Заметки с Международного лесного форума
Как кодекс не пиши, а он все в лес смотрит…
Международный лесной форум, прошедший в Санкт-Петербурге, оставил двойственные ощущения, словно в выставочном центре «ЛенЭкспо» прошло два разных форума. Как и следовало ожидать, и участников, и гостей, и освещавших событие журналистов более всего волновал вопрос: «Будет ли принят до конца года новый Лесной кодекс, и если да, то какие поправки будут в него внесены?»
В рамках форума прошли Парламентские слушания, основной темой которых и стал законопроект Лесного кодекса. Многие докладчики смогли высказать свое мнение о преимуществах и отрицательных сторонах данного проекта. Директор Санкт-Петербургского НИИ лесного хозяйства профессор Владимир Петров, говоря о положительных моментах в проекте нового кодекса, отметил и его многочисленные слабые стороны:
– Новый проект Лесного кодекса слишком революционен. Я имею в виду передачу участков лесного фонда только по результатам лесных аукционов. Это приведет к переделу лесного бизнеса, в результате чего произойдет крах бизнеса средних и мелких лесопользователей. Проект кодекса в своем последнем варианте отдает предпочтение только крупным, вертикально интегрированным структурам.
Эти же положения проекта кодекса показались спорными и губернатору Вологодской области Вячеславу Позгалеву:
– В этом документе обозначен порядок предоставления в аренду участков лесного фонда лишь с аукционов. Выходит, что единственным критерием для получения лесфонда в аренду будет являться значительная сумма средств. А это открывает возможность финансовым спекулянтам получить огромные лесные территории без каких-либо обязательств. Учитывая, что работа на лесосеке требует определенных умений и навыков, нужно предусмотреть условия квалификационного отбора лесозаготовителей при проведении лесных аукционов. Кроме того, практика проведения аукционной торговли лесом показывает, что на продажу выставляются лучшие продуктивные лесные участки в ущерб рациональному и комплексному использованию лесов. В результате этого лесные площади представляют собой «лоскутное одеяло», созданное разрозненными рубками.
Вячеслав Позгалев подчеркнул, что правительство области считает целесообразным дополнить соответствующую статью проекта Лесного кодекса следующим положением: «Выбор лесного участка для предоставления его в аренду осуществляется с учетом полного, комплексного и рационального использования лесных ресурсов». В целом губернатор Вологодчины одобрил проект кодекса с учетом поправок и дополнений.
Как в свою очередь заявил председатель комитета Счетной палаты РФ Александр Беляков, проект Лесного кодекса получился законом отсылочных действий:
– В нем нет почти ни одной нормы прямого права и отсутствует глава «Управление лесами». Этот проект «олигархирует» лес, согласно ему на аукционах победят богатейшие, а не те, кто может и умеет работать в лесу. Лесной кодекс России, конечно же, нужен, но современный, рыночный, его можно было бы принять в виде поправок к ныне действующему законодательству. Разделение полномочий в управлении лесами между центром и субъектами Федерации – шаг правильный, но это решение должно быть подкреплено экономически, чтобы регионы были заинтересованы в эффективной работе с лесом.
Как подчеркнул Александр Беляков: «Нужно заинтересовать субъекты, чтобы они знали, что наполнение их бюджета будет напрямую зависеть от того, сколько будет заготовлено и переработано древесины».
Главный научный сотрудник Санкт-Петербургского НИИ лесного хозяйства, член-корреспондент РАСХН, профессор И. В. Шутов не скрывал своего разочарования Парламентскими слушаниями:
– Лесоводам на сегодняшних Парламентских слушаниях слово даже не дали. И это называется обсуждением проекта Лесного кодекса?! В проекте кодекса даже намека на упоминание лесного хозяйства как такового я не обнаружил. Лесное хозяйство просто по полу размазали! И сделали это не случайно! И вообще глупо обсуждать проект Лесного кодекса, сочиненный нелесоводами! В 1996 году в Финляндии был принят Лесной закон, где четко прописано, что за лесовосстановление отвечает тот, кто этот лес рубит. Если арендатор не станет заниматься лесохозяйственными работами, то его ждут санкции со стороны государства – вплоть до тюремного заключения. У нас же в проекте нового кодекса о мерах наказания для недобросовестных арендаторов, а таких, поверьте на слово, будет с избытком, четко ничего не прописано. Весь лесной комплекс страны – лесозаготовители и лесохозяйственники – должен прочно стоять на двух ногах. А у нас он после принятия нового кодекса превратится в одноногого инвалида: вторую ногу – лесное хозяйство – ампутируют без наркоза.
