Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Лесопиление

Новоенисейский ЛХК. Таежных дел мастера

Новоенисейский ЛХК занимает одно из ведущих мест в лесной отрасли Красноярского края

За более чем полвека Новоенисейский лесохимический комплекс прошел путь от обычного лесопильного комбината до предприятия с собственной сырьевой базой и замкнутым циклом производства.

Делянка Новоенисейского ЛХК
Делянка Новоенисейского ЛХК

Новоенисейский ЛХК был основан в 1960 году − еще до того, как появился город Лесосибирск, на территории которого сейчас находится предприятие. Место расположения завода было почти идеальным − в окружении лесов с высококачественной ангарской сосной, на берегу судоходного Енисея, на автодороге краевого значения «Енисейский тракт» и на железнодорожной ветке, соединяющей город с Транссибирской магистралью.

Комплекс вполне благополучно преодолел сложности, которые привели к краху многие некогда прославленные заводы, занимает одно из ведущих мест в лесной промышленности Красноярского края, успешно диверсифицирует производство и ежегодно наращивает объемы выпускаемой продукции. Сейчас ЗАО «Новоенисейский ЛХК» − это крупное многопрофильное лесопильно-деревообрабатывающее предприятие с высокоразвитой степенью механизации и автоматизации производственных процессов, где лесозаготовка, деревообработка и лесохимия объединены в полный технологический цикл. В общей сложности здесь трудится 4600 человек.

Переход на собственное сырье

Сплав плотов по Енисею
Сплав плотов по Енисею

Закрепиться на передовых позициях заводу удалось за счет удачного решения главной проблемы лесоперерабатывающей отрасли − поставки сырья. Если в первые 30 лет работы Новоенисейского ЛХК вопрос об обеспечении древесиной не стоял, то в 1990-х годах стало очевидно: необходимо уходить от сторонних поставщиков и капризов рынка. Руководством предприятия было принято решение заготавливать древесину самостоятельно.

В 1998 году компания начала преобразование в лесопромышленный холдинг. Комбинат приобрел семь лесозаготовительных участков, расположенных в Богучанском, Мотыгинском и Енисейском районах: Мотыгинский, Назимовский, Усть-Кемский, Нижнетерянский, Хребтовский, Гремучинский и Неворнский. Годовая расчетная лесосека холдинга составляет 2 млн м, а объем заготовок − 1,2−1,3 млн м в год. Арендованные Новоенисейским ЛХК леса на 75−80% состоят из сосны, около 17% приходится на лиственницу, остальное − ель и пихта. Лиственной древесины здесь почти нет.

По словам генерального директора ЗАО «Новоенисейский ЛХК» Виктора Шелепкова, сегодня холдинг обеспечивает себя собственным сырьем на 90%. Запаса древесины хватает на бесперебойную работу предприятия в течение всего года. При этом речь идет не только о постоянном увеличении объема заготовок, но и о повышении качества − 80% пиловочника относится к I–II сортам.

Комментируя процесс лесозаготовки, на предприятии отмечают, что сырье из леса вывозится хлыстами, так что не остаются отходы на лесосеках и нижних складах, поскольку они могут создать благоприятную среду для распространения сибирского шелкопряда, а главное − явиться причиной пожара.

Основной объем сырья поступает на комбинат от лесозаготовителей методом сплава − по Ангаре и Енисею. У предприятия имеется свой флот − 40 барж, катеров и других судов. За навигационный период рейд Новоенисейского ЛХК проводит около 1,1 млн м сырья. Часть кругляка подается непосредственно на лесопильные заводы, оставшийся объем складируется в запас для дальнейшей переработки.

Пиломатериалы и переработка отходов

Линия по производству MDF
Линия по производству MDF

Основное и старейшее направление деятельности Новоенисейского ЛХК − производство пиломатериалов. На оборудовании линии сухой сортировки круглых лесоматериалов в цехе пиловочного сырья ведется рассортировка древесины по породам и диаметрам, затем сырье подается в лесопильный комплекс, объединяющий два лесозавода с четырьмя рамными потоками.

