Партнеры журнала:

Тема страницы

Секрет карельского леса

Северный лес с давних пор ценится за уникальные свойства

Ценные свойства древесины определяются климатическими условиями, в которых произрастало дерево. Как известно, дерево растет лишь летом, и, если лето длинное, у него есть время нарастить достаточно толстый слой древесины; когда наступает период покоя, рост прекращается − до следующего периода тепла. Чем южнее место произрастания дерева, чем теплее и продолжительнее лето, тем шире годовое кольцо − слой древесины, образующийся за один год.

Таблицу «Фактическое освоение расчетной лесосеки в Республике Карелия (тыс. м3)» к статье «Секрет карельского леса» смотрите в PDF-версии журнала

Прочно и экологически чисто

«Например, у ели, которая произрастает в суровых климатических условиях севера Карелии, годичные кольца плотно примыкают друг к другу, благодаря чему ее древесина, крепкая и долговечная, высоко котируется на мировом рынке», − объясняют секрет высокого качества местной древесины в Министерстве по природопользованию и экологии Республики Карелия. Ель применяется как в строительстве (срубы из круглого леса), так и в отделочных работах − из нее изготавливаются вагонка, евровагонка и брус. Карельская сосна также отличается высокой прочностью и к тому же легко обрабатывается; кроме того, она считается деревом, которое делится с человеком энергией, здоровьем и силой. Сосна, как и ель, отлично подходит и для строительства деревянных сооружений, и для внутренней отделки помещений.

Мелкослойная и плотная структура обусловливает высокую прочность и упругость строительного материала, изготовляемого из северного леса: бревен, бруса, доски и т. д. Эти и другие изделия долговечнее, чем аналогичные изделия из древесины лесов, произрастающих в более теплом климате. Также благодаря особой структуре в зимний период (когда нет тока жидкости) древесина из северных лесов почти не впитывает влагу.

Помимо прочего, северный лес менее подвержен грибковым заболеваниям и нападению насекомых-вредителей. Как отмечают в Министерстве по природопользованию и экологии, леса Центрального и особенно Центрально-Черноземного района России довольно серьезно заражены синевой − одним из опасных грибковых заболеваний. Страдают они и от нашествия различных насекомых, повреждающих древесину, чему в значительной мере способствует большое количество искусственных посадок леса. К тому же леса средней полосы России произрастают на территории, степень экологического неблагополучия которой приближается к характерной для западноевропейских стран. Северный лес, в отличие от лесов средней полосы, имеет естественное происхождение и произрастает в относительно благополучных с экологической точки зрения местах.

Дефицит лесных дорог в Карелии

Таблица. Фактическое освоение расчетной лесосеки в Республике
Карелия (тыс. м3)

Таблица. Фактическое освоение расчетной лесосеки в Республике Карелия (тыс. куб. м)

Одной из основных проблем, сдерживающих развитие лесопромышленного комплекса как Карелии, так и России, является низкий уровень обеспеченности лесного хозяйства транспортной инфраструктурой. Слаборазвитая дорожная сеть ограничивает возможности освоения эксплуатационных лесов и снижает экономическую доступность лесных древесных ресурсов. Густота дорожной сети в Карелии − примерно 0,25−0,26 км на 100 га лесной площади. Это в четыре раза меньше производственной потребности и не соответствует объемам перевозимых лесных грузов. Кроме того, лесная дорожная сеть весьма неравномерна. Южная и центральная части Карелии характеризуются развитой лесовозной дорожной сетью, чего нельзя сказать о севере, северо-западе республики и Пудожском районе. Из общей протяженности лесовозных дорог Республики Карелия (около 17 тыс. км) в летний период используется и содержится за счет арендаторов участков лесного фонда примерно 7200 км, а в зимний − примерно 5200 км. Потребность в строительстве новых дорог круглогодового действия с учетом перехода преимущественно на сортиментную технологию заготовок составляет примерно 540 км (из расчета 1 км на 12 тыс. м3 вывозки).

На протяжении последних лет прослеживается четкая зависимость результатов работы лесозаготовительной отрасли (объемов заготовки и вывозки древесины) от погодных условий. Основная причина − недостаток у большинства лесозаготовительных предприятий дорог, которые можно использовать для вывозки древесины круглогодично. Ведь 40% лесосечного фонда на территории республики можно заготовить и вывести только в зимний период. Эксплуатация современных автомобилей-сортиментовозов при вывозке лесоматериалов диктует серьезные требования к качеству строящихся и состоянию имеющихся лесовозных дорог.

В настоящее время большинство лесозаготовительных предприятий не имеют достаточных собственных финансовых средств для строительства лесовозных дорог в необходимых объемах. Ведение дорожного строительства предполагает также затраты на приобретение дорогостоящей дорожно-строительной техники, содержание штата специалистов и рабочих (водителей и операторов дорожных машин).

«Если не решить проблему развития дорожной инфраструктуры, включающей не только лесохозяйственные дороги, но и дороги между населенными пунктами, а также не проводить реконструкцию существующих дорог общего пользования и мостов, обеспечивающих проезд тяжеловесного автотранспорта, невозможно будет изменить ситуацию с увеличением объемов заготовки и вывозки древесины и повысить уровень использования расчетной лесосеки», − резюмируют в Министерстве по природопользованию и экологии.

