Найденная красота
![«Планета Земля», 85x82x78 мм «Планета Земля», 85x82x78 мм](http://lesprominform.ru/uploads/images/lpi64/planeta_zemlya.jpg)
«Планета Земля»
85x82x78 мм
![Стол, 75×140 мм Стол, 75×140 мм](http://lesprominform.ru/uploads/images/lpi64/img_2301.jpg)
Стол
75×140 мм
Обратить недостатки в достоинства порой под силу лишь настоящему художнику. Именно этому занятию посвящает все свое свободное время известный петербургский реставратор мебели Иван Мукин. Кривые сучья, причудливо спутавшиеся древесные корни и наросты - эти «пороки» деревьев он превращает в оригинальные и яркие произведения искусства.
«Дерево я вижу и чувствую так же хорошо, как если бы это был человек, который сидит напротив меня. Каждая береза или дуб для меня — открытая книга, — говорит реставратор, фотограф и мастер древесной скульптуры. — Дерево — это живой организм, и, изучая его, я понимаю, как оно росло, какие у него были соседи, какие годы были более сложными, как оно болело и боролось за существование».
Все изделия мастера — от шкатулки до массивной деревянной скульптуры — созданы из уже кемто срубленных деревьев или из наростов и капов — «пороков» дерева. Неоднородность строения древесины, сучки, спутанные корни, следы болезней, загнивания и другие нарушения древесной ткани — проще говоря, все то, из-за чего в быту и промышленности древесину бы забраковали, — источник вдохновения для мастера.
Наверное, знание того, что деревья точно так же, как люди, рождаются, болеют и умирают, переживают лучшие времена и тяжелые годы, и дало мастеру тот редкий дар не подчинять природу своему замыслу, а лишь вселять его в уже данную природой форму. Свои будущие произведения он в буквальном смысле слова находит в парках, на вырубках в лесах, даже на участках под строительство, где под ковшами бульдозеров гибнут неугодные строителям липы и березки.
Но даже для мастера с многолетним опытом структура наростов дерева всегда неожиданна. Поэтому в произведениях Мукина нет и не может быть двух одинаковых рисунков. Вулканообразные разводы на готовых скульптурах и мебели восхищают — не верится, что такой завораживающий рисунок может появиться на обычной березе или клене.
![Ваза, 27x11x11 мм Ваза, 27x11x11 мм](http://lesprominform.ru/uploads/images/lpi64/vaza.jpg)
Ваза
27x11x11 мм
![Табурет «Морской котик», 47x40x49 мм Табурет «Морской котик», 47x40x49 мм](http://lesprominform.ru/uploads/images/lpi64/taburet_morskoy_kotik.jpg)
Табурет «Морской котик»,
47x40x49 мм
![Табурет «Упрямый», 49x45x43 мм Табурет «Упрямый», 49x45x43 мм](http://lesprominform.ru/uploads/images/lpi64/taburet_upryamyy.jpg)
Табурет «Упрямый»
49x45x43 мм
![«Русалка», 90x60x50 мм «Русалка», 90x60x50 мм](http://lesprominform.ru/uploads/images/lpi64/rusalka.jpg)
«Русалка»
90x60x50 мм
Сложные переплетения годичных слоев, сердцевины темных, «спящих» внутри дерева почек придают древесине мерцание, которое меняется в зависимости от освещения. Именно из-за этого таинственного свечения древесина капов издревле очень высоко ценилась на мировом рынке.
![Маска «Профиль», 17x13x7 мм Маска «Профиль», 17x13x7 мм](http://lesprominform.ru/uploads/images/lpi64/maska_profily.jpg)
Маска «Профиль»
17x13x7 мм
Из всех встречающихся в природе березовых и иных капов только 5−10 % представляют ценность как материал для художественных работ. Конечно, можно рассудить и так, что природа делает за резчика часть его работы. Но создание каждого стула, вазы и даже маленькой солонки — это часы, месяцы, годы кропотливой работы и творческого поиска.
Процесс доведения срезанного капа до приобретения им потребительских качеств может занять лет пять, а то и больше, в зависимости от текстуры древесины.
