Золотая середина: как правильно обновлять станочный парк. Часть 1
В балансе деревообрабатывающего или мебельного предприятия оборудование − один из важнейших и самых затратных факторов, определяющий эффективность и рентабельность производства. Каких ошибок следует избегать при выборе станков и на что нужно обратить внимание в первую очередь, рассказал нашему корреспонденту генеральный директор Ассоциации независимых наладчиков деревообрабатывающего оборудования Владимир Хлебников.
Часть 2. Поставка оборудования: как грамотно заключить контракт
Часть 3. Приемка и хранение станков
Часть 4. Без наладчика не включать
Часть 5. Все по плану
Часть 6. Оптимизируй это!
Часть 7. Утилизация по-русски
− Какими общими критериями следует руководствоваться владельцу предприятия, который планирует пополнить или обновить станочный парк?
− От грамотного подбора и организации работы оборудования зависит себестоимость выпускаемой предприятием продукции, а значит, и ее конкурентоспособность. Приобретение нового оборудования, ввод его в строй и эксплуатация требуют системного подхода, который включает:
- обоснованный выбор приобретаемого оборудования;
- грамотное составление контракта с производителем (поставщиком);
- организацию приемки и хранения;
- ввод в эксплуатацию;
- соблюдение мер безопасности при эксплуатации;
- соответствие характеристик машины режимам и условиям эксплуатации;
- плановое техническое обслуживание;
- диагностику;
- соответствие квалификации работников предприятия уровню оборудования;
- снабжение запасными частями и учет их расходования;
- оперативное и качественное проведение внеплановых ремонтов;
- наличие и использование документации;
- своевременное списание;
- утилизацию заменяемых машин и узлов.
− Давайте начнем с выбора оборудования.
− Выбор оборудования отечественные деревообработчики делают, как правило, исходя из сиюминутных потребностей производства. Они не проводят глубокого анализа текущей ситуации и вряд ли делают прогнозы на ближайшие годдва, поэтому закупки совершаются в основном импульсивно, без учета перспективы развития предприятия. Вот почему основная проблема состоит не столько в процедуре выбора оборудования, сколько в планировании его своевременного приобретения.
Второй критерий, которым часто руководствуются покупатели, − бюджет, выделенный на закупку станков. Стремление приобрести «чтонибудь подешевле» приводит к покупке сильно изношенного импортного или даже советского оборудования. Не так давно к нам обратились с просьбой запустить технику, выпущенную 30 лет назад и представляющую собой, по сути, металлолом, затраты на модернизацию которого в конечном итоге превысят стоимость аналогичного нового станка. Конечно, эти затраты растянуты во времени, поэтому о нерентабельности такого подхода не принято задумываться. Желание сэкономить может привести к тому, что парк оборудования пополнится хоть и новым, но дешевым станком, который на первый взгляд удовлетворяет необходимым техническим характеристикам, но… Не стоит забывать, что невысокая стоимость формируется за счет того, что производитель оборудования на чемто экономит. И рано или поздно эта экономия проявит при эксплуатации свои негативные стороны.
− На чем может сэкономить производитель?
− Это выясняется в основном после покупки. Например, технические характеристики, вроде бы совпадающие с теми, которые нужны заказчику, соответствуют реальности при условии, что станок будет работать… не более двух часов в день! Иначе он просто рассыплется на части. Кроме того, на многих дешевых станках отсутствует система защиты оператора − они, проще говоря, опасны в эксплуатации. Если на таких машинах и есть защитный кожух, то он часто является фиктивным, и в случае возникновения аварийной ситуации травмы неизбежны. Экономят изготовители оборудования также на комплектующих и на количестве операций, затраченных на изготовление этого станка. Словом, когда заказчик сбрасывает со счетов вопросы надежности, долговечности, качества продукции и рассматривает приобретение лишь как средство для получения прибыли, тогда и покупаются такие дешевые станки. Это уж потом их соблазнительно невысокая стоимость выливается в необходимость очередного обновления парка оборудования. Причем срочно и, как правило, за большие деньги!
Конечно, и недорогие станки можно использовать рационально и эффективно, если приложить к ним руки.
Вот, например, среди наших заказчиков есть компания, которая использует дешевое китайское оборудование для производства паркета. В этой компании отработана система модернизации такого оборудования и имеется штат специалистов, которые доводят эти станки, что называется, до ума. Кроме того, проводится обучение операторов для работы на этих станках и налажено наблюдение за работой оборудования при помощи видеокамер.
Разумеется, станки проходят и ежедневное квалифицированное обслуживание. Но таких компаний, руководство которых понимает необходимость создания специальных условий для эксплуатации дешевого оборудования, увы, единицы.
