Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Регион номера

Восток — делo тонкое

Что рекомендуют дальневосточные специалисты ЛПК правительству РФ?

5−6 октября 2006 года в центре Дальневосточного федерального округа — городе Хабаровске — состоялся Дальневосточный международный экономический форум, посвященный проблемам повышения уровня жизни и закрепления населения на востоке России. В рамках форума прошло заседание круглого стола «Лесная отрасль Востока России. Проблемы, задачи, перспективы».

Значительный потенциал лесных ресурсов, а также уникальное географическое положение — близость к наиболее динамично развивающимся рынкам сбыта лесной продукции Азиатско-Тихоокеанского региона — открывают широкие перспективы развития ЛПК Дальнего Востока. Однако лесные ресурсы на территории Дальне­восточного федерального округа (ДФО), на долю которого приходится более четверти запасов древесины Российской Федерации, используются неэффективно. Их освоение в основном осуществляется за счет вовлечения в эксплуатацию насаждений, ранее не затронутых рубкой. При этом уровень освоения расчетной лесосеки в последние годы в среднем не превышает 20 %. Производятся рубки преимущественно хвойных пород, в то время как менее ценные перестойные насаждения лиственных пород остаются невостребованными.

Тем не менее доля лесозаготовок на арендованных участках лесного фонда Дальнего Востока составляет около 60 %, а в среднем в Российской Федерации эти показатели равны 40 %. В то же время большинство лесопользователей ДФО — это небольшие предприятия, что значительно усложняет управление лесопользованием, сдерживает развитие социальной и транспортной инфраструктуры, а также ведет к росту нелегальной заготовки древесины.

В ходе заседания участники круглого стола определили основные проблемы лесного хозяйства и лесной промышленности Дальнего Востока.

  • Недостаток перерабатывающих мощностей и высокотехнологичного оборудования на лесоперерабатывающих предприятиях. Износ основных фондов на многих лесопильно-деревообрабатывающих предприятиях достигает 80 %. В связи с этим уровень переработки древесины остается на низком уровне. Из 17 млн м древесины, заготавливаемых ежегодно в ДФО, перерабатывается менее 14 %. При слаборазвитой переработке древесины наиболее острой и пока нерешенной проблемой лесопромышленного комплекса Востока России является недостаточное развитие высокотехнологичных производств по механической, химической и энергетической переработке древесного сырья, позволяющей вовлечь в производство низколиквидную древесину и отходы лесопользования.
  • Недостаточные объемы инвестиций, а также отсутствие целенаправленной инвестиционной политики.
  • Сырьевая направленность экспорта древесины. Лесопромышленный комплекс Дальнего Востока имеет ярко выраженную экспортную направленность и служит источником сырья для предприятий лесопромышленного комплекса других стран. 94 % древесины, вывозимой из ДФО за рубеж, являются круглым необработанным лесом. В общероссийском объеме экспорта необработанной древесины доля Дальнего Востока составляет около 30 %.
  • Незаконные рубки и незаконный оборот древесины. По официальным данным, ущерб от незаконной вырубки леса на Дальнем Востоке за 6 месяцев 2006 года составил около 720 млн рублей. По информации правоохранительных органов, в первом полугодии 2006 года в Дальневосточном округе выявлено 463 факта незаконных порубок деревьев, а также 28 фактов контрабанды леса и лесоматериалов, что на 7,7 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Контрабанда лесоматериалов, незаконные порубки, «отмывание» денежных средств, полученных в результате незаконных операций с сырьевыми ресурсами, возмещение НДС по лжеэкспортным операциям, невозвращение валютной выручки — это далеко не полный список отмеченных преступлений в сфере ЛПК на Дальнем Востоке.
  • Низкая степень информации о состоянии лесного фонда и его динамике в связи с недостаточными объемами лесоустроительных работ.
  • Неразвитая инфраструктура. Серьезным фактором, сдерживающим развитие лесопромышленного комплекса на востоке России, является необходимость перемещения лесозаготовок в более сложные для освоения лесов районы при отсутствии дорог и развитой инфраструктуры. Строительство лесовозных дорог на территории ДФО практически не производится, вследствие чего большие запасы древесины недоступны для эксплуатации.
  • Лесные пожары, болезни и вредители леса. Лесные пожары в дальневосточных регионах приобретают катастрофические масштабы и уже нанесли существенный ущерб лесным ресурсам и экологии Российской Федерации в целом. В отношении защиты лесов от вредителей и болезней ситуация в округе остается «хронически напряженной». Площадь лесных угодий, подверженных воздействию вредителей, по данным Рослесхоза, составила 24,6 тыс. га.
  • Недостаток и низкая квалификация рабочей силы.

Таким образом, при наличии вышеназванных проблем, главная задача лесного сектора Дальнего Востока заключается в рациональном использовании лесных ресурсов, повышении конкурентоспособности выпускаемой продукции, удовлетворении потребностей внутреннего рынка в высококачественной лесобумажной продукции при одновременном увеличении доли этой продукции в экспорте. Участники заседания подчеркнули, что для развития лесного сектора необходимо привлечение иностранных и отечественных инвестиций, проведение технического и технологического переоснащения производства, строительство новых производственных мощностей. Для достижения этих задач требуется в ближайшее время создать на территории Дальнего Востока благоприятный инвестиционный климат, в том числе посредством совершенствования таможенно-тарифной политики.

