Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Регион номера

Вперед с «Новыми технологиями»!

Хабаровское предприятие «Новые технологии», как это можно понять из названия, занимается разработкой ноу хау во многих сферах промышленности, в том числе и в сфере переработки отходов лесной отрасли. Рассказать о работе предприятия в этом направлении корреспондент «ЛесПромИнформа» попросил президента НП «Новые технологии» Виктора Аркадьевича Аникина.

— Расскажите, пожалуйста, о том, как родилась идея создания предприятия по переработке отходов горнорудной и лесной промышленности?

— Идея у нас возникла в 1990 году. Первое время мы занимались проблемой перевода дальневосточной титановой промышленности на местное горнорудное сырье. С 1996 года мы занялись разработкой технологий по переработке отходов лесной промышленности. В настоящее время от 40 до 60 процентов отходов остаются после порубки в лесу, сжигаются или закапываются. Эти отходы практически не используются. При этом ухудшается экология, увеличивается пожароопасность, идет заражение живого леса…

Мы вначале отработали технологию по переработке отходов древесины в древесный уголь. Методики, которые мы изучали раньше, были известны и 200 лет назад — углежжение, однако все печки были стационарные. В связи с тем что доставлять отходы более чем на 100−200 километров от точки вырубки экономически невыгодно, мы пошли по другому пути: печки возить к дровам, а не дрова к печкам. Наше предприятие разработало мобильные печи, которые можно завести непосредственно на лесную деляну, переработать отходы на месте. Далее эта печь перевозится на следующую деляну (обычно расстояние между делянами — 1−2 километра). Себестоимость этого угля примерно в 2 раза ниже обычного, произведенного на стационарных печах.

Установка представляет собой комплекс из 4 печей, её работу обеспечивают 6 человек. Производительность установки составляет примерно 80 тонн древесного угля в месяц.

Старые конструкции печей абсолютно неэкологичны, они создают задымленность и загазованность в местах их работы. Печи, созданные специалистами предприятия «Новые технологии», полностью удовлетворяют всем экологическим требованиям (ПДК).

Наши установки запатентованы, есть медали и дипломы международных выставок. Нужно отметить, что сделать пилотную установку так быстро, за 2 года, мы бы не смогли, если бы не полученный американский грант. Сейчас технология и документация полностью готовы, уже изготовлена пилотная печь. С 25 сентября мы приступили к производству древесного угля на промышленной установке.

— А вопрос со сбытом уже решен? Древесный уголь пойдет на внутренний рынок или на внешний?

— Хабаровский край потребляет 400−600 тонн древесного угля ежегодно. В России продать нашу продукцию будет тяжело, так как Урал и Сибирь сами производят уголь. В настоящее время мы можем продавать уголь Китаю в неограниченном количестве. Южная Корея готова ежемесячно приобретать у нас 4 двадцатифутовых контейнера угля. Есть и другие потенциальные потребители.

— Получается, что производство древесного угля таким способом самое передовое?

— Аналоги наших печей в России тоже появляются. Но они крупнее и тяжелее. Наши — легче и мобильней. А на Дальнем Востоке такого производства, какое мы планируем, ещё нет.

— В Хабаровском крае большие проблемы с чистой водой. Уже несколько лет запрещено купаться и ловить рыбу в Амуре. Затраты на фильтрацию воды в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре в несколько раз больше, чем по всей России. Располагая огромными природными ресурсами, Хабаровский край вынужден закупать фильтрующий материал — активированный уголь — в других регионах страны…

— Да, ситуация ужасная. На сегодняшний день Хабаровск для очистки воды покупает активированный уголь в Перми по цене 100 тысяч рублей за тонну, при себестоимости 30−34 тысячи рублей.

Наша компания сейчас ведет разработку рабочей конструкторской документации на строительство установки непрерывного действия по производству активированного древесного угля производительностью 200 кг в час. Также мы подготавливаем проект завода по производству активированного угля из лигнина (отходы хвойной и лиственной древесины) на базе бывшего Хорского биохимзавода.

— Где можно достать это сырье? Тоже покупать?

— На сегодняшний день, по официальным сведениям, этого «хорского» лигнина у нас имеется в общей сложности около 7 миллионов тонн. Из этого количества, по нашей оценке, 4−5 миллионов тонн пришли в негодность и их нужно утилизировать.

— А остальной лигнин?

— Можно и нужно использовать. Эти 2−3 миллиона тонн лигнина позволят цеху по производству активированного угля работать на протяжении 30 лет.

— Полученный активированный уголь планируется использовать для очистки амурской воды?

— В первую очередь — да, для водоочистки Амура. МУП «Хабаровский горводоканал» к этому готово. А использовать активированный уголь можно и в пищевой промышленности, и в фармацевтической…

— Как продвигается работа над проектом?

— Сотрудники предприятия уже изготовили опытные установки и произвели необходимые испытания. В настоящее время мы занимаемся доработкой пилотной промышленной установки.

— На этот проект американский грант не выделен. А инвестиции есть?

— Нужно сказать, что все разработки НП «Новые технологии» выполнены по заказу правительства Хабаровского края при финансовой поддержке Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края. Профинансирован инновационный этап, но для организации промышленного крупномасштабного производства нужны серьезные инвестиции. Сейчас требуется около 5 миллионов долларов, чтобы в течение года запустить этот завод. Продукция очень востребована, окупаемость проекта — 6−8 месяцев. При себестоимости 600−800 долларов за тонну, минимальная цена продажи составит около 2 тысяч долларов. Я могу с гордостью сказать, что это одна из первых в России технологий получения активированного угля, минующая стадию производства угля древесного.

 

Беседовала Алена ГЛОТОВА, наш соб. корр.

Другие статьи рубрики Регион номера: Хабаровский край

Хабаровскому краю в 2018 году исполняется 90 лет
Хабаровскому краю в 2018 году исполняется 90 лет ЦБК как локомотив развития ЛПК Хабаровского края
И экспорт, и переработка
В центре Хабаровска вырастет небоскребт
Список предприятий ЛПК Хабаровского края

Бархатный край
В Хабаровском крае могут появиться лесные плантации
Взгляд в сторону
Крупнейшие предприятия ЛПК Хабаровского края
Глава Хабаровского края Вячеслав Шпорт: «Развитие лесопромышленного комплекса края невозможно без федеральной поддержки»
Список предприятий ЛПК Хабаровского края

Хабаровский край в цифрах
Дальневосточные страсти
Лесная промышленность Хабаровского края
Восток — делo тонкое
Молодая поросль лесной промышленности