Лес уезжает в Азию
Дальневосточные страсти
Высокий железнодорожный тариф отделил Дальний Восток от лесного рынка Запада России. Регион вполне конкурентоспособен принять участие в торговле древесиной на внутреннем рынке страны, однако высокая стоимость перевозок не позволяет это сделать. Свое мнение по поводу этой ситуации и других вопросов, касающихся ЛПК Хабаровского края, высказал заместитель министра лесной промышленности региона Валерий Гурьев.
– Как сейчас живет лесная промышленность Хабаровского края?
– В двух словах, как живет… Пока грех жаловаться. В принципе, мы стабильно развиваемся последние несколько лет, объемы производства растут, объем переработки, я имею в виду абсолютный, и процент переработки от заготовленного сырья также постепенно повышаются. Хотя хотелось бы, чтобы это было побыстрее. Но тем не менее движение вперед есть понедельное.
– Деятельность Министерства лесной промышленности определена в Концепции стратегии развития отрасли края до 2010 года, которая была принята летом прошлого года?
– Да, там поставлены четкие задачи, они означают удвоение объемов производства, я имею в виду промышленного производства, в стоимостном выражении, при этом объем вывозки планируется увеличить на 10−12 процентов, а объем производства пиломатериалов должен возрасти примерно в 2 раза. Фактически половину заготовленного сырья мы должны перерабатывать. Естественно, что нам надо развивать производства по глубокой переработке древесины, используя в качестве сырья низкотоварную древесину и отходы. Сейчас мы и работаем над этими инвестиционными проектами. Это производство целлюлозы, может быть, это будет химическая целлюлоза, может, это будет механическая целлюлоза, различные виды древесных плит – MDF, ДСП, OSB. Для рынка необходимы и те, и другие. Вот мы и работаем над реализацией этих проектов. И это зависит от того, появятся инвесторы или нет.
– Какие инвесторы вам нужны? Кому вы отдаете предпочтение? Отечественным или…
– Любые. Сейчас такая ситуация, что и отечественные инвесторы появляются на горизонте. Но, в принципе, и зарубежных пока было немного.
– С какими странами идет сотрудничество – Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)? Откуда приходит капитал?
– Если говорить про лесной комплекс, да, это в первую очередь страны АТР, с которыми мы давно связаны постоянными экспортными поставками, – Япония, Китай, Южная Корея. Но появляются и другие инвесторы – предприятия, зарегистрированные в других странах. Это Багамские острова, Кипр…
– А что мы готовое покупаем за рубежом?
– К примеру, бумагу. Фактически мы импортируем всю лесобумажную продукцию с высокой добавленной стоимостью (бумагу, картон, плиты). Все закупаем за рубежом или в западных районах нашей страны.
– Что представляет собой договор о долгосрочной аренде в Хабаровском крае?
– Долгосрочная аренда – это аренда на срок 25 и 49 лет. В нашем крае около 150 предприятий, арендаторов лесосечного фонда. Им передан в долгосрочную аренду лесосечный фонд с годовым объемом заготовки около 11 миллионов кубометров. Все предприятия зарегистрированы в Хабаровском крае. Есть среди них и компании со 100-процентным зарубежным капиталом – это ООО «Римбунан Хиджау ДВ Ко», ООО «Римбунан Хиджау Интернешнл», ЗАО «Форест-Старма» (малазийский капитал), со 100-процентным китайским капиталом – ООО «Мухенлес», со 100-процентным японским – ООО «Ванино-Тайрику».
– Проблема кадров в лесной отрасли Дальнего Востока все больше обостряется. Уровень заработной платы, обеспечение молодых специалистов жильем, низкая степень обустройства многих лесных поселков – это сильно влияет на деятельность ЛПК?
– Безусловно, поскольку ухудшается сама демографическая обстановка в крае. Численность населения падает, соответственно количество рабочей силы уменьшается. Притока молодых кадров недостаточно. Поэтому сейчас в министерстве занимаются разработкой программы подготовки кадров. В основе её работа по профориентации начиная со школы, работа с сельскими школами, находящимися в лесных поселках, пропаганда труда лесозаготовителей. И потом по всем уровням. Работа с лицеями и ПТУ, чтобы там тоже готовили специалистов. Если хочешь учиться дальше, у нас есть средние и высшие учебные заведения, которые готовят специалистов для лесного комплекса.
– Как сейчас предприятия пытаются решать проблемы недостатка кадров?
– Прежде всего, за счет привлечения иностранной рабочей силы. В настоящее время в ЛПК Хабаровского края привлечены порядка 3000 иностранных квалифицированных специалистов. Это преимущественно представители Китая, Северной Кореи и Украины.
– Каков процентный дефицит рабочей силы?
– От 10 до 15 %.
– Чем Хабаровский край отличается от западных регионов страны? Какие у него плюсы и минусы?
– Отличие у нас прежде всего в самом расположении. Это первое. Из-за высокого железнодорожного тарифа мы отделены от лесного рынка Запада России и ориентированы на страны АТР, Японию, Китай, Южную Корею. Это основная особенность геополитического положения Хабаровского края.
– А какие плюсы?
– А это же является и плюсом – рядом граница. Мы и страдаем, и выгадываем от того, что граница очень близко. Прежде всего с Китайской Народной Республикой. Соответственно, вырубил лес, перевез его через какое-то расстояние и все продал на экспорт. Не нужно нечего перерабатывать, когда можно все продать в круглом виде. Вот это одновременно наш плюс и минус. С точки зрения текущей ситуации, с точки зрения продажи кругляка – это плюс, с точки зрения перспектив дальнейшего развития, рационального использования лесных ресурсов – это минус.
– Какое мнение у вас лично по поводу деревянного домостроительства?
– Однозначно, нужно развивать. Всеми возможными мерами. Я уже не говорю, что это «экологично». С другой стороны, нужно искать такие технологии, чтобы сделать это строительство менее дорогим, чем сейчас. В каждом лесном поселке не построишь многоэтажные дома, нужно чтобы все поселки были ориентированы на малоэтажное деревянное домостроение. Нелогично везти в лес строительные материалы. Там все растет, но надо его соответственно использовать. Нужны, естественно, хорошие проекты. В этом смысле меня задевает, что есть такие понятия, как «канадский дом», «японский дом», а нет понятий «дальневосточный дом», «хабаровский дом». Без деревянного домостроения очень сложно развить полноценный внутренний рынок лесоматериалов. В этом я убежден.
Беседовала Ирина БУРЖИНСКАЯ, соб. корр.
Другие статьи рубрики Регион номера: Хабаровский край
Хабаровскому краю в 2018 году исполняется 90 лет
Хабаровскому краю в 2018 году исполняется 90 лет ЦБК как локомотив развития ЛПК Хабаровского края
И экспорт, и переработка
В центре Хабаровска вырастет небоскребт
Список предприятий ЛПК Хабаровского края
Бархатный край
В Хабаровском крае могут появиться лесные плантации
Взгляд в сторону
Крупнейшие предприятия ЛПК Хабаровского края
Глава Хабаровского края Вячеслав Шпорт: «Развитие лесопромышленного комплекса края невозможно без федеральной поддержки»
Список предприятий ЛПК Хабаровского края
Хабаровский край в цифрах
Лесная промышленность Хабаровского края
Восток — делo тонкое
Молодая поросль лесной промышленности
Вперед с «новыми технологиями»!