«Иногда сучок или кусочек капа годами лежит на полке, но на видном месте. А потом наступает некое прозрение. Начинаешь четко понимать, какое именно изделие можно смастерить из той или иной части дерева, — делится своими секретами мастер. — В одну из таких счастливых минут сразу приходят и вид, и форма поделки — и начинается работа».
Обработка капа — сложнейший процесс. Иногда для раскрытия оригинальной текстуры его распиливают по спирали, чтобы не потерять материал золотистомедового цвета с мелкими коричневыми вкраплениями.
Работают с этим древесным отклонением только вручную. Кап любой породы не терпит вмешательства современных технологий — его структура и цвет при таких экспериментах могут пострадать.
Пластика леса
Работы Ивана Мукина ценятся и в России, и за рубежом: его лесные скульптуры находятся в частных коллекциях в Италии, Америке, Швейцарии. Но мастер не гонится за выгодой и не спешит с ними расставаться. «Мои работы для меня словно дети. Когда вспоминаю о проданных скульптурах — всегда жалею», — делится Иван Михайлович.
И это неудивительно. Ведь все творения мастера — история его путешествий и прогулок. В его руках побывали деревья и с Дальнего Востока, и из петербургских садов и парков. Художник помнит историю каждого своего детища. Образы некоторых из них ждали своего рождения месяцами, другие, например Русалка, обозначились почти сразу.
![«Оцепенение», 70x75x71 мм «Оцепенение», 70x75x71 мм](http://lesprominform.ru/uploads/images/lpi64/otsepenenie.jpg)
«Оцепенение»
70x75x71 мм
![Настольная лампа, 54x36x23 мм Настольная лампа, 54x36x23 мм](http://lesprominform.ru/uploads/images/lpi64/nastolynaya_lampa.jpg)
Настольная лампа
54x36x23 мм
![Ваза «Кубок Мира», 34x23x18 мм Ваза «Кубок Мира», 34x23x18 мм](http://lesprominform.ru/uploads/images/lpi64/vaza_kubok_mira.jpg)
Ваза «Кубок Мира»
34x23x18 мм
![Канделябр, 65x70x30 мм Канделябр, 65x70x30 мм](http://lesprominform.ru/uploads/images/lpi64/kandelyabr.jpg)
Канделябр
65x70x30 мм
Материалом для загадочной скульптуры «Русалка» послужил ствол обычной березы с проросшей на поверхность земли корневой системой. У заготовки был дефект — трещина. После колдовства над ней получилась пластичная и очень теплая по цветовой гамме скульптура. Мукинская русалка готова броситься с корней-опор в воду илистого пруда. Чтобы придать скульптуре более насыщенный цвет, мастер использовал натуральные красители — отвары шелухи лука и коры деревьев.
Для устранения мелких изъянов заготовки у реставратора есть свой технологический прием: повреждения, трещины и отверстия заделываются клеем, смешанным с древесными опилками латаемого дерева. Это делает швы почти незаметными. Та же технология склейки используется и при изготовлении столешниц и рам из распилов дерева.
У столешницы «Оцепенение» интересная история создания. Исходным материалом для нее послужил уникальный березовый кап весом около 150 кг. Вырос этот гигант в глухой лесной чаще под Приозерском. Работа над этой стилизованной столешницей относится к самым первым годам увлечения Мукина резьбой по дереву.
«После того как доставил кап в мастерскую, сразу стал очищать его внутреннюю полость от сгнившей древесины. А когда азарт немного поутих, оказалось, что в пылу работы удалил нужную для будущей скульптуры часть», — признается Иван Михайлович.
Резчик не сразу понял, что может получиться из этого капа. Множество раз он вглядывался в контуры нароста, прежде чем родился образ женщины и терзающей её тело хищной птицы. Мастер считает, что ошибка, допущенная из-за поспешности, не позволила сделать скульптуру более выразительной. Правда, и здесь у него есть задумки. Поверхность исполинского капа с годами может стать площадкой для создания произведений по мифологическим сюжетам.
Ещё один шедевр, созданный руками умельца, — «Планета Земля»: огромный кап красного дерева, похожий на земной шар, испещренный холмами и впадинами. Изнутри шар полый и подсвечен красными лампами. Кажется, что через такие узкие разломы невозможно было извлечь сердцевину заготовки. Мастер применил свой излюбленный прием: скульптура состоит из двух частей, а клеевой шов незаметен благодаря использованию смеси клея и опилок той же породы дерева.
