Партнеры журнала:

Тема страницы

Казанское черное царство

Основу экономики татарстана составляет нефть

Республика Татарстан входит в состав Приволжского федерального округа. Являясь субъектом Российской Федерации, Татарстан тем не менее обладает, по сути, всеми признаками государства: у республики есть собственный флаг, герб и гимн, власть осуществляет президент республики. 

Люди жили на берегах Волги и Камы с незапамятных времен, первые найденные поселения относятся ко второму тысячелетию до н. э. В состав России эти земли включил Иван Грозный, сначала они значились как Казанское царство, позднее, с понижением в статусе, как Казанская губерния. До создания СССР территорию, которая сейчас именуется Республикой Татарстан, никогда не называли по имени народа, ее населяющего. Только в 1920 году она официально стала Татарской Советской Социалистической Республикой, а после распада Советского Союза равнозначными стали названия «Республика Татарстан» и «Татарстан».

Флаг республики представляет собой одинаковой ширины зеленую и красную полосы, разделенные узкой белой полосой. Те же цвета преобладают на гербе: белый крылатый барс на фоне красного солнца в зеленом обрамлении татарского народного орнамента.

Столица республики - город Казань с населением около 1,5 млн человек, удалена от Москвы на 797 км. Второй крупный населенный пункт в регионе - г. Набережные Челны, который образует полицентрическую агломерацию с населением более 1 млн человек.

Статистика

Республика Татарстан (РТ) расположена в центре Российской Федерации, на Восточно-Европейской равнине, в месте слияния рек Волги и Камы.

Общая площадь республики составляет 67 836,2 км2, максимальная протяженность территории - 290 км с севера на юг и 460 км с запада на восток. Границ с иностранными государствами у Татарстана нет: на западе он граничит с Чувашской Республикой, на востоке - с Республикой Башкортостан, на северо-западе - с Республикой Марий Эл, на севере - с Удмуртской республикой и Кировской областью, на юге - с Оренбургской, Самарской и Ульяновской областями.

Согласно официальным данным, в настоящее время в Татарстане проживает 3,85 млн человек, из них 2,9 млн человек - жители городов. Русских и татар примерно поровну: 48 и 43% соответственно. Остальные национальности представлены незначительно, хотя на территории Татарстана проживают представители более 30 народов.

Муниципальное устройство Республики Татарстан насчитывает 43 муниципальных района и два городских округа: Казань и Набережные Челны. Перечень районов и городов республиканского значения, которые входят в состав республики, устанавливается конституцией республики.

География и климат Республики Татарстан

Территория республики представляет собой возвышенную ступенчатую равнину, которую реки Волга и Кама разделили на три части: Предволжье, Предкамье и Закамье. Самой высокой в Татарстане (до 381 м над уровнем моря) является Бугульминская возвышенность в Восточном Закамье, а 90% территории республики расположено не выше 200 м над уровнем моря.

Климат республики умеренно-континентальный, с теплым летом и не слишком холодной зимой. Около 200 дней в году температура выше 0 ºC, самым холодным месяцем является январь (от -13ºC), самым теплым - июль со среднесуточной температурой около 20 ºC.

Ресурсы Республики Татарстан

Основу благосостояния Республики Татарстан составляет нефть: 800 млн т разведанных запасов и более 1 млрд т - прогнозируемых. Поэтому промышленный профиль республики определяет нефтегазохимический комплекс. Вместе с нефтью добывается попутный газ - около 40 м3 на 1 т нефти.

«Республика располагает значительным ресурсным потенциалом сверхвязкой нефти, освоение которого сдерживается из-за отсутствия инвестиций в разработку месторождений и эффективных технологий, позволяющих вести рентабельное извлечение углеводородов и получать высококачественные и конкурентоспособные продукты, - говорится в Государственном докладе о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан за 2014 год. - В настоящее время важнейшей задачей развития нефтебитумной отрасли является привлечение средств из Инвестиционного фонда РФ для промышленного освоения месторождений со сверхвязкой нефтью и проведения научно-исследовательских и опытно-промышленных работ по ее добыче и переработке».

Республика также располагает промышленными запасами известняка, доломитов, строительного песка, глины для производства кирпича, строительного камня, гипса, песчано-гравийной смеси, торфа. Имеются перспективные запасы нефтебитумов, бурого и каменного угля, горючих сланцев, цеолитов, меди, бокситов. В недрах республики содержатся значительные запасы подземных вод - от сильно минерализованных до слабосолоноватых и пресных.