По результатам круглого стола участники заседания составили список рекомендаций Правительству Российской Федерации:

  • обеспечить финансирование лесоустроительных работ в соответствии с объективной потребностью;
  • разработать систему современных технических регламентов и стандартов в сфере лесного хозяйства и лесной промышленности;
  • разработать систему обеспечения достоверной информацией органов государственной власти об объемах заготовок и источниках происхождения древесины, в том числе отправляемой на экспорт;
  • содействовать разработке национальной системы лесной сертификации и созданию стимулов применения международных систем сертификации в целях сокращения объемов нелегального оборота древесины;
  • использовать возможности программно-целевого метода бюджетного планирования в целях развития лесного сектора экономики, завершить разработку и утвердить федеральную целевую программу по развитию лесного сектора;
  • развивать такие направления участия государства в развитии ЛПК на принципах частно государственного партнерства, как софинансирование инвестиционных проектов по созданию инфраструктуры на договорных условиях, субсидирование процентных ставок за пользование кредитными ресурсами для финансирования инвестиционных проектов, установление госзаказа на поставку деревянных домов для социальных нужд и т.д.;
  • создать инвестиционные стимулы для развития инфраструктуры по освоению удаленных участков лесного фонда;
  • осуществлять координацию региональных программ развития лесопромышленного комплекса в субъектах Российской Федерации в соответствии с приоритетами национальной промышленной политики;
  • для условий Востока России выполнить специальные исследования по определению конкретных территорий для строительства предприятий глубокой переработки древесины, условий развития лесосырьевой базы, создания инфраструктуры;
  • разработать дифференцированный подход при регулировании тарифов государственных монополий во взаимоотношениях с лесопромышленными организациями в целях сокращения издержек при транспортировке лесобумажной продукции, продукции переработки лиственной и низкосортной древесины;
  • продолжить последовательное установление оптимального размера вывозных таможенных пош­лин на отдельные виды круглых лесоматериалов и необработанные пиломатериалы;
  • предусмотреть снижение вывозных таможенных пошлин на продукцию высокой степени переработки древесины;
  • продолжить последовательную отмену ввозных таможенных пошлин на импортное технологическое оборудование для лесопромышленных предприятий, аналоги которого не выпускаются в Российской Федерации;
  • принять меры для развития внутреннего рынка потребления лесоматериалов, в том числе за счет развития малоэтажного деревянного домостроения;
  • обеспечить поддержку создания производств по выпуску топливной продукции из древесины, стимулировать увеличение доли энергии, получаемой при переработке древесных отходов и низкокачественной древесины;
  • обеспечить должный уровень подготовки высококвалифицированных управленческих, инженерных и технических кадров для отраслей лесного сектора экономики России на основе создания технопарков;
  • усовершенствовать методику расчета размера субвенций из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на исполнение передаваемых им полномочий в обеспечении лесных отношений;
  • ускорить подготовку и издание нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации по упрощению процедуры передачи полномочий в области лесных отношений, делегируемых субъектам Российской Федерации, а также активов в рамках реализации Федерального закона № 199-ФЗ от 31 декабря 2005 года.

Участники круглого стола посчитали необходимым порекомендовать Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации обеспечить развитие законодательства Российской Федерации в части:

  • создания условий для эффективного использования лесного фонда с соблюдением природоохранных и экологических требований, совершенствования арендных отношений, создания благоприятных условий для инвестиций (лесное законодательство);
  • совершенствования законодательства Российской Федерации, касающегося исключения порядка выдачи лицензий на экспорт лесоматериалов в «автоматичес­ком режиме» и установления требования о представлении при подаче заявления на выдачу лицензии документов, подтверждающих законность происхождения и приобретения древесины, выданных уполномоченными органами государственной власти;
  • ведения специального Реестра экспортеров лесоматериалов;
  • отнесения древесины ценных пород деревьев к стратегически важным сырьевым товарам и запрету её экспорта в круглом виде;
  • изменений в Налоговом кодексе Российской Федерации, отменяющих НДС с оборотов по реализации внутри официально зарегистрированных интегрированных структур (ВИС, ФПГ, холдингов), а также между дочерними и зависимыми обществами;
  • ускорения принятия нормативного акта и механизма реализации Киотского протокола с целью стимулирования увеличения доли энергии, получаемой при переработке отходов лесопромышленного производства и низкотоварной древесины;
  • защиты прав собственности, технического регулирования и стандартизации, установления ответственности за нелегальную заготовку и нелегальный оборот древесины, адекватности размеру причиняемого ущерба (корпоративное, уголовное, административное законодательство).

Подводя итоги работы круглого стола, все участники выразили надежду, что выработанные ими рекомендации станут импульсом для корректировки существующих и принятия новых нормативно-законодательных актов, способствующих совершенствованию работы лесного комплекса Востока России.

 

Ирина БУРЖИНСКАЯ, соб. корр.

Другие статьи рубрики Регион номера: Хабаровский край

Хабаровскому краю в 2018 году исполняется 90 лет
Хабаровскому краю в 2018 году исполняется 90 лет ЦБК как локомотив развития ЛПК Хабаровского края
И экспорт, и переработка
В центре Хабаровска вырастет небоскребт
Список предприятий ЛПК Хабаровского края

Бархатный край
В Хабаровском крае могут появиться лесные плантации
Взгляд в сторону
Крупнейшие предприятия ЛПК Хабаровского края
Глава Хабаровского края Вячеслав Шпорт: «Развитие лесопромышленного комплекса края невозможно без федеральной поддержки»
Список предприятий ЛПК Хабаровского края

Хабаровский край в цифрах
Дальневосточные страсти
Лесная промышленность Хабаровского края
Молодая поросль лесной промышленности
Вперед с «новыми технологиями»!

 

Список предприятий ЛПК Хабаровского края

 

Обзоры ЛПК регионов России