Вернуть малый и средний бизнес в строительство
Такую задачу в числе приоритетов в работе поставили перед собой участники III съезда-конгресса Ассоциации деревянного домостроения (АДД) России, прошедшего в конце прошлого года в Санкт-Петербурге. Кризис не помешал собраться в городе на Неве делегатам и гостям из 25 регионов России, зарубежным экспертам из Финляндии, Швеции, Германии, Дании, Польши, Белоруссии и Казахстана.
Специалисты обсуждали на съезде вопросы саморегулирования и объединения усилий по развитию малоэтажного строительства в России. Было уделено внимание инновационным строительным и архитектурным решениям, вопросам экологии и энергосбережения, образования, науки. Участники съезда высказали предложения по расширению применения древесных материалов в строительстве, адресованные бизнесу и органам власти.
Итоги и взгляд в будущее
В 2008 году в Российской Федерации было введено в строй 72 078 деревянных домов, что составило 37 % от числа всех построенных малоэтажных домов (196 383). По статистике, в настоящее время в сельской местности деревянные дома востребованы не меньше, чем кирпичные и каменные. Процентное соотношение домов разных типов конструкции стен следующее: кирпичные — 34,2 %, каменные — 5,8 %, деревянные — 42,7 %. Предпочтение отдается одноэтажным домам — 52 %; двухэтажные составляют 39 %, трехэтажные — 9 %.
Несмотря на то что по числу построенных деревянные дома сравнялись с кирпичными, по общей жилой площади (6,62 млн м2) они уступают им почти в два раза (12,6 млн м2). В последнее время значительно снизились и темпы роста деревянного жилищного строительства. В 2008 году они составили всего лишь 6,8 % — это в семь раз ниже показателя 2007 года (47 %). Но некоторые регионы все же продемонстрировали высокие темпы роста даже при общем снижении объемов вводимого жилья. Например, в Нижегородской области рост составил 62 %, также неплохо обстоят дела в Республике Башкортостан и Челябинской области. При снижении на 20 % объемов деревянного строительства в 2008 году против 2007го на первом месте по общей площади введенных домов осталась Московская область (779 730 м²), а по количеству домов в лидерах Башкортостан (7728 домов).
Кризис, безусловно, сказался на состоянии отрасли. Деревянное домостроение в России, как и строительный комплекс в целом, испытывает большие трудности с заказами — в основном строятся дома для частных клиентов. Кризисный год привел к снижению цен на жилье на 30–35 %. У многих предприятий, особенно крупных, серьезные финансовые проблемы, некоторые компании находятся на грани банкротства. Ожидания положительного воздействия на отрасль антикризисных мер, принятых правительством, не оправдались, поддержка потребителя также неочевидна, ставки по ссудам для строительства и ипотеке чрезмерно высоки.
Тем не менее в ходе преодоления кризисных явлений достигнуты и положительные результаты, например, диверсификация продукции домостроительных предприятий в сторону уменьшения стоимости при сохранении качества. Несмотря на трудные времена, в отрасли происходит осознание приоритета рынка деревянного строительства. Специалисты считают, что увеличение объемов массового малоэтажного деревянного строительства реально и в полной мере соответствует задаче модернизации экономики России, поставленной Президентом РФ Дмитрием Медведевым. Одним из основных объектов модернизации в России должен стать жилищный фонд. В настоящий момент из 3 млрд м2 жилья один миллиард — аварийное и ветхое, требующее капитального ремонта или замены новым. Для того чтобы опередить рост объемов ветхого и аварийного жилья в России, ежегодно надо строить не менее 180 млн м2 в год и осваивать не менее 5 трлн 400 млрд руб. Для решения такой масштабной и сложной задачи сегодня нужно создать эффективную систему модернизации жилищного фонда России в форме государственно-частного и гражданского партнерства.
Битва за малоэтажку
По мнению председателя Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию лесной промышленности и лесного хозяйства Александра Белякова, кризис должен был подтолкнуть государство к тому, чтобы начать активное строительство малоэтажек, в том числе деревянных, ведь это строительство менее затратное и краткосрочное. Однако этого не случилось, и многоэтажное строительство по-прежнему превалирует, несмотря на то что большие города порождают огромные проблемы с экологией, безопасностью и т. д. Александр Беляков считает: «Большие города — это стратегическая ошибка нашего государства, но сейчас лобби многоэтажников очень сильное, поэтому в борьбе за рынок побеждают крупные предприятия».
