Лад Энсо и Ponsse
Успешный опыт сотрудничества ОАО «Ладэнсо» (г. Питкяранта, Республика Карелия) и ООО «Понссе» (Санкт-Петербург) в который раз доказывает правоту русского классика: если между партнерами есть согласие и доверие, дела у них идут на лад. Подтверждение тому - результаты работы карельских лесозаготовителей, которые существенно повысились после подписания договора о переходе на новую для российского ЛПК форму полного сервисного обслуживания техники компанией-производителем.
По итогам 2011 года средняя производительность лесных машин, которые эксплуатируются в «Ладэнсо», увеличилась на 20 %.
В обеих компаниях с удовлетворением отмечают: это значительный шаг вперед. Результат был достигнут за довольно короткий период - стороны (ОАО «Ладэнсо» - дочернее предприятие известного финского концерна Stora Enso, а ООО «Понссе» входит в структуру одного из лидеров мирового машиностроения - компании Ponsse Oyj) подписали договор в августе 2010 го- да и ровно через два месяца приступили к его реализации. Первый же год работы в новом формате показал его перспективность, и договор был пролонгирован - подчеркну: к взаимной выгоде сторон!
«Если коротко пояснить суть новой для России формы сотрудничества лесозаготовительного предприятия и поставщика лесной техники, осуществляющего ее сервис, то она проста: наша компания взяла на себя обязанности по полному техническому обслуживанию машин - будь то мелкий либо профилактический ремонт или устранение серьезной поломки, требующее капитального ремонта, - говорит генеральный директор ООО "Понссе" Яакко Лаурила. - Таким образом, мы освобождаем лесозаготовителей от необходимости содержать собственную ремонтную службу и даем им возможность сосредоточиться на своей работе - заготовке леса».
«Уже вскоре после того, как мы подписали это соглашение, мы ощутили, насколько стало спокойнее и свободнее работать, - говорит генеральный директор ОАО "Ладэнсо" Николай Сенько. - Теперь мы стараемся повышать квалификацию операторов машин, совершенствовать методы заготовки. И результат налицо - объемы заготовки выросли».
Эволюция партнерских отношений
Конечно, успех пришел не сразу и не вдруг. «Ладэнсо» и Ponsse - давние деловые партнеры, накопившие большой опыт совместного обслуживания и ремонта лесозаготовительной техники Ponsse в 2004-2010 годы. В этот период работа строилась по привычной для российских лесозаготовительных компаний схеме: в «Ладэнсо» существовала собственная сервисная служба, штат которой составлял около 40 человек и для обеспечения которой требовались инструмент, специальное оборудование и оснастка, а также средства передвижения для доставки ремонтных групп к аварийной технике. «Добавьте сюда еще расходы на обучение персонала, а также на контроль соблюдения нормативов безопасности и качества выполнения работ, и получится большая головная боль и немалая сумма из бюджета компании. Но самое главное, что существовавшая схема была малоэффективной: из-за простоев техники по причине поломок мы теряли в объемах заготовки леса», - говорит технический руководитель ОАО «Ладэнсо» Алексей Маркин. Специалисты компании «Понссе» привлекались лишь в случаях, когда требовался сложный капитальный ремонт.
Руководство и технические службы компаний-партнеров, признав несостоя- тельность такой схемы обслуживания и ремонта техники, препятствующей достижению высокой производительности лесных машин Ponsse, договорились о создании сервисного центра ООО «Понссе» в г. Питкяранта (Карелия), задачей которого стало обеспечение запасными частями и выполнение всех видов ремонта харвестеров и форвардеров.
Центр был открыт в конце мая 2007 года. «Практика работы с сервисным центром в течение трех следующих лет дала положительные результаты: компания «Ладэнсо» получила квалифицированную техническую поддержку, что способствовало значительному повышению производительности комплексов «харвестер - форвардер».
