами бульдозеров гибнут неугодные строителям липы и березки.

Но даже для мастера с многолетним опытом структура наростов дерева всегда неожиданна. Поэтому в произведениях Мукина нет и не может быть двух одинаковых рисунков. Вулканообразные разводы на готовых скульптурах и мебели восхищают — не верится, что такой завораживающий рисунок может появиться на обычной березе или клене.

Ваза, 27x11x11 мм
Ваза
27x11x11 мм
Табурет «Морской котик», 47x40x49 мм
Табурет «Морской котик»,
47x40x49 мм
Табурет «Упрямый», 49x45x43 мм
Табурет «Упрямый»
49x45x43 мм
«Русалка», 90x60x50 мм
«Русалка»
90x60x50 мм

Сложные переплетения годичных слоев, сердцевины темных, «спящих» внутри дерева почек придают древесине мерцание, которое меняется в зависимости от освещения. Именно из-за этого таинственного свечения древесина капов издревле очень высоко ценилась на мировом рынке.

Маска «Профиль», 17x13x7 мм
Маска «Профиль»
17x13x7 мм

Из всех встречающихся в природе березовых и иных капов только 5−10 % представляют ценность как материал для художественных работ. Конечно, можно рассудить и так, что природа делает за резчика часть его работы. Но создание каждого стула, вазы и даже маленькой солонки — это часы, месяцы, годы кропотливой работы и творческого поиска.

Процесс доведения срезанного капа до приобретения им потребительских качеств может занять лет пять, а то и больше, в зависимости от текстуры древесины.

«Иногда сучок или кусочек капа годами лежит на полке, но на видном месте. А потом наступает некое прозрение. Начинаешь четко понимать, какое именно изделие можно смастерить из той или иной части дерева, — делится своими секретами мастер. — В одну из таких счастливых минут сразу приходят и вид, и форма поделки — и начинается работа».

Обработка капа — сложнейший процесс. Иногда для раскрытия оригинальной текстуры его распиливают по спирали, чтобы не потерять материал золотисто­медового цвета с мелкими коричневыми вкраплениями.

Работают с этим древесным отклонением только вручную. Кап любой породы не терпит вмешательства современных технологий — его структура и цвет при таких экспериментах могут пострадать.

Пластика леса

Работы Ивана Мукина ценятся и в России, и за рубежом: его лесные скульптуры находятся в частных коллекциях в Италии, Америке, Швейцарии. Но мастер не гонится за выгодой и не спешит с ними расставаться. «Мои работы для меня словно дети. Когда вспоминаю о проданных скульптурах — всегда жалею», — делится Иван Михайлович.

И это неудивительно. Ведь все творения мастера — история его путешествий и прогулок. В его руках побывали деревья и с Дальнего Востока, и из петербургских садов и парков. Художник помнит историю каждого своего детища. Образы некоторых из них ждали своего рождения месяцами, другие, например Русалка, обозначились почти сразу.

«Оцепенение», 70x75x71 мм
«Оцепенение»
70x75x71 мм
Настольная лампа, 54x36x23 мм
Настольная лампа
54x36x23 мм
Ваза «Кубок Мира», 34x23x18 мм
Ваза «Кубок Мира»
34x23x18 мм
Канделябр, 65x70x30 мм
Канделябр
65x70x30 мм

Материалом для загадочной скульптуры «Русалка» послужил ствол обычной березы с проросшей на поверхность земли корневой системой. У заготовки был дефект — трещина. После колдовства над ней получилась пластичная и очень теплая по цветовой гамме скульптура. Мукинская русалка готова броситься с корней-опор в воду илистого пруда. Чтобы придать скульптуре более насыщенный цвет, мастер использовал натуральные красители — отвары шелухи лука и коры деревьев.

Для устранения мелких изъянов заготовки у реставратора есть свой технологический прием: повреждения, трещины и отверстия заделываются клеем, смешанным с древесными опилками латаемого дерева. Это делает швы почти незаметными. Та же технология склейки используется и при изготовлении столешниц и рам из распилов дерева.

У столешницы «Оцепенение» интересная история создания. Исходным материалом для нее послужил уникальный березовый кап весом около 150 кг. Вырос этот гигант в глухой лесной чаще под Приозерском. Работа над этой стилизованной столешницей относится к самым первым годам увлечения Мукина резьбой по дереву.

«После того как доставил кап в мастерскую, сразу стал очищать его внутреннюю полость от сгнившей древесины. А когда азарт немного поутих, оказалось, что в пылу работы удалил нужную для будущей скульптуры часть», — признается Иван Михайлович.