Как неоднократно отмечала в своих выступлениях на разных уровнях президент Национального агентства по малоэтажному и коттеджному строительству (НАМИКС), член Общественной палаты при Президенте РФ Елена Николаева, главная задача сегодня — вернуть малый и средний бизнес в строительство. Для этого необходимо пересмотреть законодательство, которое сейчас является тормозом в развитии малоэтажного домостроения, и преодолеть сопротивление исторически сильного лобби «высотников», которые во всех регионах тесно связаны с их руководителями и сумели законодательно пролоббировать свои интересы. Обе задачи весьма непросты, но решаемы, считает Елена Николаева. При этом нужно значительно усилить позиции представителей деревянного жилищного строительства.
НАМИКС и Ассоциация деревянного домостроения сегодня являются партнерами и активно выстраивают общую политику по объединению и консолидации субъектов рынка деревянного строительства и сопутствующих отраслей. Хотя строительство из дерева является для России традиционным, культура возведения деревянных домов была утрачена в ХХ веке, когда сельский образ жизни стал активно вытесняться городским. Активная урбанизация потребовала применения иных строительных технологий, развитию же деревянного домостроения должного внимания не уделялось. Сегодня в структуре малоэтажного жилищного строительства по-прежнему существенную часть составляет кирпичное домостроение, однако деревянное домостроение постепенно движется к лидирующей позиции и уже на втором месте по значимости. Этому способствует то, что себестоимость 1 м² деревянного дома ниже, чем домов, построенных из кирпича и монолита, при этом дерево — это доступный, возобновляемый местный строительный материал. По прогнозам аналитиков, в 2010 году от 50 до 80 % объемов малоэтажного жилья в России будет строиться из дерева, что составит около 24 млн м2.
В настоящее время Россия перенимает опыт и организацию работы на рынке западных стран. Активно идет переориентация на современные энергоэффективные индустриальные технологии, которые способствуют снижению себестоимости строительства. Преобладают панельное и каркасное промышленное деревянное домостроение. Преимущества их профессионалам хорошо известны. Это экономичность, энергоэффективность, экологичность, упрощенная система монтажа домокомплекта, сокращение транспортных издержек по доставке продукции потребителю, короткий цикл возведения зданий, сейсмоустойчивость, долговечность, строительство в любых погодных условиях. Но быстрое развитие панельного и каркасного домостроения возможно лишь при участии государства, которое, например, может бесплатно предоставлять застройщикам землю и инженерную инфраструктуру.
Чтобы государство сделало эти шаги, нужны обоснованные, хорошо продуманные предложения от всех заинтересованных сторон. Поэтому профессиональное сообщество должно стимулировать государственный и негосударственный спрос на малоэтажные дома. Продвижение бренда деревянного домостроения необходимо на всех уровнях, начиная от министерств и ведомств и заканчивая конечным потребителем. Интересен в этом отношении пример Финляндии, где государство в первую очередь сделало инвестиции не в строительство, не в инфраструктуру, а в продвижение самой идеи деревянного домостроения. Когда по центральному каналу телевидения постоянно стали демонстрировать программы, рассказывающие об опыте малоэтажного домостроения в Японии и других странах, в Суоми произошли положительные перемены в сфере деревянного домостроения. Сегодня Финляндия достигла больших успехов в этой отрасли и может быть примером для России в силу сходства природных условий и культурных традиций наших народов.
Стандарты прежде всего
Помимо «высотников», строителям деревянных домов противостоит мощное «железобетонное» лобби малоэтажников, которое активно продвигает на всех уровнях целую серию проверенных на практике типовых проектов малоэтажных домов. Это лобби имеет хорошо подготовленную производственную базу, а также единые стандарты. У металлических и железобетонных конструкций есть серийно выпускаемый сортамент, есть нормы, где даны размеры, расчетные характеристики, параметры прочности и т. д. Совсем иначе обстоят дела в деревянном малоэтажном домостроении.
По словам заслуженного деятеля науки России, доктора технических наук, профессора ЦНИИСК им. В. А. Кучеренко Леонида Ковальчука, «отрасль деревянных конструкций работает непонятно как. Сортамента нет, проектанты мучаются, готового материала в продаже нет, приходится обрабатывать, доводить до нужных размеров конструкции; структура производства крайне неэкономична». Добиться массового производства деревянных домов можно лишь с переходом на двухстадийную структуру производства, считает Леонид Ковальчук. Такая структура должна выглядеть следующим образом: на первой стадии на крупных производствах выпускаются стандартные деревянные элементы, на второй они направляются в розничную сеть либо на сборочные предприятия. Действующая ныне в России одностадийная структура производства, когда домостроительному предприятию приходится осуществлять полный цикл обработки древесины у себя на производстве, крайне нерентабельна, она практически исключает участие средних и малых предприятий.