Важным технологическим звеном деревообработки является комплекс сушки и пакетирования, где осуществляется окончательная обработка пиломатериалов, подготовка пакетов и упаковка экспортной продукции. Здесь используются сушильные камеры Valmet (Финляндия), линии сортировки и пакетирования Plan-Sell (Финляндия). Производственная мощность цеха составляет 450 тыс. м в год.

На Новоенисейском ЛХК также есть два цеха по производству ДВП. Первый был построен еще в 1964 году и оснащен оборудованием шведской фирмы Sunds Defibrator. Второй цех введен в эксплуатацию в 1994 году. Производство ДВП здесь осуществляется сухим способом на оборудовании немецкой фирмы Bison Werke.

Как и многие другие предприятия, завод вынужден был решать проблему утилизации отходов. В советские годы опилки и щепа просто вывозились на отвалы, что сейчас кажется по меньшей мере неразумным и бесхозяйственным. С запуском в 2003 году третьей линии производства ДВП проблема стала еще острее, ведь мощность предприятия выросла с 5 до 13 млн м ежегодно. Ее надо было решать, и в начале 2000-х годов у холдинга появилось второе основное направление деятельности − переработка низкосортного сырья и отходов лесопиления.

В 2007 году на Енисейском ЛХК заработала линия по изготовлению плит MDF мощностью 70 тыс. м в год. Это было первое в Сибири производство по выпуску современного высококачественного материала для мебели и интерьера. Ее пуск позволил ежегодно утилизировать около 200 тыс. м технологической щепы.

А в сентябре 2010 года Новоенисейский ЛХК приступил к выпуску принципиально новой продукции − топливных гранул. На проектную мощность − 40 тыс. т пеллет в год − линия вышла уже через месяц после запуска.

Расширение и модернизация

Сейчас в министерстве экономики и регионального развития Красноярского края рассматривают заявку на реализацию нового приоритетного инвестиционного проекта от Новоенисейского ЛХК. Общая стоимость проекта составит 351,1 млн руб.

«Первое направление проекта − реконструкция лесопильного производства. Необходимость в этом шаге назрела давно − комплексу 50 лет, и работать на устаревшем оборудовании довольно сложно. Решили приобрести фрезерно-пильную линию. После ее монтажа и запуска надо будет покупать ленточнопильную линию, чтобы перерабатывать толстомеры. У нас два лесопильных завода − на каждый из них поставим по линии. В результате количество занятых на лесопилении людей сократится с 500 до 60−70 человек. Но зато это будут высококвалифицированные и высокооплачиваемые специалисты, − рассказывает Виктор Шелепков. − Второе направление − это запуск еще одной пеллетной линии, точно такой же, какая сейчас работает у нас. Можно с уверенностью говорить, что производство топливных гранул полностью себя оправдало. Рентабельность этой продукции составляет около 30%. Благодаря пеллетному производству мы полностью утилизировали отходы и даже у соседей стали закупать опилки и горбыль. Мы уже провели с эстонскими поставщиками успешные переговоры по покупке пеллетной линии, примерно через полгода она поступит на комбинат, еще два месяца потребуется на ее монтаж и запуск. А уж сырья, для того чтобы обеспечить новое оборудование работой, в Красноярском крае хватит».

Цех по производству пеллет
Цех по производству пеллет

В том, что все пеллеты найдут покупателя, на предприятии не сомневаются. Европейский рынок, куда сейчас реализуется 100% новоенисейских топливных гранул, весьма емок. А после того как правительство Германии объявило о намерении отказаться от атомных электростанций (такое заявление было сделано после аварии на японской АЭС «Фукусима-1»), производители биотоплива могут быть твердо уверены: проблем со сбытом пеллет не будет.

«Со временем топливные гранулы станут востребованы и в России. Отечественные предприятия уже освоили выпуск топливного оборудования, работающего на древесных брикетах, и уже через полтора-два года должен наметиться внятный отечественный рынок сбыта пеллет», − прогнозирует Виктор Шелепков.