Всего у Мукина десятки скульптурных работ и множество материала, который ещё ждет своего часа в мастерской. В этой публикации мы рассказали лишь о немногих созданных им изделиях. А их за годы накопилось много. Автор надеется, что они найдут отклик в сердцах и душах тысяч людей, ведь он постоянно демонстрирует свои работы на художественных выставках в Петербурге. Кроме того, в его планах организовать постоянную экспозицию в своей мастерской. На нескольких десятках квадратных метров размещены простые и теплые предметы домашней утвари, удобные столы и стулья из дерева — на них можно долго сидеть, и не устанешь.
Деревянные рамы, подставки, шкатулки и солонки, словно огромное и дружное семейство, обитают на полках. Скульптуры из сучьев и корней, березовых капов и наростов создают здесь особую ауру взаимопонимания природы и человека. Природа поделилась с Иваном Мукиным откровениями. Лес подарил ему произведения искусства, которые никто до мастера не сумел заметить и оценить. А он дарит их нам.
Оксана КУРОЧКИНА
Биография Ивана Мукина
![Иван Мукин Иван Мукин](http://lesprominform.ru/uploads/images/lpi64/mukin2.jpg)
Иван Мукин — заведующий мастерской по реставрации деревянной и фанерованной мебели Государственного Русского музея, художник-реставратор высшей категории, фотограф, мастер декоративно-прикладного искусства, автор книг по реставрации, прикладному искусству.
Родился в 1932 году в деревне Большая Кируша Тамбовской области. В семье было 10 детей. В 1951 году мать Ивана Михайловича Мария Максимовна была награждена орденом Материнской славы первой степени. В 1941 году, уже в военное время, Мукин пошел в школу. Большая семья жила в бедности, поэтому с 1941 по 1948 годы Ваня Мукин не только учился, но и подрабатывал жестянщиком и электриком, а также стал подмастерьем сапожника. К окончанию 7-го класса освоил весь процесс изготовления обуви и мог сам смастерить любую пару — от туфель до валенок. До ухода в армию, помимо работы по дому, которой всегда хватало, занимался разведением домашней живности, голубей. В трудные времена, когда все выращивали в огороде картошку, Иван посадил на своем участке яблони, быстро дававшие плоды. Вскоре его примеру последовали и соседи.
После службы в армии с 1952 по 1954 год продолжил обучение в Тамбовском военно-авиационном радиотехническом училище. Все свободное время проводил в столярной мастерской по художественному оформлению. Уже тогда командир подразделения отметил его природную склонность к работе с деревом и талант. Иван Мукин изобрел и сам смастерил универсальный шкаф-пирамиду для хранения оружия.
Несколько месяцев спустя такими шкафами снабдили все подразделения части. Мукин стал все чаще задерживаться в мастерской, занимался резьбой по дереву. Эта прилежность также не осталась незамеченной. В 1975 году в аэрокосмической академии им. А. Ф. Можайского состоялась его первая персональная выставка, посвященная 30-летию победы в Великой Отечественной войне. Завершив службу, в смутное время перестройки решил освоить профессию художника-реставратора. Уже через четыре года Иван Михайлович стал заведующим мастерской при Русском музее. В 1988 году Мукин прнимал участие в выставке «Побеждая время» в Государственном Русском музее. Он постоянный участник регулярной российской выставки-триеннале «Реставрация музейных ценностей».
В 2000 году Мукин стал лауреатом премии Министерства культуры РФ с вручением «Золотого скальпеля» — главной реставрационной награды выставки-триеннале «Реставрация музейных ценностей в России». Желая систематизировать свой опыт, а главное, поделиться им с другими, он написал тематически редкую книгу «Музейная реставрация мебели», которая была издана в 2003 году. Иван Михайлович также автор ряда научно-практических публикаций, в том числе и за границей. В мае 2006 года в выставочном центре Санкт-Петербургского союза художников прошла авторская выставка мастера «Сердце старой липы». В 2008 году вышла его книга «Лесных древес богатство бытия». В планах мастера издание энциклопедии технологий и материалов в работе с деревом.