«Джон Дир» всегда делает первый ход
Лесозаготовительная техника John Deere
Технику компании «Джон Дир» российские лесозаготовители знают хорошо, и в этом нет ничего удивительного: первая машина пришла на российскую делянку еще в советское время, более 30 лет назад. С тех пор российский парк техники «Джон Дир» (прежде это была финская торговая марка «Локомо», а затем «Тимберджек») увеличился многократно. Сегодня зеленые лесные машины «Джон Дир» успешно работают по всей России, и спрос на эту технику неуклонно растет.
Все 30 лет компания является лидером на российском рынке, и даже изменение в 2005 году привычного бренда «Тимберджек» на торговую марку «Джон Дир» не поколебало имидж продукции. Лесозаготовительная техника, которая производится на финском заводе в городе Йоенсу (Joensuu), всегда отвечает современным запросам. Сегодня она мощна и одновременно маневренна, высокопроизводительна и удобна в работе и обслуживании, технологична и эстетична. К тому же в плане технических возможностей эти машины всегда опережают своих самых сильных конкурентов.
Быть первыми, новаторами − для компании «Джон Дир» постоянная задача. Поэтому поиск инновационных решений в каждом аспекте деятельности фирмы (будь то со-здание новой модели машины, или организация сервиса, или обучение операторов) − это естественный каждодневный процесс. Результаты говорят сами за себя: многие новинки компании становились в свое время буквально революцией в лесозаготовке.
Рассказать подробно обо всех инновационных открытиях в рамках одной статьи невозможно, потому что едва ли не ежегодно компания выводила на рынок какое-нибудь ноу-хау, но даже простое перечисление достижений компании может сказать о многом.
Время и достижения
Первая специализированная лесозаготовительная машина в Скандинавии − модель Bamse − была создана в 1957 году. Эта машина стала плодом сотрудничества компаний Volvo и Östbergs Fabriks AB, Alfta, Швеция. Компанией Ösa (в дальнейшем «Локомо», ФМГ, «Тимберджек» и «Джон Дир») было выпущено 700 экземпляров. А уже через два года было создано радиоуправление для этой лесозаготовительной машины, а также манипулятор и подъемный механизм компании Ösa. «В области автоматизации изобретать больше нечего», − так говорили после этого нововведения.
Тем не менее конец 1960-х годов был отмечен новыми разработками. 1968 год − первый колесный форвардер SM 668 компании Ösa, оснащенный специально разработанным капотом, кониками и гидравлическим манипулятором. В кабине появляются отопление и большие окна. В этом же году была создана гусеничная машина с маленьким зажимным коником и 14-метровой стрелой с валочной головкой. Эта головка стала одной из первых попыток автоматизации рубок ухода.
В 1969 году выпущена первая лесозаготовительная машина Juontolokkeri компании Lokomo − теперь кабина располагается перед задним мостом. Тогда же на свет появилась самая популярная лесозаготовительная машина в Скандинавии − SM 868. Эта машина показала хорошие результаты при проверках производительности и надежности. Ее масса − 11 000 кг, двигатель − 104 л.с. В общей сложности было выпущено 1800 экземпляров. После завершения производства марки SM 868 в 1975 году эта машина еще долго использовалась и высоко ценилась.
1970-е годы были отмечены созданием не только новых машин и механизмов, но и основанием лесотехнической школы Ösa Forestry School. Вот основные вехи этого десятилетия.
1970 год − первый двухместный форвардер Teli-Lokkeri производства компании Lokomo, в котором одно рабочее место предназначалось для управления машиной, второе − для оператора, который занимался загрузкой бревен. В Швеции и Финляндии в этом году была представлена первая однозахватная харвестерная головка.
1971 год − первый процессор компании Ösa, разработан компанией ASEA, Västerås, Швеция. Для работы требовались два оператора: один для управления машиной, второй − процессором. Это был один из первых шагов по автоматизации лесозаготовительной техники.
1972 год − создан форвардер класса Kockums 850, очень популярный в Швеции и Финляндии.
1973 год − создан харвестер Lokomo 960, а также гидростатическая трансмиссия, впервые примененная в лесозаготовительной технике (Ösa 270).
В 1974-1975 годах были выпущены три форвардера. Lokomo 909 − первый форвардер малого класса с двигателем Perkins, произведен на заводе в Йоенсуу. Lokomo 925 − форвардер с современной и безопасной кабиной. Lokomo 928 − форвардер, оснащенный двигателем Deutz с воздушным охлаждением, стал базовой машиной для процессора Lokomo Ösa 705.
Вторая половина 1970-х годов ознаменовалась выпуском целой серии новых форвардеров и харвестеров. Ösa 260 − первый шведский форвардер с гидростатической трансмиссией. Это была простая в обслуживании машина, кабина и задняя рама имели возможность наклона, а нижняя защита могла опускаться с помощью лебедки. Новый харвестер Lokomo 961 был оснащен десятицилиндровым двигателем, имел массу 30 тыс. кг и возможность подъема 30-метрового дерева в вертикальном положении.
В 1978 и 1979 годах были выпущены два новых форвардера: Lokomo 933 − форвардер для экстремальных нагрузок, достаточно мощный, чтобы использоваться для подготовки почвы, и Lokomo 919, предшественник будущего форвардера 1410.
В конце 1970-х годов компанией были созданы: Finko I − однозахватный процессор, прототип харвестерных головок 750, 758, H 480; форвардер малого класса 578F, а также Makeri, харвестер и форвардер для первого прореживания.