Главным тормозом развития двухстадийной структуры деревянного домостроения в России является отсутствие национальных стандартов. Специалисты убеждены, что без таких стандартов говорить о массовом производстве деревянных домов — занятие пустое. Ведь разработка под каждый проект новых технических решений повышает трудоемкость проектирования и строительства, приводит к повышению вероятности ошибок. Ассоциация деревянного домостроения сделала первые шаги в этом направлении и, не дожидаясь разработки национального документа, представила осенью 2009 года свой стандарт «Деревянные дома. Требования к качеству». Созданию этого документа предшествовала большая работа российских и зарубежных специалистов, были проведены встречи и семинары, на которых рассматривались вопросы стандартизации и сертификации деревянного домостроения, сделан сравнительный обзор зарубежной и российской нормативной базы по деревянному домостроению. В результате создан трехуровневый нормативный документ.
Документ первого уровня описывает общие требования к качеству деревянных жилых зданий с различной конструктивной основой и содержит классификацию зданий по разным техническим и эксплуатационным параметрам. Он позволяет определить классы деревянных домов по тем или иным параметрам. В этом документе заданы минимальные требования к деревянным домам, представлены методы оценки и т. д.
Документ второго уровня — это свод правил, в которых отображены методы достижения тех или иных технических характеристик, принятых в стандарте организации, для различных технологий деревянного строительства (каркасной, каркасно-панельной, брусовой, бревенчатой и др.).
Документ третьего уровня представляет собой альбомы типовых конструктивных решений — отображение типовых узлов для деревянного домостроения, проверенных практикой широкого применения и подтвержденных расчетами. Этот документ разработан для сокращения расходов на проектирование и снижения трудоемкости при строительстве деревянных домов, что должно привести к удешевлению домов и повышению их качества.
Объединиться и действовать
Специалисты единодушно отмечают огромную важность вопросов стандартизации. К сожалению, сейчас на рынке деревянного домостроения много продукции, которая не соответствует никаким стандартам. Если в ближайшее время ситуация не изменится, это может привести к дискредитации самой идеи деревянного строительства.
Развитие нормативной базы жизненно необходимо для бизнеса, но предприятия не могут в одиночку решить эту сложную задачу, так же как и задачи по целенаправленному и сильному лоббированию интересов отрасли. Как считает Елена Николаева, в сегменте малоэтажного строительства необходимо создавать саморегулируемые организации (СРО), которые будут специализироваться на внутренних стандартах, поддерживать малый и средний бизнес, разрабатывать новые стандарты малоэтажного строительства в России. СРО должны получить право самостоятельно устанавливать требования по допуску компаний к малоэтажному строительству.
По словам директора НП «Строители ЛО» Владимира Кобзаренко, в России основной причиной внедрения саморегулирования в предпринимательской и профессиональной деятельности стали избыточность полномочий и неповоротливость системы государственного регулирования. Избыточность полномочий приводит к негативным последствиям для бизнеса и населения, о чем неоднократно говорил Президент РФ Дмитрий Медведев. Но переход от госрегулирования к саморегулированию оказался делом непростым и получил неоднозначные оценки в профессиональной среде.
При формировании законодательства по СРО «малоэтажке» было отказано в создании собственной специализированной СРО, и это неправильно, считает президент НАМИКС. Малоэтажная отрасль тоже нуждается в регулировании строительной деятельности, но при существующих сейчас финансовых условиях вступления в СРО обеспечить его трудно, потому что в области малоэтажного строительства работают в основном строительные компании малого и среднего бизнеса. Понимая исключительную важность этого вопроса, съезд АДД постановил сформировать рабочую группу саморегулируемой организации и в 2010 году решить все организационные вопросы СРО по деревянному домостроению.
Перед профессионалами стоит еще одна важная задача — скорейшее развитие системы государственно-частного партнерства в малоэтажном строительстве на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Как уже говорилось, без такого сотрудничества невозможно выполнение плана по объемам строительства социального жилья. Елена Николаева рассказала, что в настоящее время НАМИКС запускает более десятка пилотных проектов строительства малоэтажного социального жилья в разных регионах и на разных территориях — это и частные земли, и региональные, и муниципальные. Коммуникации ко всем участкам подводятся за счет средств бюджета и социальных программ. Специалисты хотят на деле показать, как работает частно‑государственное партнерство в различных условиях, а также подтвердить, что при правильно поставленных целях и грамотных расчетах успех гарантирован.
Галина МАЛИКОВА
При написании статьи использованы данные информационных источников Ассоциации деревянного домостроения