С 2008 года субъектам Российской Федерации выделяются субвенции федерального бюджета на строительство лесных дорог. Правительство Республики Карелия направляло обращения в адрес Правительства РФ и Министерства сельского хозяйства России, содержащие просьбы по оказанию государственной финансовой поддержки лесопромышленному комплексу республики для строительства лесных дорог на 2009, 2010 и 2011 годы. Необходимым условием для принятия положительного решения при рассмотрении вопроса о выделении субвенций из федерального бюджета является наличие заявки − обоснования запрашиваемых объемов финансирования и подтверждения готовности участия в софинансировании субъекта РФ и (или) арендаторов лесных участков. В заявках, представленных руководством республики, указывались планируемые объемы строительства лесных дорог в Карелии и требуемые объемы финансирования. Кроме того, подтвердили свою готовность участвовать в строительстве лесных дорог на арендуемой территории на принципах государственно-частного партнерства (60% − бюджет РФ; 40% − средства арендатора) ОАО «ЛХК «Кареллеспром» и ОАО «Сегежский ЦБК».

Строительство лесных дорог с использованием средств федерального бюджета и средств арендаторов лесных участков позволит отработать схемы финансирования и взаимоотношения всех участников строительства.

В июне 2010 года Рослесхозом принято решение о разработке Федеральной целевой программы «Леса России», в которую будет включена подпрограмма «Лесные дороги». Концепция ФЦП должна появиться в июле 2011 года, а сама программа − к 2012 году.

Карелия, в свою очередь, приступила к разработке собственной целевой программы «Создание лесной транспортной инфраструктуры на территории Республики Карелия» − это необходимо для участия региона в ФЦП «Леса России». На первом этапе будет разработана методика инвентаризации и создания реестра лесных дорог необщего пользования. Специально для этого при Министерстве по природопользованию и экологии Республики Карелия создана межведомственная рабочая группа.

Комиссией по отбору тематик научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, финансируемых из бюджета Республики Карелия, на 2011 год утверждена работа «Методические основы инвентаризации автомобильных дорог на землях лесного фонда и отражение результатов инвентаризации в региональной системе учета». На ее выполнение из бюджета Республики Карелия предусмотрено финансирование в размере 700 тыс. руб.

В республиканском правительстве предполагают, что реализация мероприятий по созданию развитой лесной транспортной инфраструктуры будет способствовать повышению эффективности ведения лесного хозяйства, организации защиты леса от пожаров, снижению затрат на лесозаготовку и транспортировку древесины.

Видеонаблюдение за лесными пожарами в Карелии

В рамках подготовки к пожароопасному сезону 2011 года и в соответствии с изменениями, внесенными в Лесной кодекс, в Карелии создается специализированное бюджетное учреждение по охране лесов от пожаров. Если раньше тушением лесных пожаров занимались несколько организаций, то в 2011 году все силы и средства пожаротушения, имеющиеся в министерстве, переданы в одни руки − ГУ Республики Карелия «Северо-Западная база авиационной охраны лесов». Именно это учреждение будет выполнять основной комплекс работ по обнаружению и тушению пожаров. Изменения, внесенные в Лесной кодекс, позволяют заключать государственные контракты со специализированными учреждениями как с единственным поставщиком услуг, что, в свою очередь, значительно ускоряет процедуру подготовки к пожароопасному сезону. Создание единого центра призвано упростить систему внутрирегионального маневрирования, своевременного обнаружения и оперативного тушения лесных пожаров.

В периоды высокой и чрезвычайно высокой пожарной опасности планируется привлечение к работам по тушению пожаров сил и средств пожаротушения арендаторов лесных участков, подразделений пожарной охраны. Привлечение указанных сил будет производиться согласно планам тушения лесных пожаров, которые разрабатываются в каждом административном районе. Изменения в Лесном кодексе позволят воссоздать на территории субъектов пожарно-химические станции 3-го типа (ПХС-3) − специализированные организации, профессионально занятые на тушении лесных пожаров и оснащенные необходимым количеством современной противопожарной техники. В настоящее время разработано обоснование для создания на территории республики пяти ПХС-3, подготовлены помещения для размещения техники и личного состава станций. После издания недостающих федеральных нормативно-правовых актов начнется полномасштабное развертывание ПХС-3.

С 2011 года в лесах Карелии создается принципиально новая для республики система обнаружения лесных пожаров − система видеонаблюдения. Специальные видеокамеры будут устанавливаться на высотных объектах, как правило вышках сотовой связи, и информация с них по выделенным каналам связи будет поступать в режиме реального времени в лесничества. Оператор в лесничестве может управлять видеокамерой для точного определения очага возгорания. Система позволит выявлять лесные пожары на ранней стадии, что, в свою очередь, значительно сократит затраты на тушение. Закупка необходимого оборудования и его монтаж осуществляются за счет средств федерального бюджета.

По данным Министерства по природопользованию и экологии Республики
Карелия подготовила Евгения ЧАБАК


Другие статьи рубрики Регион номера: Республика Карелия

Долго будет Карелия сниться...
По нарастающей
Лесное хозяйство Карелии в цифрах
Евгений Жирнель: «ЛПК – базовая отрасль экономики Карелии»
Производители газетной бумаги не капитулируют перед «цифрой»
По финским стандартам качества
Список предприятий ЛПК Республики Карелия

На берегу Белого моря
Славные традиции, интересное будущее
Леса много не бывает
Инвестиции, инновации и современный менеджмент
Список предприятий ЛПК Республики Карелия

Лесной комплекс Карелии: проблемы и перспективы

Обзоры ЛПК регионов России