Через некоторое время возникла идея о переходе на полное сервисное обслуживание специалистами компании «Понссе» техники, которая эксплуатируется в «Ладэнсо». В августе 2010 года стороны подписали договор полного сервисного обслуживания техники - первый договор такого рода в России. «Предложение нашим деловым партнерам перейти на новую для России форму обслуживания лесной техники было обдуманным решением, - подчеркивает Яакко Лаурила. - Многолетний опыт совместной работы с "Ладэнсо" убедил нас в надежности и стабильности этого партнера, а эволюция наших взаимоотношений показала реальные возможности для перспектив роста. Дело в том, что мы не изобретали колесо, - практика подписания договора о полном сервисном обслуживании компанией - производителем техники, поставляемой лесозаготовительной компании, довольно широко распространена в странах Скандинавии и уже давно доказала эффективность. Но российский рынок пока, увы, нестабилен и плохо предсказуем - ведение бизнеса в России связано со многими рисками. с выбором такого партнера, как «Ладэнсо», мы не ошиблись, чему я искренне рад. Совместными усилиями мы уже добились хорошего результата выработки, и наша компания будет стремиться расширять возможности своего сервисного центра в Питкяранте, для того чтобы закрепить и развить успех. К взаимной выгоде наших компаний».
К взаимной выгоде сторон
Представители обеих компаний часто произносят эти слова, и не без оснований. Так в чем же она, - эта выгода сторон - участниц договора?
Плюсы новой формы работы для ОАО «Ладэнсо» очевидны: нет необходимости в содержании собственного ремонтно-сервисного подразделения и площадей для ремонта техники, собственной службы снабжения запчастями и, соответственно, в складских площадях для них; нет заботы о том, каким образом доставить детали или материалы на лесосеку или к месту ремонта машин. Заботу о поддержании оптимального технического состояния комплексов «харвестер - форвардер» полностью взяла на себя компания «Понссе». В штате карельской лесозаготовительной фирмы сейчас всего пять специалистов, которые отвечают за соблюдение норм техники безопасности при проведении работ и за обес-печение координации действий с сервисным центром Ponsse. Кроме того, у «Ладэнсо» теперь есть возможность планирования работы каждой машины и долгосрочного и точного планирования собственных затрат на кубометр по каждой единице техники. И еще, при необходимости на вышедшей из строя лесной машине могут быть установлены дорогостоящая деталь или агрегат - за счет обслуживающей технику компании.
Получив такую серьезную основу для развития, «Ладэнсо» сосредоточился на совершенствовании технологии лесозаготовки и вывозки сортиментов и на повышении квалификации операторов форвардеров и харвестеров. «Работа по новой схеме помогает нам успешно решать множество проблем, мы ведь и так работаем в непростых условиях - более половины площадей арендованных лесных угодий занимают леса, относящиеся к категории защитных, где нельзя проводить сплошные рубки, - подчеркивает Николай Сенько. - Приходится довольно часто менять место работы в лесу, и независимо от того, где находится техника - в Карелии или в Новгородской области, мы получаем первоклассное обслуживание нашей лесозаготовительной техники. В прошлом году нам удалось заготовить 643 тыс. м древесины. Безусловно, выросли экономические показатели предприятия, что сказалось и на заработной плате сотрудников компании, а это дает уверенность в том, что квалифицированные кадры будут дорожить рабочими местами в нашей компании».
Главный фактор, определяющий ценность договора для компании Ponsse, следующий: машиностроители заинтересованы в повышении произ- водительности комплексов лесных машин за счет улучшения их технического состояния, сокращения периодов простоя в ожидании ремонта и в наработке как можно большего количества моточасов за смену, потому что, согласно условиям договора, оплата их услуг производится исходя из количества кубометров древесины, заготовленной каждой единицей техники. Логика проста и понятна: чем выше производительность машин, тем больше отчисления лесозаготовителей на счет их деловых партнеров.