Президент Российского общества лесоводов академик РАСХН Анатолий Писаренко также выразил недовольство по поводу прошедших Парламентских слушаний:
– Многие проблемы остались за рамками обсуждений, потому что далеко не всем желающим высказаться предоставили слово на Парламентских слушаниях. Я считаю, что в проекте этого документа не прописана система управления, как таковой обозначен лишь федеральный орган. Те функции, которые записаны в проекте, по сути дела не поясняют, что представляет собой управляющая структура – лесничество. Что такое лесничество? А ещё мне очень не нравится, что леса первой группы, о сохранности которых заботились в самые тяжелые для страны годы – годы войны, в проекте нового кодекса названы «защитными лесами», в них будут разрешены все виды рубок и позволена расчистка под так называемое законное строительство. Согласно этому проекту, каждый субъект Федерации будет сам себе устанавливать и расчетную лесосеку, и нормы пользования – это тоже у меня вызывает большие опасения. И ни один из этих важнейших вопросов на Пленарных слушаниях не обсуждался…
Резкую критику по поводу этого проекта кодекса высказал и академик РАСХН, профессор, завкафедрой экономики и организации лесного хозяйства и лесной промышленности МГУЛ Николай Моисеев:
– Я считаю, что наиболее опасный пункт этого варианта кодекса в том, что объект лесных отношений в виде участков лесного фонда подменяется объектом земельных отношений. При этом сам лес превращается в движимое имущество так же, как деньги, и его судьба решается не по Лесному кодексу, а по Земельному и Гражданскому кодексам. Все это может иметь негативные последствия. В ближайшее время может произойти резкий всплеск лесонарушений. Проект нового кодекса окажется на руку недобросовестным лесозаготовителям из числа так называемых нелегалов. Лесоустройство практически теряет статус государственного учреждения – проводника государственной лесной политики.
На следующий день в рамках форума состоялся съезд Российского общества лесоводов, где с отчетным докладом выступил президент общества академик Анатолий Писаренко. Главным аспектом его выступления стало несовершенство административной структуры управления лесным хозяйством страны. Анатолий Писаренко подчеркнул, что ликвидация Федеральной службы лесного хозяйства и передача функций государственного управления лесным хозяйством в МПР России не решили ни одной проблемы лесного хозяйства, а лишь усугубили их. Из-за сжатых сроков подготовки принятая в 2003 году «Концепция развития лесного хозяйства РФ на 2003−2010 годы» оказалась ущербной и не затронула рыночных аспектов развития лесного хозяйства в связи с экономической глобализацией, включая допуск России к глобальным рынкам древесины и запасаемого лесами атмосферного углерода в рамках Киотского протокола. Не отражены в концепции и рыночные аспекты развития лесного хозяйства, включая лесовосстановление и лесовыращивание в условиях слаборазвитых рынков лесоматериалов. Вопросы противодействия незаконным лесозаготовкам также оказались не отраженными в документе. По сути, принятая концепция развития лесного хозяйства страны носила сугубо формальные черты концептуального документа. Одновременно в конце 2002 года в Департаменте лесопромышленного комплекса Министерства промышленности, технологии и науки РФ был разработан документ «Основные направления развития лесной промышленности России». Оба этих документа создавались разными группами экспертов, в разных правительственных структурах и независимо друг от друга. «В документе о развитии лесной промышленности не было ни слова о лесном хозяйстве, а в документе о лесном хозяйстве не было ничего полезного для лесной промышленности», – заявил Анатолий Писаренко. Утверждая практически одновременно оба документа, Правительство РФ тем самым продемонстрировало, что лесное хозяйство останется только сырьевым придатком лесной промышленности.
