Лесной отрасли необходима стабильность
Глава Рослесхоза обещает последовательные «точечные» улучшения законодательства и меры по модернизации отрасли
В ходе рабочего визита в Санкт-Петербург глава Федерального агентства лесного хозяйства Виктор Масляков рассказал корреспонденту журнала «ЛесПромИнформ» о перспективах развития отрасли. Одной из главных задач на ближайший период должно стать техническое переоснащение лесного хозяйства, причем ставку планируется сделать на отечественных производителей.
Глава Федерального агентства лесного хозяйства Виктор Масляков
- Виктор Николаевич, в последнее время в профессиональной среде много говорится о пересмотре общей политики по отношению к лесным ресурсам, в частности о том, что нужно постепенно уходить от сплошных рубок, переходить на более щадящее лесопользование. Можно ли говорить, что для решения этой проблемы будут сделаны конкретные шаги, или вопрос пока только в стадии обсуждения?
- Дискуссия по этому поводу развернулась очень широко. Кто-то призывает к разработке новой национальной лесной политики, ктото говорит о необходимости создания лесной доктрины. Вопрос крайне важен, поскольку нам необходимо осознавать роль России не только в глобальных экономических процессах и производстве продукции, но и в поддержании на должном уровне экологической ситуации во всем мире. В нашей стране имеются огромные площади бореальных лесов, которые выполняют особую в роль в процессе депонирования углерода и стабилизации климата планеты. Лес - возобновляемый ресурс с циклом примерно 100 лет, поэтому сейчас очень важно определить правильное направление развития лесной отрасли, назвать цели хотя бы на ближайшие 30-50 лет. В области устойчивого лесопользования есть ряд системных, серьезных комплексных подходов к решению проблем, в мире и на территории России накоплен немалый опыт - всем этим богатством необходимо воспользоваться, но при этом нельзя забывать о том, что у российского лесного хозяйства есть свои особенности.
- Что вы можете сказать о первоочередных задачах для лесной отрасли?
- Опыт 2010 года, когда по всей России полыхали лесные пожары, показал, что в стране есть острая проблема строительства лесных дорог и технологических проходов. Если сравнить лесные инфраструктуры Финляндии и расположенных рядом с нею Карелии и Ленинградской области, то мы увидим колоссальную разницу. Она в том, что у наших соседей есть отработанные технологии строительства лесной инфраструктуры и современные машины, которые могут быстро и с низкой себестоимостью строить лесные дороги. А мы в период огненного лета-2010 были вынуждены пользоваться тяжелой военной техникой, чтобы добраться до многих участков возгорания.
С этой же проблемой - отсутствием лесных дорог и техники для их строительства - связаны и вопросы лесовосстановления. Если мы уйдем от сплошных рубок, то, используя новые технологии, которые принято называть щадящими, будем заготавливать сырье выборочно, забирая спелую древесину. Это позволит оставлять на делянке подрастающие 15-20-летние деревья и, по сути, снимет вопрос лесовосстановления, ведь молодые деревья уже и так прижились. Но, для того чтобы работать по таким технологиям, необходимо повсеместно устраивать технологические проходы с учетом габаритов лесной техники и строить лесные дороги. Ну и конечно, потребуется эффективное оборудование для выборочной рубки леса.
Нам необходимо запустить процесс, когда выгодно будет применять новые технологические решения, внедрять современные лесные и дорожные машины, причем в большом количестве. По ряду причин зарубежные компании-производители не всегда готовы нам помочь. Поэтому нам надо делать ставку на мощности отечественных предприятий, подключать их к решению этих важных задач.
- Вы считаете, что современная российская промышленность в состоянии ответить на вызовы времени?
- В советское время существовали научно-исследовательские институты и научно-производственные объединения, перед которыми государство ставило инженерные задачи. И сегодня конструкторская, инженерная мысль в России развивается, в стране имеется множество предприятий частной формы собственности, которые обладают серьезной производственной базой и способны решать любые технические проблемы.
