Двигаться вперед смелее и энергичнее!
(продолжение, начало в № 3 (34) за 2006 г.)
Двигаться вперед смелее и энергичнее! Часть 1
На совещании в Сыктывкаре губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев начал свое выступление с Лесного кодекса, который необходимо принять как можно быстрее:
«Мы находимся в такой ситуации, когда, с одной стороны, работаем по 199 закону, уже принятому, а с другой − у нас старый Лесной кодекс. Происходит раздвоение функций, и в таком положении находиться дальше невозможно.
Что касается финансирования содержания лесхозов. Скажем, мы собираем около 500 млн лесного дохода, а возвращается на содержание только 135 млн, остальное, говорят, лесхозы должны зарабатывать сами. То есть тем, кто должен контролировать, даем поручение заниматься хозяйственной деятельностью, чтобы обеспечить свое собственное содержание, свою деятельность. Это противоречие, такого быть не должно. Поэтому нужно лесхозы освободить от хозяйственных функций и полностью их финансировать.
По поводу окупаемости лесных дорог, тут цифры могут быть разные, все зависит и от протяженности дорог, и от регионов. Когда мы строим дороги, то получается, что стоимость леса возрастает, и значительно. То есть возвращаются деньги в бюджет за счет того, что цена попенной платы этого леса становится выше. Поэтому вложение средств в строительство дорог, о котором говорят (и сегодня говорили об этом), очень выгодно государству. Ведь бюджет этот возврат средств получит за счет резкого увеличения стоимости того леса, который будет открыт для хозяйственного использования.
Теперь в отношении железнодорожных тарифов. Приведу один пример. С каждым годом наша дорога теряет объемы перевозок: увеличивает тарифы − падают объемы, падают объемы − растет себестоимость, и снова поднимаются тарифы. Этот процесс приводит к тому, что в этом году у нас все леспромхозы становятся убыточными. Мы посчитали, что, если на 30% будет снижена стоимость тарифов на нашей дороге, то в 2 раза вырастут объемы перевозок и увеличатся доходы железной дороги.
Вместо этого получаем решение − создать организацию „Транслес“, которая тут же увеличила тарифы еще на 25–30%. То есть вместо того, чтобы тарифы снизить, эта новая организация их увеличила. Процесс приведет к тому, что на северо-востоке европейской части весь лесной бизнес будет похоронен.
Следующий вопрос − в отношении хищения леса. Сегодня лесонарушение квалифицируется как возмещение ущерба, а не как хищение. Ведь лес − это государственная собственность. Если ты украл, ты должен отвечать по Уголовному кодексу. Сегодня для того, чтобы отвечать по Уголовному кодексу, нужно зафиксировать кражу не менее 80 м леса. При этом досматривать машины на дороге нельзя, накладные проверять нельзя, изымать лес, конфисковать его нельзя.
В прошлом году в области было зафиксировано 1060 лесонарушений. До суда дошло 280, осуждено 9 человек. Поэтому при такой безнаказанности отучить всех этих мелких расхитителей от кражи леса, а у нас их 2000 на территории области, невозможно. В законе есть коллизия именно в правовой оценке этого деяния. Нельзя хищение собственности характеризовать как возмещение просто имущественного ущерба.
И в отношении НДС. Тут говорили, что возмещение идет сразу, но на самом деле сейчас, когда появляется оборудование, его же нужно принять, запустить и только после этого начинается возврат НДС. Инвесторов этот вопрос очень беспокоит. Скажем, ЦБК стоит миллиард евро, 200 млн надо сразу практически на 2 года изъять из оборота этой организации. При этом за отвод земли надо заплатить вперед, таможенную пошлину и НДС также заплатить вперед − и только потом вести платежи по оборудованию. Хотелось бы, чтобы этот вопрос был решен побыстрее».
Юрий Трутнев внес уточнение по поводу лесной охраны, так как в выступлениях возникло много путаницы: «Во-первых, сегодня в численности контрольно-надзорной службы в Россельхозе не 140 000, а 650 человек. Во-вторых, лесхозы, согласно сегодняшнему законодательству, контрольно-надзорными функциями и функциями по охране лесов не располагают. Фактически в декабре 2005 года правительством принято решение о создании лесной охраны, она сейчас формируется и обладает полномочиями досматривать транспорт и всеми необходимыми правоприменительными функциями.
Единственная проблема заключается в том, что с 1 января 2007 года все полномочия, в том числе и полномочия по охране, уходят уважаемым главам субъектов Федерации».
Сергей Катанандов, глава Республики Карелия, заметил, что «республика стоит на деревянных ногах и, видимо, еще долго будет только на них стоять. В силу того, что в Карелии лес − основа экономики. Мы чего только не делали для того, чтобы продвинуться в этом вопросе. Предпринимали массу усилий. Например, у нас 72% леса передано в аренду. Разработана масса программ, связанных с переработкой леса. Практически все леса переданы в аренду по договорам, и каждое предприятие, которое получило леса, в нагрузку получило обязанности перерабатывать лес на месте, но пока процесс идет неважно. Хотя большой тревоги нет, потому что мы в прошлом году получили больше миллиарда прибыли от деятельности лесопромышленного комплекса. При этом лесозаготовки действительно убыточны. Убыток от этой деятельности составил 400 млн рублей.