Революция в лесозаготовке
В 1980-е и 1990-е годы компания уверенно шла путем открытий и инноваций. В 1980 году была произведена революция в трелевке − появился первый восьмиколесный форвардер 578, а в 1983-м была создана харвестерная головка Kockums GSA-62, предшественница головок 762 и H270.
Урожайным на новинки оказался 1985 год. В этот год была создана первая концептуальная модель харвестерной головки с четырьмя вальцами. Представлена машина Lokomo 990 с системой автоматизации измерений Lokomatic и системой Dapt 513 для оптимизации обработки стволов. Выпущен форвардер Lokomo 909 Turbo, оснащенный гидромеханической коробкой передач.
1990 год был отмечен созданием системы беспроводной передачи данных Lokomatic 90, а в 1993-м созрела идея форвардера нового поколения. Впервые при разработке лесозаготовительной машины был использован промышленный дизайн.
На выставке Elmia Wood в 1993 году был представлен манипулятор нового стандарта Timberjack 1270A; система на основе передачи данных по CAN-шине; система измерения и контроля; собственный модуль харвестерной головки и модуль для Timberjack 3000; TMC (система комплексного управления машиной); собственные манипулятор, трансмиссия и джойстики. Также в этом году появилась первая тандемная тележка с балансирным механизмом и литым корпусом.
1995 год был отмечен созданием первого виртуального тренажера харвестера и форвардера. Также в этом году представлен концепт шагающей машины, которая требовала трех компьютеров: для передвижения, силовой передачи и автоматизации измерений. А в 1996 году был создан харвестер Timberjack 1270B с кабиной с изогнутыми окнами.
В новый век с новой техникой
В 1999-2000 году начинается производство машин Timberjack серии C. Компания продолжает вводить на рынок лесозаготовительных машин свои новые разработки.
2002 год
- FlashCut − автоматическая система управления пилой, которая обеспечивает подачу пильной шины в соответствии со скоростью вращения мотора пилы при любых условиях. Это поддерживает оптимальную скорость пиления независимо от вида дерева, его состояния и степени заточки пильной цепи.
- TimberOffice/TimberNavi − GPS-система для колесных харвестеров и форвардеров по обработке информации о системе поставок древесины. При наличии мобильного или постоянного подключения к Интернету система TimberOffice также обеспечивает передачу данных между харвестером и отделом управления производством по электронной почте в реальном времени.
2003 год
- Пакетировщик порубочных отходов − недостающее звено биоэнергетической цепи! 1490D собирает верхушки и ветви деревьев и помещает их в протяжную систему машины. Постоянный запатентованный процесс пакетирования включает протяжку, прессование, обвязку и обрезку. В результате получается плотно спрессованный сортимент диаметром 700-800 мм, длиной 2-4 м (длина регулируется и обычно составляет от 3 до 3,2 м) и весом 400-600 кг в зависимости от сырья. Энергоемкость такого сортимента превышает 1 МВт/ч.
- ALS и VLS. ALS (активное грузовое пространство) − конструкция грузового пространства с гидравлическим приводом коников, обеспечивающим их перемещение и боковой наклон, что позволяет варьировать объем грузового пространства. VLS (регулируемое грузовое пространство) обладает возможностью бокового расширения с помощью гидравлики. Оно спроектировано для форвардеров 1110D, 1410D и 1710D.
- Уловитель цепи. Новый уловитель пильной цепи поглощает кинетическую энергию оторвавшихся звеньев пильной цепи и максимально снижает вероятность вылета звеньев пильной цепи на высокой скорости. Этот уловитель цепи вскоре стал стандартным оборудованием на всех новых харвестерных головках.
2005 год
- На выставке Elmia Wood компания «Джон Дир» продемонстрировала свои основные машины для сортиментной заготовки: харвестеры 770D, 1070D, 1270D, 1470D и форвардеры 810D, 1010D, 1110D, 1410D, 1710D, а также оборудование для хлыстовой заготовки: валочно-пакетирующую машину 853G, трактор 648G III с гидрозахватом и процессор 2054 с головкой Waratah HTH622B в новой раскраске. Также была представлена система анализа производительности и условий работы для колесных харвестеров. Компания по-прежнему является единственным производителем лесозаготовительной техники, предоставляющим столь уникальное программное обеспечение.
- Лучший в мире дизельный двигатель для внедорожной техники John Deere PowerTech PlusTM получил награду «Лучший дизельный двигатель года» (The Diesel of the Year), а также был включен в список «100 лучших продуктов года» (A Top 100 Product of the Year).
2006 год
TimberLink приходит в офис. Теперь данные о производительности и условиях работы лесозаготовительной машины можно изучать и в офисной обстановке. Передачу данных из машины можно осуществлять по электронной почте или, например, с помощью флэш-накопителя USB.
2006-2007 годы
Было представлено программное обеспечение Automatic Work RPM и EcoPull и одновременно в производство были запущены харвестеры и форвардеры серии ECO III компании John Deere.
Нынешний 2008 год также станет инновационным для компании. Ведь уже совсем скоро John Deere представит харвестеры и форвардеры Е-серии, которые могут осуществить революцию в современной лесозаготовительной технике. Подробно об этой и других новинках компании John Deere мы расскажем в следующем номере журнала.
Галина МАЛИКОВА