«Расширением производства пеллет мы решаем сразу несколько задач: развиваем экономически выгодное направление лесопереработки, повышаем занятость населения, утилизируем отходы лесопромышленной отрасли, − комментирует новое направление деятельности Новоенисейского ЛХК губернатор Красноярского края Лев Кузнецов. − Уже сейчас понятно, что отапливать дома при помощи пеллетных котлов дешевле, чем платить за централизованную услугу ЖКХ».

Если подытожить достижения Новоенисейского лесохимического комплекса на сегодня, то выходит, что там ежегодно перерабатывается около 1,5 млн м сырья и производится 500 тыс. м пиломатериалов, 117 тыс. м древесно-волокнистых плит, 30 тыс. м плит MDF, 40 тыс. т пеллет.

Ориентация на экспорт

Новоенисейский ЛХК изначально строился как экспортно ориентированное предприятие. Эта тенденция сохраняется и сегодня: на внутреннем рынке остается лишь небольшая часть продукции холдинга. Завод является одним из ведущих российских экспортеров пиломатериалов. Его продукция с фирменным знаком NE поставляется в 14 стран мира, среди которых Италия, Великобритания, Испания, Франция, Египет, Сирия, Ливан, Алжир, Дания.

Деятельность ЗАО «Новоенисейский ЛХК» отмечена почетным дипломом Министерства внешних экономических связей и торговли РФ «За выдающийся вклад в расширение внешних экономических связей Российской Федерации, развитие отечественного экспортного производства, высокую профессиональную культуру и повышение международного авторитета российского участника внешне-экономической деятельности».

Отгрузка товара ведется железнодорожным транспортом до Новороссийска и Санкт-Петербурга, а там − через морские порты до потребителя. При этом за последние годы акценты в работе комбината с портами заметно сместились: если раньше 30% продукции шло на Новороссийск, а 70% − на Петербург, то сейчас основные объемы − 85% − проходят через Новороссийск, оставляя Петербургу лишь 15%. На 90% это контейнерные перевозки.

Работать на экспорт без соответствия международным стандартам невозможно. Поэтому Новоенисейский ЛХК одним из первых в России заявил о добровольном намерении сертифицировать процесс лесоуправления и цепочку «заготовитель − потребитель» по системе Лесного попечительского совета (FSC) и стал первым предприятием Красноярского края, прошедшим международную сертификацию.

Сертификат, полученный на арендуемые леса в Мотыгинском и Богучанском районах, существенно повысил авторитет холдинга на мировом рынке и позволил заключить ряд долгосрочных и выгодных контрактов. Общая площадь участков лесного фонда ЗАО «Новоенисейский ЛХК», сертифицированных по системе FSC, составляет 354,3 тыс. га. Из них 12,4 тыс. га выделено как территории высокой природоохранной ценности, где объявлен мораторий на заготовку леса.

«Участие в этом стандарте является добровольным. Наша компания поддерживает принципы устойчивого лесоуправления и считает, что человек и лес − это общая система, и она должна быть благополучной», − комментирует Виктор Шелепков.

Приверженцы хлыстовой заготовки

Погрузка хлыстов гусеничным погрузчиком Cat 320D FM
Погрузка хлыстов гусеничным погрузчиком
Cat 320D FM

Рост объемов лесозаготовки и техническое обновление − неразрывно связанные процессы. И сейчас Виктор Шелепков с удовлетворением отмечает: холдингу удалось избавиться от устаревшей и энергоемкой техники на лесозаготовках. Из машин отечественного автопрома здесь остались работать разве что КамАЗы. Сегодня лесохозяйственные участки Новоенисейского ЛХК представляют собой мощные подразделения, обеспеченные сырьевой базой, укомплектованные высококвалифицированными кадрами, оснащенные новыми машинами, погрузочными механизмами и дорожной техникой.

Только в 2009 году для лесозаготовительных участков Новоенисейского ЛХК было закуплено на 175 млн руб. 52 единицы техники компаний Caterpillar, Komatsu, Shantui, John Deere.

«Производительность импортных лесозаготовительных машин в четыре раза выше, чем отечественных. После того как мы их ввели в работу, количество людей, занятых на лесозаготовках, сократилось в разы. А зарплата выросла. Таким образом решилась еще и кадровая проблема − люди стали дорожить своей работой», − говорит Виктор Шелепков.