Экономика Республики Татарстан

По данным республиканского правительства, «в структуре валового регионального продукта Татарстана доля промышленности составляет 44,1%, строительства - 8,6%, транспорта и связи - 7,7%, сельского хозяйства - 7,1%».

«70 лет назад здесь нашли нефть. Что бы было с нами, не случись этого? Таких возможностей, как сегодня, у республики бы не было, - заявил недавно врио президента Республики Татарстан Рустам Минниханов. - Ведущей в Татарстане остается нефтяная промышленность. Так было, есть и будет. Мы располагаем достаточным числом технологий, для того чтобы в ближайшие 100-200 лет наша республика оставалась нефтедобывающим регионом России».

В настоящее время нефтехимический комплекс республики производит более 11% общероссийского объема химической продукции, в том числе около трети всех автомобильных шин, более 40% синтетического каучука. Согласно официальным данным, Татарстан является единственным в России производителем галабутилкаучуков, поликарбоната и сэвилена. Как сообщает официальный портал республики, около 30% рынка СНГ и 50% рынка дальнего зарубежья обеспечиваются изопреновым каучуком, произведенным в Татарстане.

Помимо уже названных нефтегазового и нефтехимического комплексов, основу промышленности Татарстана составляют машиностроение, а также развитое электро- и радиоприборостроение.

Транспорт в Республике Татарстан

Географическое положение РТ, через территорию которой фактически осуществляется взаимодействие Востока и Запада, послужило предпосылкой для развития транспортной системы, которую, по информации властей региона, составляют шесть видов транспорта: автомобильный, городской электрический, внутренний водный, воздушный, трубопроводный, железнодорожный. В основе этой системы водные перевозки. Как транспортные артерии Волгу, Каму и два ее притока - Белую и Вятку - человечество использует с древнейших времен. Сейчас они обеспечивают республику транспортной связью по воде не только с северо-западными и южными, но и с северо-восточными, приуральскими промышленными регионами.

По территории Татарстана проходит кратчайшая трансконтинентальная железнодорожная магистраль в направлении «запад - восток», железнодорожный путь, который связывает крупные промышленные города на Волге, а также автомобильные дороги федерального значения в трех направлениях: «запад - восток», «запад - юго-восток» и «северо-запад - юг».

Все магистрали связывает в единую сеть Казанский транспортный узел, который также сочетает в себе возможности железных дорог с возможностями речного грузового порта. Кроме того, в настоящее время завершается строительство Свияжского межрегионального логистического центра, в состав которого будут входить железнодорожно-автомобильный терминал со складскими и контейнерными площадками, речной порт с водно-автомобильным терминалом, складами, подъездные железнодорожные пути, автомобильные дороги, погрузо-разгрузочные площадки, объекты инфраструктуры и сервиса. Инвестиции в проект составили около 7 млрд руб., из них 1,4 млрд - из бюджета Татарстана.

Также сейчас в Республике Татарстан реализуется один из самых масштабных транспортных проектов в новейшей истории России. При участии китайских инвесторов к Чемпионату мира по футболу, который Россия будет принимать в 2018 году, планируется построить высокоскоростную магистраль (ВСМ) Москва - Казань. Основную сложность для реализации проекта составляет его финансовое согласование, так как нынешняя экономическая ситуация принесла трудности как России, так и Китаю. В мае 2015 года был подписан российско-китайский меморандум, который закрепил строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали по китайским технологиям с участием российских компаний. Тогда же была названа сумма инвестиций Китая: около 300 млрд руб. Однако затем пришлось разработать новую схему, которая предусматривает значительное снижение господдержки РФ, рост частных инвестиций и вложений Китая, привлечение в проект средств НПФ, а также возможное участие РФПИ. Ожидается, что новое соглашение будет подписано до конца года. Проект в среднесрочной перспективе предусматривает продление ВСМ до Екатеринбурга, а затем и до Пекина.

Мария АЛЕКСЕЕВА


Другие статьи рубрики Регион номера: Республика Татарстан

Основные функции лесов Татарстана – защитная и рекреационная
Чемпионат «Лесоруб-2015» финишировал в Казани
Технология производства бионефти из отходов лесопереработки создана в Татарстане
ЛПК Татарстана: все виды продукции – у себя дома!
Список предприятий ЛПК Республики Татарстан

Земля крылатого белого барса
Леса Татарстана: осины, липы и березы
Долю ЛПК в экономике можно увеличить вдвое
От фанеры до салфеток
Фанерных дел мастера

За содружество науки и практики!
На пути великих перемен

Обзоры ЛПК регионов России