Иван Блоков: Государство не способно сохранить окружающую среду
Выступая на конференции «Экологическая модернизация России: роль науки и гражданского общества», Иван Блоков, директор по программам Гринпис России, заметил, что государство сегодня неспособно сохранить окружающую среду.
И законодательные, и контрольные функции государства находятся, по его мнению, в коллапсе – что подтверждается многочисленными примерами. Скажем, ситуацией с так называемыми «мелкодисперсными частицами» (соединения углерода, свинца, фтора, серы и азота, попадающих в атмосферу в результате человеческой деятельности, попадающие в организм человека при дыхании и способные вызвать различные заболевания), от которых в России ежегодно умирает 30-35 тысяч человек.
«Предельные нормативы их содержания в Западной Европе ввели 12-17 лет назад, – говорит Блоков. – У нас в стране их ввели только в марте 2010 года. При этом измерять их содержание практически нечем: есть две станции в Москве и одна в Петербурге, а больше нет».
По его словам, российская власть заявляет, – как это было сказано на Байкальском экономическом форуме, – что у нас субъекты Федерации «злоупотребляют своим правом создавать особо охраняемые природные территории», и особую ненависть у них вызывают Карелия и Якутия. «Видимо, эти два субъекта делают что-то очень хорошее», – замечает Блоков.
А еще российский бизнес, полагает он, не способен, не хочет или не может сделать что-то серьезное в экологической области. Пример прост: когда 17 лет назад вводились платежи за природопользование, сбрасывать больше нормативов можно было только при условии, что у предприятия есть конкретный план перехода к нормативам. У тех 300 предприятий, которые у нас в стране главные «загрязнители», Блоков пытался найти – есть ли хоть одно, которое пришло к нормативам? Но не нашел. Может быть, говорит он, есть одно, или два. Но, скорее всего, и нет.
Наконец, последний пример, который привел Иван Блоков – это уровень платежей за загрязнение окружающей среды. Выяснилось, что сбросить одну тонну цианистого калия стоит… чуть меньше 7 тысяч рублей. Это – меньше одной десятой копейки на смертельную дозу.
В своем докладе Блоков привел впечатляющие данные о состоянии дел в области охраны природы. Так, усредненные площади, ежегодно проходившиеся пожарами на покрытых лесами землях по данным Росстата, в 1985-89 годах составляли 800 тысяч га, а в 2005-2009 годах выросли почти вдвое – до 1500 га. В свою очередь, усредненные ежегодные площади лесовосстановления за эти же годы снизились примерно в такой же пропорции: в 1985-89 годах – 1.9 млн. га, в 2005-2009 годах – чуть больше 800 тысяч. Получается, по словам Блокова, типичный «крест», с пересечением в 1995-99 годах, когда площади высаженных и пострадавших от пожаров лесов примерно были равны.
Достоверность данных о лесных пожарах в России, заметил Блоков, оставляет желать лучшего. В 2009 году Росстат давал около 2 млн. га лесов, затронутых пожарами – а фонд Global Fire Monitor (мониторинг института леса имени Сукачева) – около 12 млн. га. В 2008 году расхождение было еще разительнее: Росстат давал те же 2 миллиона гектаров, а мониторинг института леса имени Сукачева – около 18 млн. га.
Впечатляет, по словам Блокова, и «актуальность» информации: на сайте Федерального агентства лесного хозяйства последние данные о незаконных рубках по России приводятся … на первое полугодие 2007 года.
Далее, отметил Блоков, численность работников, занимающихся лесозаготовками, упала с 800 тысяч человек в 1992 году до 100 тысяч в 2009 году, а сами заготовки после 2007 года стали убыточны. В 2009 году убыток составлял 85 тыс. рублей на одного работника.
Образование отходов в стране происходит нарастающими темпами: к 2007 году их количество достигло почти 400 тысяч тонн (к 2009 году оно чуть снизилась), а то время как в 2001 году было 170 тысяч тонн. Рост токсичных отходов с 1993 года по 2004 годы составил от 60 тысяч тонн до почти 300 тысяч тонн. За 1997-2009 годы с 90 до 130 выросло количество городов с высоким загрязнением атмосферы. При этом, отмечает Блоков, постоянно падает ввод в действие мощностей по охране атмосферы от загрязнения, и мощностей по охране водных ресурсов от загрязнения. Так, с 1980 до 2008 года мощность введенных систем оборотного водоснабжения упала в девять раз, мощность введенных станций очистки сточных вод – к 2000 году упала более чем в десять раз, а потом поднялась, и сейчас она в четыре раза меньше, чем в 1980 году.
Доля текущих расходов на охрану окружающей среды в стране падает: в 1997 году это было 1.4% от ВВП, а в 2009 году – менее 0.5%. Соответственно, эти расходы составляли в 1997 году 0.85% от доходов бюджета, а в 2009 году стало менее 0.3%.