Заместитель генерального директора по сырьевым ресурсам ОАО «Новоенисейский ЛХК» Виктор Чан-Са рассказывает, что, переходя на современную лесозаготовительную технику, комбинат вначале закупил аналогичные по характеристикам машины разных компаний и направил на одни и те же деляны, чтобы сравнить их в действии в одинаковых условиях. После того как техника показала себя, холдинг определился со стратегическими партнерами на будущее.

«Нас полностью устраивает надежность и производительность техники Caterpillar. Решающую роль в выборе техники этой компании сыграло то, что у нее хорошо развит сервис, а для нас это принципиальный момент, − объясняет Виктор Чан-Са. − При этом речь идет исключительно о хлыстовой лесозаготовке, мы убежденные приверженцы именно этой технологии и на сортиментную не планируем переходить. Считаем, что для наших арендных баз, где абсолютно вся древесина перестойная, это наиболее эффективно».

Все зависит от сервиса

Разброс лесных участков Новоенисейского ЛХК по-сибирски велик. На севере самая удаленная деляна находится на расстоянии 400 км от завода, на востоке − около 500 км. В межсезонье и летнее бездорожье попасть на некоторые участки можно только вертолетом. А это значит, что в случае какой-либо поломки заготовительной техники механика от компании-производителя порой приходится ждать несколько дней, теряя время. Выходом может стать обучение собственных механиков предприятия, считает Виктор Шелепков. В ООО «Восточная Техника», которое является официальным дилером Caterpillar на территории Западной и Восточной Сибири, Якутии и севера Дальнего Востока, в скором времени будут готовы предоставить такую услугу.

«Мы стремимся к сокращению простоя машин, ведь нередко случается так, что механик добирается до места, где стоит вышедшая из строя машина, два дня, а на устранение неполадки уходит всего 15 минут. Помимо сокращения времени, требующегося для устранения мелких неполадок, наличие квалифицированных механиков у заказчика позволит избежать поломок, вызванных неправильным обслуживанием техники, − рассказывает коммерческий представитель по продаже лесного оборудования ООО „Восточная Техника“ Павел Кусков. − В Красноярске в скором времени откроется большой сервисный центр, куда можно будет доставить вышедший из строя агрегат и провести дефектовку и ремонт, в том числе и капитальный. Подобные крупные сервисные центры появятся во всех основных городах Сибири. До конца этого года на собственной базе мы начнем обучение механиков предприятий, которые являются нашими клиентами, − пока этого не делает никто из поставщиков лесной техники. Приближение специалистов к точкам лесозаготовки, безусловно, оправдает себя. Кроме того, „Восточная Техника“ сейчас активно развивает снабжение запасными частями − это очень важно для наших заказчиков».

Новоенисейский ЛХК является ключевым партнером «Восточной Техники» в лесной отрасли. На лесозаготовительных участках холдинга работают валочные машины, колесные и гусеничные трелевщики, погрузчики для хлыстов и сортимента фирмы Caterpillar. «В целом же, − говорит Павел Кусков, − компания может полностью обеспечить весь цикл лесозаготовки − от строительства дорог для входа в новые лесосеки до транспортировки готовой продукции и даже лесовосстановительных работ. Хочу отметить, что технику необходимо покупать именно у официального дилера компании в России. Дело в том, что на машинах, произведенных для европейских стран, устанавливается тип двигателя, который отвечает жестким экологическим нормам, принятым в ЕС, но при этом требует более качественного топлива, чем то, которое можно обеспечить в отечественных условиях. При эксплуатации машины с „евродвигателем“ можно натолкнуться на несколько проблем: либо мотор быстро выходит из строя, либо машину приходится переделывать, тратя дополнительные средства. Нельзя забывать и о том, что официальный дилер дает заводскую гарантию. А при покупке машины за рубежом об этом речь не идет».

В компании Caterpillar констатируют: производство лесозаготовительной техники − весьма перспективное направление. Ежегодное увеличение объемов продаж лесной техники регистрируется не только в России, но и в мире.