Задача власти сегодня - не участвовать в непосредственном создании машин и механизмов, а создать условия для развития промышленности. Как только государство определится с идеологией и технологией развития лесного хозяйства, станет понятно, какой заказ на машины и механизмы мы сможем сделать отечественному машиностроительному бизнесу.
Но мы не отказываемся и от сотрудничества в этой области с иностранными производителями. Нет смысла изобретать какие-то технологические решения, если они уже опробованы и успешно работают на Западе. Есть хорошие примеры, когда выпуск современной иностранной техники успешно налажен в России. При необходимости их идеи доработают наши российские специалисты. Сейчас мы ведем переговоры с производителями оборудования и оснастки из стран, в которых хорошо развит лесопромышленный комплекс. Это финские, шведские компании; мы также обратили внимание на канадских производителей. В первую очередь требуется хорошее универсальное навесное оборудование, которое можно эксплуатировать с нашей техникой.
Практика показала, что во многих случаях наши тракторы могут успешно эксплуатироваться в самых разных условиях - и в Якутии, и в Московской области. Они уверенно идут по вечной мерзлоте и успешно используются при лесных пожарах, на торфяниках, залитых водой. Сейчас идет доработка отечественной техники в соответствии с нуждами лесного хозяйства, нужна, например, защита кабины тракторов от падающих стволов деревьев и т. д.
Сотрудничество с европейскими производителями нам необходимо еще и потому, что Россия вступает в ВТО, и мы должны соответствовать общепринятым мировым требованиям к технологиям.
- Локализация иностранных производителей предполагается в форме покупки технологий или создания сборочных производств?
- Подходы могут быть разными. Нам необходимо посмотреть и выбрать самое современное, самое применяемое, самое производительное, самое эффективное в мире оборудование для нашей отрасли. Тогда будет понятно, нужно ли начинать новые разработки или совершенствовать уже существующие, адаптируя их к нашим условиям.
- Есть ли у проекта технического перевооружения лесной отрасли финансовая основа?
- Деньги на его реализацию уже заложены в бюджет, поскольку федеральный центр выделяет регионам субвенции на содержание лесов. Однако мы очень серьезно обеспокоены ситуацией, поскольку в структуре этих субвенций полностью используются только деньги на заработную плату сотрудников, занятых обслуживанием лесов. На уход за лесами, различные технологические нужды средства почти не расходуются. Мы выделяем финансирование на химическую или биологическую обработку от вредителей и болезней, а в регионах нет ни машин, ни механизмов, ни сертифицированных препаратов.
Для того чтобы деньги работали эффективно, мы будем активно сотрудничать с нашими производителями. Им поставлена задача разработать линейку машин и механизмов для более эффективного, более щадящего, более современного и интенсивного использования наших лесов.
- О каких объемах средств идет речь?
- В 2011 году Рослесхоз по программе приобретения лесопожарной техники и техники по уходу за лесом впервые за последние три десятилетия получил беспрецедентное финансирование - 5 млрд руб. Эти средства пошли на закупку техники отечественных компаний. В 2011 году в рамках противопожарного переоснащения лесной отрасли только на федеральные деньги произведено и закуплено 1800 машин, это третья часть всего запланированного на 2011-2013 годы объема закупки. Свои средства в переоснащение также вкладывают регионы.
Когда мы развернем новую программу технологического переоснащения для обеспечения регулярного технического обслуживания лесов, понадобится государственный лизинговый заказ. В сельском хозяйстве сейчас успешно действует государственная система поддержки производителей в виде лизинга техники, теперь надо разворачивать подобный порядок предоставления техники в лесной сфере. То есть инструмент есть, но нужны конкретные задания: что именно требуется, в каком количестве... Этот вопрос сейчас прорабатывается.
- Сколько времени займет создание нового технологического парка?
