На полях ПМЛФ Татьяна Гигель обозначила системные проблемы лесной отрасли
Выступая на пленарной дискуссии XXII Петербургского международного лесопромышленного форума, который прошел 29-30 сентября 2020 года, Татьяна Гигель представила взгляд Совета Федерации на текущую ситуацию в лесной отрасли России. В своей речи сенатор определила несколько первостепенных проблем ЛПК страны, которые следует решить безотлагательно.
Одним из первых Татьяна Гигель обозначила вопрос лесоустройства и отсутствующей сегодня полной и достоверной информации о состоянии и стоимости лесных ресурсов. На 1 января 2020 года доля земель лесного фонда с давностью лесоустройства до десяти лет составляла 15,6% – 179,3 млн гектаров. На 2020 год запланировано проведение лесоустроительных работ на площади 41,2 млн гектаров на территории 46 субъектов страны. Однако на большей площади лесов отсутствуют актуальные данные лесоустройства. Проект федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений в области лесоустройства» призван решить проблему и предусматривает возложение на федеральный орган исполнительной власти проведения всего комплекса работ по лесоустройству на землях лесного фонда. Принятие законопроекта обеспечит получение актуальной информации о лесных ресурсах.
Еще одна актуальная проблема – труднодоступность значительной части лесных ресурсов. По данным лесных планов субъектов России, на начало 2018 года общая протяженность дорог на землях лесного фонда составляла 2,03 млн километров: лесные дороги с твердым покрытием – 312,3 тыс. километров (около 15,4% от общей протяженности лесных дорог), грунтовые дороги – 966 тыс. километров (47,7%) и зимники – 434,5 тыс. километров (21,4%). Плотность лесных дорог в стране составляет только 1,7 километра на тысячу гектаров лесных земель, для сравнения в странах Западной Европы и Северной Америки – 10-45 километров.
Татьяна Гигель отметила необходимость усовершенствования законодательства о строительстве и содержании транспортной инфраструктуры в лесах. Такая работа уже ведется членами Экспертно-консультативного Совета в части законопроекта «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».
Техническое состояние отрасли также находится на очень низком уровне. Потребности российского рынка лесозаготовительной техники обеспечиваются за счет импортной продукции. Немногочисленные и часто морально и конструктивно устаревшие образцы спецсредств механизации, которые еще производятся в России, существенно уступают зарубежным аналогам. Ситуация осложняется и тем, что научно-исследовательская, проектная база лесного машиностроения практически утрачена, почти разрушена система сервисного и эксплуатационного обслуживания. Степень износа парка специализированных отечественных машин и оборудования для лесного сектора давно превысила критическую отметку и еще в 2007 году приблизилась к 100%. Комитет СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию направлял рекомендации правительству разработать и утвердить стратегию развития лесного машиностроения Российской Федерации до 2030 года, а также разработать и принять на государственном уровне программу отечественного машиностроения с научно-исследовательским обеспечением выполнения основных мероприятий по созданию современных лесных машин, способных конкурировать с зарубежными аналогами.
Обеспечить должный контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов не позволяет недостаточное финансирование лесной отрасли. Хотя в последние года ситуация стала меняться в лучшую сторону. Выделяемые из федерального бюджета дополнительные средства позволяют повысить эффективность реализации мер пожарной безопасности и оперативности обнаружения лесных пожаров, осуществления федерального государственного лесного надзора.
Еще одна острейшая проблема, которая тормозит развитие лесной отрасли России, – кадровое и научное обеспечение ЛПК. Кадровый дефицит возникает из-за недостаточного количества учебных заведений, готовящих отраслевых специалистов, и теоретизации знаний в связи с недостаточной связи образования и вузовской науки с практикой. На данный момент потребность в кадрах с высшим и средним профессиональным образованием оценивается в 12 тыс. человек и превышает ежегодный выпуск. Кроме того, снижение качества научного обеспечения отрасли связано с сокращением численности научных работников лесных научно-исследовательских институтов и недостаточным финансированием лесных исследований и разработок. По мнению Татьяны Гигель, ежегодные инвестиции в отраслевой НИОКР должны составлять не менее 8 млрд рублей.
«Все эти проблемы говорят о том, что сегодня нам нужно новое целеполагание. Необходимо разработать и принять скорейшие меры, направленные на модернизацию отрасли, – заключила сенатор и глава Экспертно-консультативного совета по лесному комплексу Татьяна Гигель. – Мы надеемся и прилагаем все усилия к тому, чтобы разрабатываемая по поручению Правительства Российской Федерации новая «Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года» охватила все процессы отрасли и дала мощный импульс развития лесопромышленному комплексу. Она должна быть конкретным документом и содержать программу действий, дорожную карту по выводу отрасли из кризиса в кратчайший срок».
Фото: Рестэк
Также по теме:
Татьяна Гигель: «Наши леса обладают огромным потенциалом, и он не сводится только к заготовке древесины»
Татьяна Гигель: ЛПК не перевести на «удаленку»
Весь цвет ЛПК на берегах Невы