Два года назад реформа федеральных органов государственного управления страной привела к сис¬темному кризису в лесном секторе. Действующий Лесной кодекс образца 1997 года стал противоречить прежде всего административной реформе органов лесного хозяйства. Не имея необходимого законодательного обес-печения для проведения этих реформ в лесном хозяйстве, Правительство стало пытаться буквально силовым административным давлением реформировать систему органов управления лесным хозяйством, прежде всего лесхозы. Губернаторы субъектов Федерации и представители лесопромышленного комплекса стали оказывать весьма серьезное сопротивление, и устойчивое управление лесами в таких условиях стало невозможным. «Практически у лесхозов отобрали право контроля государственной лесной службы, передав это право Росприроднадзору, который до сих пор не может организовать эту работу на местах», – отметил президент Российского общества лесоводов.
– Одним из следствий утраты управляемости лесным хозяйством стал рост незаконных лесозаготовок. Правительство в этой ситуации должно было сразу же провести четкую планомерную работу по совершенствованию законодательной и административной системы лесного хозяйства. Однако вместо этого начали создаваться один за другим многочисленные проекты нового Лесного кодекса и одновременно поправки к действующему кодексу. В конце декабря 2004 года Правительство провело через Федеральное Собрание первый Федеральный закон № 199 с поправками к Лесному кодексу, и Президент страны Владимир Путин его утвердил. Поправки ещё не успели вступить в силу, как в конце декабря 2005 года Правительство разработало новую версию ФЗ № 199, также включавшего в себя поправки к Лесному кодексу, но противоположные предыдущим и принципиально меняющие управление лесным хозяйством. Президент России опять же утвердил его, доверяя своему Правительству, – подчеркнул Анатолий Писаренко.
Директор по развитию ОАО «Архангельский ЦБК» Наталья Пинягина также весьма нелестно отозвалась о проекте нового Лесного кодекса:
– Я, прямо скажу, этим проектом кодекса разочарована. Помните, в начале апреля на встрече с лесопромышленниками в Сыктывкаре Президент говорил о необходимости интенсивной интеграции отрасли и развитии глубокой переработки древесины? Так вот, в контексте поставленных им задач концепция проекта нового Лесного кодекса совершенно не раскрыта. Если мы хотим развивать глубокую переработку древесины в стране, то нам нужно обеспечить пропорциональное развитие всех отраслей – не только лесного хозяйства и лесозаготовок. Нужно прежде всего придать импульс развитию деревообрабатывающих и целлюлозно-бумажных комбинатов, которые сейчас работают с низкой рентабельностью. А уровень их рентабельности зависит от обеспечения лесосырьевой базой. Поэтому сейчас необходим приоритет в обеспечении сырьем именно тех предприятий, которые уже успешно работают и обладают большим потенциалом к рывку вперед. Однако в проекте нового Лесного кодекса такой механизм не заложен. Аукционы же представляют собой угрозу для предприятий. Если, предположим, придет новый капитал из других отраслей – нефтегазовой, металлургической – словом, непрофильный капитал, то есть вероятность, что лесосырьевые ресурсы станут объектом масштабных спекуляций. На аукцион могут тогда передаваться не только лес, а лесные территории. И у магнатов будет огромный соблазн этими лесными территориями воспользоваться не по прямому назначению – не для глубокой переработки, а, допустим, для строительства коттеджей. В первую очередь это касается лесов вокруг мегаполисов. Так что нынешний проект Лесного кодекса может привести к переделу собственности и разорить успешно работающие сегодня предприятия ЛПК.
Впрочем, кроме прений сторон относительно законопроекта Лесного кодекса, в ходе Лесного форума обсуждались и другие вопросы. Так, в рамках форума впервые состоялась Международная техническая конференция «Новейшие технологии для целлюлозно-бумажной промышленности» (см. с. 68). Также была организована работа большого количества специализированных выставок. 300 экспонентов из 21 страны мира представили свою продукцию на 10 тыс. м ВЦ «Ленэкспо». В программе конгресса форума приняли участие около 2 тыс. специалистов – ученых, экспертов, представителей коммерческих структур и делегатов Всероссийского съезда лесоводов. Для них были организованы тематические круглые столы и четыре конференции: по лесозаготовкам, логистике и транспорту, развитию деревянного домостроения и биоэнергетике, техническому переоснащению предприятий ЛПК.
35 делегаций во главе с руководителями администраций субъектов Федерации приняли участие в выставочно-деловой программе «Регионы России. Инвестиционный потенциал ЛПК».