Резчик не сразу понял, что может получиться из этого капа. Множество раз он вглядывался в контуры нароста, прежде чем родился образ женщины и терзающей её тело хищной птицы. Мастер считает, что ошибка, допущенная из-за поспешности, не позволила сделать скульптуру более выразительной. Правда, и здесь у него есть задумки. Поверхность исполинского капа с годами может стать площадкой для создания произведений по мифологическим сюжетам.

Ещё один шедевр, созданный руками умельца, — «Планета Земля»: огромный кап красного дерева, похожий на земной шар, испещренный холмами и впадинами. Изнутри шар полый и подсвечен красными лампами. Кажется, что через такие узкие разломы невозможно было извлечь сердцевину заготовки. Мастер применил свой излюбленный прием: скульптура состоит из двух частей, а клеевой шов незаметен благодаря использованию смеси клея и опилок той же породы дерева.

Всего у Мукина десятки скульптурных работ и множество материала, который ещё ждет своего часа в мастерской. В этой публикации мы рассказали лишь о немногих созданных им изделиях. А их за годы накопилось много. Автор надеется, что они найдут отклик в сердцах и душах тысяч людей, ведь он постоянно демонстрирует свои работы на художественных выставках в Петербурге. Кроме того, в его планах организовать постоянную экспозицию в своей мастерской. На нескольких десятках квадратных метров размещены простые и теплые предметы домашней утвари, удобные столы и стулья из дерева — на них можно долго сидеть, и не устанешь.

Деревянные рамы, подставки, шкатулки и солонки, словно огромное и дружное семейство, обитают на полках. Скульптуры из сучьев и корней, березовых капов и наростов создают здесь особую ауру взаимопонимания природы и человека. Природа поделилась с Иваном Мукиным откровениями. Лес подарил ему произведения искусства, которые никто до мастера не сумел заметить и оценить. А он дарит их нам.

Оксана КУРОЧКИНА

Биография Ивана Мукина

Иван Мукин

Иван Мукин — заведующий мастерской по реставрации деревянной и фанерованной мебели Государственного Русского музея, художник-реставратор высшей категории, фотограф, мастер декоративно-прикладного искусства, автор книг по реставрации, прикладному искусству.

Родился в 1932 году в деревне Большая Кируша Тамбовской области. В семье было 10 детей. В 1951 году мать Ивана Михайловича Мария Максимовна была награждена орденом Материнской славы первой степени. В 1941 году, уже в военное время, Мукин пошел в школу. Большая семья жила в бедности, поэтому с 1941 по 1948 годы Ваня Мукин не только учился, но и подрабатывал жестянщиком и электриком, а также стал подмастерьем сапожника. К окончанию 7-го класса освоил весь процесс изготовления обуви и мог сам смастерить любую пару — от туфель до валенок. До ухода в армию, помимо работы по дому, которой всегда хватало, занимался разведением домашней живности, голубей. В трудные времена, когда все выращивали в огороде картошку, Иван посадил на своем участке яблони, быстро дававшие плоды. Вскоре его примеру последовали и соседи.

После службы в армии с 1952 по 1954 год продолжил обучение в Тамбовском военно-авиационном радиотехническом училище. Все свободное время проводил в столярной мастерской по художественному оформлению. Уже тогда командир подразделения отметил его природную склонность к работе с деревом и талант. Иван Мукин изобрел и сам смастерил универсальный шкаф-пирамиду для хранения оружия.

Несколько месяцев спустя такими шкафами снабдили все подразделения части. Мукин стал все чаще задерживаться в мастерской, занимался резьбой по дереву. Эта прилежность также не осталась незамеченной. В 1975 году в аэрокосмической академии им. А. Ф. Можайского состоялась его первая персональная выставка, посвященная 30-летию победы в Великой Отечественной войне. Завершив службу, в смутное время перестройки решил освоить профессию художника-реставратора. Уже через четыре года Иван Михайлович стал заведующим мастерской при Русском музее. В 1988 году Мукин прнимал участие в выставке «Побеждая время» в Государственном Русском музее. Он постоянный участник регулярной российской выставки-триеннале «Реставрация музейных ценностей».

В 2000 году Мукин стал лауреатом премии Министерства культуры РФ с вручением «Золотого скальпеля» — главной реставрационной награды выставки-триеннале «Реставрация музейных ценностей в России». Желая систематизировать свой опыт, а главное, поделиться им с другими, он написал тематически редкую книгу «Музейная реставрация мебели», которая была издана в 2003 году. Иван Михайлович также автор ряда научно-практических публикаций, в том числе и за границей. В мае 2006 года в выставочном центре Санкт-Петербургского союза художников прошла авторская выставка мастера «Сердце старой липы». В 2008 году вышла его книга «Лесных древес богатство бытия». В планах мастера издание энциклопедии технологий и материалов в работе с деревом.