Интересно, что проблемы, возникающие в ходе эксплуатации станка, покупатели пытаются переложить на поставщика, ссылаясь на то, что он не предоставил достоверную информацию о возможностях оборудования. И отчасти заказчики правы.
Но все же винить надо в первую очередь себя. Ведь в комплексном, продуманном и просчитанном проекте, которым и должно быть приобретение новой техники, учитываются все детали и нюансы. И тогда поставщик просто обязан взять на себя не только своевременную поставку, но и инжиниринг и ввод в эксплуатацию. К сожалению, в России процесс закупки оборудования во многом зависит от степени доверия в отношениях поставщика и заказчика. Однако это «работает» до тех пор, пока перед менеджером компаниипроизводителя не ставится задача продажи оборудования, залежавшегося на складе, которую он любыми путями пытается решить.
− Значит, надо покупать дорогие станки − и проблем не будет?
− Да нет, не следует думать, что покупка дорогостоящего оборудования решит сразу все проблемы. Приобретение дорогостоящего станка имеет смысл только тогда, когда это действительно необходимо для решения задач, стоящих перед производством. В противном случае покупка такой техники лишь неоправданно увеличит себестоимость выпускаемой продукции.
В качестве примера расскажу об еще одном нашем клиенте − компании − производителе предметов интерьера, купившей современный обрабатывающий центр, но не имеющей представления о том, как его эффективно эксплуатировать. В итоге дорогостоящее оборудование используется для протыкания отверстий в изделиях, поскольку оператор не обучен тому, как сверлить эти самые отверстия. Здесь же установлена и покрасочная камера, но отсутствует система аспирации к ним. Закуплено хорошее заточное оборудование, но нет специалиста, который мог бы на нем работать. Вследствие этих организационных и технических проблем у компании появились финансовые проблемы, потому что выполнять заказы в срок она не успевает.
Описанная ситуация − результат непрофессиональной работы тех, кто отвечает в компании за закупку оборудования. Как правило, на каждом крупном предприятии существует отдел закупок, одна из задач которого состоит в том, чтобы обеспечить минимальную стоимость закупки оборудования.
Но проблема в том, что менеджеры отдела закупок чаще всего ищут оборудование не по заданию производственников, досконально знающих характеристики станков и круг их производителей, а в соответствии с задачами, которые ставит руководство предприятия. Вторая проблема, которая сильно мешает успешной работе отделов закупки, − коррупция.
Не секрет, что существует целая система откатов и взяток, которые предлагаются менеджерам предприятийзаказчиков представителями поставщиков оборудования. Причем грешат этим не только российские поставщики, но и иностранные компании. Поэтому реальные цены на поставленное оборудование могут отличаться от тех, которые прописаны в договоре на покупку, в два и более раз. Конечно, существование отдела закупок на крупном предприятии оправданно, но его работа требует регулярного внутреннего технического и финансового аудита. А вот на средних и мелких предприятиях содержание такого отдела нерентабельно. Там достаточно иметь в штате опытных специалистовконсультантов, которые отвечают за выбор оборудования.
− Так как же найти золотую середину и правильно выбрать станок?
− Вопервых, напомню то, о чем уже говорил, − о необходимости тщательного планирования ведения производства, в котором учитывается, кроме всего, еще и то, что к любому станку требуется пристаночное оборудование, различные приспособления, система вытяжки, запас смазочных и других расходных материалов на весь срок эксплуатации, комплект запчастей и т. д.
Отдельная статья расходов − настройка и обслуживание оборудования. Как показывает практика, при покупке станка мало кто из наших производственников думает о таких «мелочах».
В качестве удачного примера того, как следует планировать работу успешного предприятия, расскажу об опыте еще одних заказчиков нашей компании − фирмы, специализирующейся на производстве мебели из экологически чистых материалов. Та часть производства, от которой требуется обеспечить качество, точность, надежность и долговечность, оснащена новым, высокотехнологичным современным оборудованием. Остальные станки, на которых выполняются операции, не влияющие на качество продукции, − бывшие в употреблении. Необходимость приобретения каждого станка была досконально просчитана.
В заключение подчеркну: для того чтобы создать на предприятии успешно функционирующий, сбалансированный и эффективный станочный парк, который будет выполнять все поставленные перед ним задачи, приобретая новое оборудование, нужно всякий раз комплексно подходить к выбору каждого станка.
Беседовала Регина БУДАРИНА
Вторая статья цикла: «Поставка оборудования. Как грамотно заключить контракт»