«Нашим большим конкурентным преимуществом является развитая дилерская сеть, которая позволяет клиентам получать качественное сервисное обслуживание техники Cat. Еще одним конкурентным преимуществом является скорость поставки техники. Раньше дилер заказывал машину под конкретного клиента и время ожидания техники составляло около трех месяцев. Сейчас же мы перестроили свою работу и продажи осуществляются непосредственно со складов дилеров. Так что время поставки заказа сводится к минимуму, − говорит представитель по маркетингу и продажам Caterpillar Forest Products Алексей Коннов. − В целом стратегия продаж такова: интереснее первой сделки для нас вторая. Если клиент вернулся к нам и купил еще − значит, нами все было сделано правильно».

«Российский рынок лесной техники огромен. А зарубежные машины в принципе идентичны друг другу по характеристикам и производительности. Так что сейчас все зависит от того, кто лучше наладит обслуживание и ремонтную базу, − резюмирует генеральный директор ЗАО „Новоенисейский ЛХК“ Виктор Шелепков. − И тот из поставщиков техники, кто создаст наиболее комфортные условия для лесопромышленников, и будет королем на этом рынке».

Евгения ЧАБАК

Четыре фактора, которые тянут ЛПК ко дну

Генеральный директор ЗАО «Новоенисейский лесохимический комплекс» Виктор Шелепков о проблемах отечественной лесной промышленности в интервью журналу «ЛесПромИнформ».

Виктор Шелепков

− Виктор Владимирович, комфортно ли сейчас работать в российском ЛПК?

− Если не изменится государственная политика, то в России у таких заводов, как наш, нет будущего, они просто погибнут. Лесопромышленный комплекс переживает самые сложные на моей памяти времена. А я как-никак отработал в лесной промышленности 40 лет. Самый комфортный период у нас был, как ни странно, в годы перестройки. Да, тогда никто толком не понимал, что происходит, но мы спокойно работали и нам не мешали. Сейчас же мы изо всех сил пытаемся выжить: вкладываем деньги в техническое перевооружение, меняем систему оплаты, вводим новые технологии, но эффект от этих мер невелик.

Пора уже всем понять и то, что покупатель нашей продукции живет за рубежом. Объемы, выпускаемые компанией, не находят сбыта в Сибири.

− Вы можете выделить основные факторы, мешающие развитию производства?

− Конечно. В первую очередь надо привести в порядок тарифы на электроэнергию, железнодорожные перевозки, горюче-смазочные материалы, а также снизить планку налогообложения.

Ну разве может в нашей стране электроэнергия стоить 2 руб. за киловатт? А мыслимо ли платить 50 долларов за то, чтобы железной дорогой довезти кубометр товара до Новороссийска? Или 25 руб. за литр дизтоплива? А как можно работать с тридцатипроцентными налогами? За последние пять лет цена пиломатериала на внешнем рынке выросла в два раза. А железнодорожный тариф − в три с половиной раза, стоимость ГСМ и электроэнергии − в три раза…

Государство ведь должно помогать предприятиям, чтобы был стимул работать честно, правда? Тогда как понимать, что с моего завода за третий и четвертый кварталы взяли 52 млн руб. − не возместили НДС? Я, конечно, пошел по судам, слушания будут длиться несколько месяцев, и, вероятно, деньги в конечном итоге мне вернут. Но почему я должен заниматься защитой своих элементарных прав, вместо того чтобы просто выпускать продукцию?

Эти четыре основных фактора негативно сказываются не только на нашем предприятии, они фактически губят Россию.

Кстати, о железнодорожных перевозках… Там есть еще одна проблема. Весь свой подвижной состав железная дорога продала всяким структурам − их по стране насчитывается 240, больших и маленьких. Начинаешь искать вагоны для доставки товара в порт − и в зависимости от того, кто сможет их предоставить, расходы растут на 10−50% по сравнению с первоначальной ценой за перевозку. Например, по нормальному тарифу мы платим до Новороссийска 100 тыс. руб. за вагон. И еще от 10 до 50 тыс. руб. приходится накидывать владельцам подвижного состава.

− А вариант возрождения речных перевозок вы не рассматриваете?