Ясное дело, пока идет изменение законодательства, никаких инвестиций не будет. Нужно принять в этом году Лесной кодекс. Дискуссия по этому поводу уже давно идет, но если еще на год отложить принятие кодекса, то на год мы и отодвинем инвестиции.
Необходимо стимулировать деятельность иностранцев и профессионалов в области лесного бизнеса, потому что самим со многими проблемами не справиться в силу того, что интегрированные структуры создаются очень медленно.
Я приветствую введение пошлин на круглый лес и считаю, что это решение правильное, более того, оно должно дать импульс, сигнал тем, кто сотрудничает с нами, в том числе и финнам, для того чтобы они понимали, что надо лесопереработку делать на территории России. Они, кстати, в Ленинградской области и у нас начали это делать в последние годы. Например, шведский концерн „Икея“ пошел на строительство 2 заводов − у нас и в Ленинградской области. И я уверен, что они будут двигаться дальше».
Как сказал Александр Беляков, председатель Комитета по развитию лесного хозяйства, лесной переработки и промышленности Торгово-промышленной палаты РФ: «Действительно очень важные вопросы сегодня рассматриваются.
Сначала о Лесном кодексе как важнейшем стратегическом документе. Почему сегодня профессионалы, которые работают с лесом, достаточно негативно относятся к этому проекту кодекса? Прежде всего, в действующем Лесном кодексе рассматривается управление лесами, а в проекте нового Лесного кодекса заложен важнейший концептуальный вопрос − управление землями, покрытыми лесом. Это совершенно принципиально меняет концепцию управления. Сегодня вопросы управления землями решаются через Земельный кодекс. И это сделано для того, чтобы было сложнее работать с землей, которая покрыта лесом.
И второе серьезное, концептуальное положение − это подготовка к аукционам, переход на гражданско-правовые отношения, которые декларируются в этом законе, и уход от административно-правовых отношений. Опыт показал, что в мире вообще нет ни чисто гражданско-правовых, ни чисто административно-правовых отношений. И, действительно, договор между арендатором и государством − это гражданско-правовой акт. И его надо совершенствовать. А, например, лесопорубочный билет сегодня − административно-правовой, это технология работы в лесу. Сегодня этот документ заменяется по проекту нового закона декларацией, которая добровольно будет заполняться будущим лесопользователем. Это совершенно меняет систему государственного контроля, учета. И, учитывая культуру в нашей стране, мне и многим коллегам кажется, что это забегание вперед.
Вот сейчас говорим о малом бизнесе. За последние 3 года у нас появился новый налог, который нигде не обозначен. Это арендная плата на землю на территории предприятия. Так как у местного самоуправления нет источников доходов, они повысили арендную плату в 30 раз, говорят: „Не нравится − уходи“. Конечно, это не способствует развитию бизнеса. Нужно ограничить арендную плату для производственных площадок уровнем земельного налога. Нельзя рубить сук, на котором сидишь. Это действительно очень серьезная проблема для развития малого и среднего бизнеса.
Еще одна проблема − это плата за подсоединение новой мощности. До $1000 сегодня надо заплатить энергетикам, чтобы получить киловатт мощности. Это очень сдерживает глубокую переработку леса. Хорошо бы сказать: „Мы продаем тебе акции на $1000 за киловатт, ты становишься нашим акционером, и мы с тобой потом дивиденды будем получать“. В соседней Беларуси $25 за киловатт новой мощности платят, в Казахстане тоже очень маленькие деньги. Но у нас 100 киловатт мощности − это очень маленький заводик. Это $100 000, оборудование стоит $50 000, и $100 000 стоит новая подключенная мощность.
Здесь говорили, что пиловочник бесперспективно пилить. Перспективно, но просто не сырые доски, а полуфабрикаты из досок надо делать: это клееная бессучковая доска, заготовки для окон.
С делегацией в США мы изучали лесной комплекс и вариант домостроения. Американцы готовы миллионы кубометров полуфабрикатов покупать у нас, но для этого нужно иметь хорошую эффективную сушку, хорошие станки. Мы сталкиваемся с проблемами, когда необходимо обязательно отменить пошлину, потому что, например, клееный брус для заготовки окон, стоит на рынке порядка $500–600 за 1 м. Это не $100, как за доску, а $500, то есть прибавленная стоимость очень высокая. С этим может вполне справляться малый и средний бизнес, о котором мы говорим.
Еще хотелось привести один пример по искоренению незаконных рубок леса. Это страшная проблема для нас, особенно для Сибири. В Ленинградской области, когда передали лес на 49 лет в аренду, наши арендаторы ввели свою охрану лесов. Поймали несколько бандитствующих элементов, которые пытались ночью воровать лес, разобрались с ними по-своему, и лес прекратили воровать.