- Я думаю, что в течение года будут разработаны и запущены в производство первые машины, в течение 3 лет - вся линейка. Как показала практика, такие сроки совершенно реальны. Так, в течение года, прошедшего после лесных пожаров в 2010-м, согласно нашему техническому заданию разработчики создали новую эффективную машину для тушения горящих лесов, которая воздействует на огонь не струей воды (как в городских условиях), а создает дисперсное облако. Сегодня несколько предприятий уже производят для отрасли многоцелевые машины с интересными технологическими решениями.
- В ряде регионов России очень остра проблема незаконных вырубок. Что может предложить Рослесхоз для ее решения?
- В нашей стране очень сложно подготовить федеральные законы, которые учитывали бы все моменты, которые могут возникнуть в той или иной ситуации. Например, юг России - это защитные леса, Дальний Восток - кедрово-широколиственные леса и лиственничники на сопках, европейская часть страны - активно эксплуатируемые хвойные и широколиственные леса, рекреационные зоны. Поэтому мы считаем, что у региональных законодателей должна быть возможность дорабатывать законодательство. Для Краснодара, Якутии и Ленинградской области единое технологическое решение работать просто не будет, поэтому регионы должны получить право использовать разные механизмы для решения своих проблем. А в 2010 году нам уже дали право контролировать качество этих законодательных актов субъектов Федерации.
- 31 января 2012 года вступили в силу новые правила заготовки круглой древесины. В этом важном документе есть ряд новшеств. А будут ли кардинальные изменения в лесном законодательстве в связи с новой лесной доктриной?
- Новые правила заготовки круглой древесины - это очень серьезный документ, над которым мы очень кропотливо работали. Мы выезжали на делянки, приглашали для обсуждения положений документа сотрудников институтов и лесопользователей. В результате дискуссии правила были доработаны.
Что касается новой лесной политики, то она никак не связана с пересмотром Лесного кодекса - только с совершенствованием. Основные принципы, которые уже заложены в этом документе: передача полномочий субъектам РФ, институт аренды, - мы трогать не собираемся. Однако ряд положений кодекса все же требует корректировки. Например, из документа почти «выпал» малый и средний бизнес, который занимается лесопользованием.
Однако если говорить о лесной политике в целом, то она очень простая: лес может быть ухоженным только тогда, когда он правильно эксплуатируется. В России многие считают, что вырубка деревьев - это вред для леса. Но посмотрите на Московскую область: почти 20 лет действует строгий запрет на заготовку древесины и, как следствие, без должного ухода в лесах санитарное состояние и захламленность леса уже не удовлетворяют не только лесников, но и население, постоянно возникают вспышки болезней деревьев и очаги вредителей.
Если мы будем по настоящему ухаживать за лесом, вести заготовки по новым технологиям, то избежим огромного количества неприятностей: и заболеваний деревьев, и пожаров, и т. д. Сегодня мы заготавливаем чуть менее 200 млн м3 леса ежегодно, но объемы постепенных и выборочных рубок невысоки - в разных субъектах Федерации они составляют от 5 до 15%. Однако выборочные рубки поменяют все: и систему лесовосстановления, и эффективность ухода, а для этого нужна другая технологическая линейка машин и механизмов, не та, которая имеется сейчас.
Одна современная лесозаготовительная машина заготавливает 40 тыс. м3 древесины в год, и эксплуатируется такая техника очень интенсивно. Потребность в этих машинах сегодня очень велика.
Но нам, кроме всего прочего, необходимо еще обратить пристальное внимание на кадры. Лет 10-15 назад к нам приезжали работать специалисты из Финляндии, сегодня на импортных машинах - харвестерах, форвардерах могут успешно работать и российские операторы. Но с учетом перспектив лесного хозяйства, о которых мы говорили выше, в ближайшее время потребность в специалистах резко возрастет. Даже если мы сможем решить все технологические проблемы в течение 3-5 лет, вопрос кадрового обеспечения лесного хозяйства квалифицированными специалистами останется открытым.
Беседовала Мария АЛЕКСЕЕВА