Для ведения расчетов создана четкая система фиксации результатов работы каждой единицы техники с учетом разных факторов: категории машины, продолжительности ее эксплуатации со времени покупки, количества поломок, причин их возникновения, сложности выполненного ремонта и т. д. В оговоренные конт-рактом сроки руководство петербургского представительства компании Ponsse получает такие сведения от лесозаготовителей, в свою очередь предоставляя им исчерпывающую информацию о проведенных профилактических и ремонтных работах (сложности, количестве и стоимости использованных деталей и т. д.). В результате сведения воедино этой информации и использования определенных коэффициентов и формируется доля прибыли каждой стороны.
«Мы с каждым годом совершенствуем эту систему расчетов, - говорит заместитель генерального директора ООО "Понссе" Сергей Свириденко. - К основному договору уже есть шесть дополнений, касающихся нюансов нашей совместной работы. Это говорит о том, что растет доверие партнеров друг к другу и мы вместе ищем пути повышения эффективности лесозаготовок. У нас есть не только стремление обеспечить бесперебойную работу техники Ponsse в карельских лесах, но и все возможности для этого».
Возможности центра Ponsse в Питкяранте
Специалисты финского концерна - производителя лесной техники создали в Питкяранте многофункциональный сервисный центр, который способен успешно решать множество задач, касающихся обеспечения эффективной работы лесозаготовительных комплексов. «Среди этих задач обеспечение лесных машин расходными материалами и запчастями (маслами, смазками, шлангами, пильными шинами и т. д.) на местах; при получении информации по сотовой связи от операторов - hвыезд и выполнение оперативного ремонта техники силами сервисных групп прямо на лесосеке; доставка запасных частей к месту ремонта, выполнение ремонта любой сложности в сервисном центре, где есть все оборудование для ремонта техники любой сложности, - рассказывает начальник сервисного центра Николай Плохута. - Для персонала у нас есть бытовые помещения, оснащенные всем необходимым».
«Зачастую помещение для ремонта техники пустует, т. к. требуемый ремонт наши механики качественно выполняют прямо на делянках - для этого у них есть все необходимое», - говорит Яакко Лаурила.
В справедливости этих слов руководителя ООО «Понссе» сомневаться не приходится - в распоряжении мобильных групп механиков сервисного центра мощные автомобили-внедорожники, грузовые отсеки которых оборудованы как мини-мастерские. «Смотрите, здесь есть почти все для оказания экстренной помощи "заболевшей" технике, - главный инженер сервисного центра Максим Мусинов открывает дверь багажника черного "фольксвагена", на борту которого яркая желтая надпись "Ponsse", и демонстрирует набор всевозможных инструментов и приспособлений. - Мощности электрогенератора, который также есть в комплекте, достаточно для обеспечения работы электроинструмента и локального освещения ремонтируемого участка - ведь мы готовы к выезду и днем, и ночью». Приобретение компанией Ponsse таких вездеходов - шаг к развитию центра и повышению уровня обслуживания лесной техники, ведь часто приходится выезжать на делянки, которые находятся на большом удалении от базы.
Максим Мусинов тоже отметил повышение квалификации операторов лесных машин: «По их вине не происходили серьезные поломки; более того, они способны устранить мелкую неисправность без необходимости выезда мобильной группы». Способствует взаимопониманию работников «Ладэнсо» и специалистов «Понссе» и то, что лесозаготовители из Карелии часто посещают завод в Финляндии, на котором производятся лесные машины, а также выставки, где они знакомятся с новинками техники и передовыми технологиями.
Передовой опыт
Было в советское время такое выражение, которое не потеряло актуальности и сегодня. Подводя итоги нашего рассказа об опыте сотрудничества карельских лесозаготовителей из «Ладэнсо» и финских производителей лесной техники, можно смело сказать: российским лесозаготовителям есть смысл принять во внимание этот опыт. Новая форма работы - по договору о полном сервисном обслуживании лесозаготовительной техники Ponsse - позволяет существенно повысить производительность комплексов «харвестер - форвардер», поддерживать техническое состояние машин на высоком уровне, обеспечивая большую наработку моточасов за смену, существенно облегчает планирование деятельности предприятия, улучшает его экономические показатели.
Александр РЕЧИЦКИЙ