Ведь работники лесной охраны получают очень маленькую зарплату. Около 5000 рублей. А они охраняют леса на сотни млн долларов. 5000 рублей ему заплатят сегодня, несколько десятков кубометров леса увезут, и вот он получает вторую зарплату.
Здесь надо требования к ним повышать и дать им высокий статус. Они должны иметь достойную зарплату, большие права, социальную защищенность и страховку, хорошую связь, оружие, потому что работа небезопасная. Эти меры помогли бы действительно искоренить хищение леса.
Нам необходимо все сделать, чтобы люди в лесу могли спокойно работать. Хотелось бы, чтобы больше отечественных денег привлекалось для развития лесного комплекса.
Например, почему бы из сегодняшних наших запасов валюты не выплатить облигации лесного займа, гарантированные государством? Люди вместо Сбербанка вложат деньги сюда. Сможем строить лесные дороги. Окупаемость проекта − 2 года. Почему в инфраструктуру не вкладывать эти деньги?
Полностью согласен со строительством деревянного жилья. Недавно была конференция по деревянному домостроению в Санкт-Петербурге. Оказывается, в области и в Санкт-Петербурге уже 96 ООО и ЗАО строят деревянные дома. И конкуренция между ними хорошая. И качественно могут сделать. И компьютерные технологии проектирования уже вовсю освоили.
Нужно двигаться вперед. Даже в Швейцарии, в богатой стране, человек строит жилье. Государство ему обнуляет процентную ставку, только чтобы он строил жилье. Почему? Потому что каждый дом − 40% налогов. Это компенсирует государству те издержки, которые оно ставит на индексацию процентной ставки, и повышает покупательскую способность. Думаю, что все эти действия будут способствовать эффективному поднятию лесной отрасли».
Михаил Моторин, заместитель Министра финансов РФ, проинформировал собравшихся о том, что все последние изменения в налоговом законодательстве были направлены на стимулирование инвестиционной деятельности: «По НДС все вопросы, которые были поставлены, уже решены. С 1 января этого года месяц в месяц принимается к вычету НДС как по оборудованию, так и по объектам капитального строительства. Поэтому здесь проблемы нет, и с учетом того решения, которое принято по обнулению ввозных таможенных пошлин по таможенному оборудованию, практически все препятствия по ввозу этого оборудования сняты.
По прибыли, тоже с 1 января этого года, введена норма по 10% амортизационной премии, что также является стимулированием инвестиций. В принципе можно рассматривать дальнейшее, особенно отраслевое стимулирование именно через этот механизм, то есть ускоренная амортизация или увеличение амортизационной премии для отдельных отраслей там, где это считает государство приоритетным, где нужно стимулировать инвестиционную активность.
По поводу распределения НДС. Здесь давно этот вопрос обсуждается. НДС является зачетным налогом, и распределить по регионам зачетный налог невозможно. Потому что невозможно определить, где создана та самая добавленная стоимость, о которой говорится. Поэтому с этой точки зрения она гораздо более привязана к регионам, налог на прибыль которых, собственно говоря, и поступает в региональные бюджеты.
Здесь были предложения по поводу закрепления попенной платы 50%. Любые закрепления налоговых и неналоговых источников за какими-то конкретными расходами − это неправильный путь. Все деньги поступают в соответствующий бюджет, и из этого бюджета финансируются те расходы, которые необходимы. В значительной степени их несет федеральный бюджет. 9,5 млрд в этом году выделяется по лесохозяйственной деятельности разделу „Национальная экономика“, подразделу „Лесное хозяйство“. Субсидируются бюджеты субъектов Российской Федерации − 1,3 млрд рублей, в том числе на субвенции для тушения лесных пожаров 0,5 млрд и 812 млн по субвенциям бюджета на реализацию полномочий по осуществлению права владения, пользования, распоряжения лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций. То есть эти средства есть. Другое дело хватит ли их на выполнение этих функций. Это нужно обсуждать и обосновывать. Любая сумма, которая принята на бюджет, должна быть в достаточной степени обоснована».
Итоги совещания подвел президент РФ Владимир Путин: «Мы сегодня с вами обсудили практически весь комплекс вопросов, связанных с развитием и использованием лесоперерабатывающей промышленности, всего лесного комплекса в целом. Говорили и об усилении борьбы с незаконной рубкой. Все это направлено на то, чтобы сделать эту потенциальную отрасль конкурентоспособной. В целом, несмотря на некоторые расхождения в понимании того, куда нам нужно двигаться, я очень рассчитываю, что и правительство, и представители бизнеса, и руководители регионов найдут в себе силы, чтобы действовать и двигаться гораздо более смело и энергично вперед».
Использованы материалы сайта www.kremlin.ru
Двигаться вперед смелее и энергичнее! Часть 1