− Речных перевозок сейчас нет. Лет 15 назад мы возили товар баржами по Енисею до Игарки, там он перегружался на морские суда и расходился по всему миру. Но это был сезонный режим − активно работать удавалось только по три месяца в год. Из-за этого накапливался товар, деньги замораживались, а потом и Игарка, по сути, прекратила существовать как порт. Ну и фрахт был непосильный. Мурманское пароходство ввело большой сбор за ледовые проводки, и возить товар стало дороже, чем через Новороссийск.

Говорить о возрождении речных перевозок сейчас вряд ли можно. Во всяком случае до тех пор, пока в стране не появится структура, которая сведет воедино все транспортные направления. Пока же вы сами видите, что творится: речники, железнодорожники, морские порты − каждый сам по себе.

− Есть ли существенные отличия ситуации, которая сложилась в лесопромышленном комплексе Красноярского края, от общей ситуации в ЛПК России?

− Не думаю. Положение дел в ЛПК примерно одинаково и в Красноярском крае, и в Карелии, и в Иркутской области. Разве что у нас очень много кругляка отгружается на Китай − таким способом из России вывозится 20−30% сырья, причем самого лучшего. Это создает проблему для работы наших предприятий. Но как это остановишь…

− А как же повышение таможенных пошлин, призванное уменьшить вывоз сырья за границу?

− Да ничему оно не помешало! С одной стороны повысят пошлину, с другой − китайское правительство введет какую-нибудь льготу, и все остается по-прежнему.

Еще одна характерная проблема для Сибири − лесные дороги. На их отсутствие, конечно, жалуются все, но наша тайга и леса, скажем, Северо-Запада не идут ни в какое сравнение. У нас плечо вывозки из Назимовского участка − 250 км. КамАЗ успевает за сутки сделать всего один рейс. И так везде: 100−170 км до Ангары, а потом еще и сплав − обычное дело. Ситуация постоянно усугубляется, ведь с каждым годом мы уходим на 8−10 км дальше в тайгу.

Строить лесные дороги − невероятно затратно даже в благоприятных условиях, а в нашей болотистой местности на это ушли бы просто баснословные деньги. Поэтому обходимся зимниками.

Ну и не надо забывать, что на доставку продукции в Европу нам требуется больше времени, чем коллегам, например, из Архангельской области. Транспортная составляющая в цене товара − примерно 25%. И при этом нам необходимо держать цену ниже, чем у шведов или финнов. Потому что качество распиловки у нас пока ниже, чем у европейских производителей. Зато сама древесина по кондициям превосходит все зарубежные аналоги − ангарская сосна известна и востребована, она всегда хорошо покупалась. Сейчас спрос на товар есть, заводские склады стоят пустые − все отправляем на экспорт буквально из-под пилы.

− Так что же делать, чтобы исправить критическую, по вашим словам, ситуацию, сложившуюся в отечественном леспроме?

− Лесной бизнес − один из самых тяжелых. На него влияет множество факторов: прошел дождь − почва раскисла, техника не может работать, вышло солнце − начались лесные пожары; в какой-нибудь стране случились политические неурядицы − рухнул рынок сбыта. Например, в Сирии у нас был отличный рынок с самыми высокими ценами, через нее мы отправляли продукцию на Ирак. Вот уже полгода, как рынок пропал. Восстановится когда-то, наверное, но жить-то надо каждый день.

Однако все это моменты, с которыми можно справиться, − была бы нормальная атмосфера внутри страны. Главная беда в том, что от производителя в России сейчас ничего не зависит, экономику производства в условиях постоянной нестабильности просто невозможно просчитать.

А ведь надо не так уж много − урегулировать ставки по четырем основным позициям: электроэнергия, ГСМ, железнодорожные перевозки, налоги. Оптимально, если электроэнергия будет стоить 1 руб., дизтопливо − 10 руб., налоги − процентов 18, железнодорожные тарифы − 15−18 долларов за кубометр. Это дало бы мощный толчок к развитию экономики в России. И почему до сих пор это не сделано − я понять не могу.

Беседовала Евгения ЧАБАК