Также в ходе форума прошла ярмарка региональных инвестиционных проектов. Присутствие большого количества представителей Вологодской области стало ещё одним подтверждением статуса региона как одного из самых развитых в лесной отрасли. Свою продукцию представили корпорация «Вологдалеспром», Сокольский и Монзенский деревообрабатывающие комбинаты, Сокольский ЦБК, Вологодский лесохимический завод.
Большой интерес посетителей выставки вызвали кромкооблицовочные станки ПО «КАМИ-Станкоагрегат» из Москвы. Ковровский завод котельно-топочного и сушильного оборудования ООО «Союз» представил в «Ленэкспо» свои механизированные котельные, автоматизированные топливные склады, блочные котлы на древесных отходах и торфе, пеллетные котлы и оборудование для сушильных камер. Брянская фирма «Юникс» предложила котлы для отопления различных сооружений и теплоснабжения в технологических целях. Эти котлы работают не только на древесных отходах, но и на других видах топлива с механической подачей сыпучего топлива и имеют КПД не менее 85 %.
Представители компании «Иберус-Муром» из Владимирской области продемонстрировали на выставке свою продукцию – фрезерные головки и концевые фрезы, обладающие высокой износостойкостью.
Петербургская фирма «БМПроцесс» представила ленточную пилораму, а также станки для затачивания пил – дисковых и ленточных. Сотрудники ООО «Форвурд-инструмент» – опять же из города на Неве – продемонстрировали заточные абразивные круги, твердосплавные сверла и ленточные пилы для дерева.
Достойно на выставке было представлено и деревянное домостроение. Свои достижения в этом виде ЛПК продемонстрировали финская компания Honka, петербургские строительные компании «Русь» и «Рощинский дом».
Также посетители выставки смогли ознакомиться с продукцией сразу нескольких немецких фирм. Компания «Абразивкомплект» провела презентацию продукции фирмы Klingspor – передового предприятия из Германии по разработке и производству абразивных материалов. А ростовское представительство фирмы Ravenol продемонстрировало отличную летнюю и зимнюю автохимию для любого транспорта.
Фирма Pellets Partner Group предложила проект завода по производству древесных гранул. Представители фирмы сами осуществляют строительство, монтаж и пуск производства в эксплуатацию.
В рамках Международного лесного форума прошел также Конгресс международного делового сотрудничества. Участники конференции обсудили вопросы развития глубокой переработки древесины, сокращения экспорта круглого леса из России, повышения конкурентоспособности продукции российской лесной промышленности на международном рынке. Также были рассмотрены проблемы перенесения европейского опыта по реализации программы «Деревянная Европа» на российскую почву, способы укрепления позиций лесоматериалов российского производства на японском рынке, опыт работы предприятий малого лесного бизнеса в Швеции, трудности и перс¬пективы сотрудничества предприятий России и стран Скандинавии в лесном секторе, проблемы экспортного контроля лесоматериалов.
Немного отвлечься от решения столь важных вопросов для лесопромышленного комплекса страны посетители форума смогли на III Международном юниорском конкурсе лесоводов. Юниоры на своих заседаниях продемонстрировали настоящее понимание проблем ЛПК. Один из них, Андрей Кочетов, учащийся одиннадцатого класса из Вязниковского района Владимирской области, стал автором научной работы «Перспективы выращивания Туи западной для паркового хозяйства Владимирской области». Работу он написал под руководством своего педагога Тимофея Каткова. Андрей Кочетов выступил с докладом на Всероссийском юниорском конкурсе лесоводов «Подрост» и занял первое место.
Андрей мечтает стать лесохозяйственником, только пока ещё не выбрал место будущей учебы – МГУЛ или ЛТА. Очень возможно, что ему и другим участникам юниорского конкурса в обозримом будущем предстоит вносить изменения в Лесной кодекс страны. И, наверное, это будет правильно, если поправки в кодекс будет вносить человек, который с 10 лет посвятил свою жизнь лесам Отечества. И знает о них не по учебникам.
Все мероприятия, прошедшие в рамках Международного лесного форума, были организованы на самом высоком уровне. Устроителями форума выступили Аппарат полномочного представителя Президента в СЗФО, правительство Ленинградской области в целом и Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды в частности, а также Федеральное агентство лесного хозяйства по Ленинградской области.
Владимир ПЕТУХОВ, соб. корр., Санкт-Петербург