Лесозаготовка

Шины для лесозаготовительной техники. Часть 2

Шины для колес лесозаготовительной техники. Часть 1. Типы и особенности конструкции
Шины для лесозаготовительной техники. Часть 3. Ведущие производители. Nokian Heavy Tyres Ltd.
Шины для лесозаготовительной техники. Часть 4.1. Ведущие производители: Trelleborg Industri
Шины для лесозаготовительной техники. Часть 4.2. Trelleborg лесозаготовителям
Шины для лесозаготовительной техники. Часть 4.3. Модели шин Trelleborg и их основные характеристики
Шины для лесозаготовительной техники. Часть 5. Ведущие производители лесных шин: Bridgestone Corporation (Firestone)

От правильного выбора и грамотной эксплуатации шин для харвестера, форвардера или скиддера зависит не только их долговечность, но и ходовые характеристики и производительность лесных машин.

Производители лесной техники в сопроводительной документации всегда указывают данные для оптимального подбора шин. Главными среди них являются параметры обода колеса, вес всей машины или нагрузка на одно колесо. Шины всегда следует выбирать соответственно условиям предстоящей работы (температуре воздуха, рельефу местности, состоянию почвы и т. д.). Оборудовать технику лучше всего шинами, которые могут справиться с нагрузками при максимальной площади контакта протектора с грунтом. Именно при таком режиме работы колеса снижено сопротивление качению и, как следствие, задействована меньшая мощность двигателя машины.

Эксплуатация шин для лесозаготовительной техники

Главной эксплуатационной характеристикой шины является внутреннее давление воздуха. Изменение этого параметра напрямую влияет на срок службы самой шины, а также на ходовые качества и производительность машины, на которой она установлена.

В специальных предписаниях производители шин обычно указывают минимальное, оптимальное и максимально допустимое внутреннее давление воздуха в шине данной марки. Эти цифры рассчитываются с учетом полной массы нагруженной машины, требований к устойчивости техники при работе и других особенностей ее эксплуатации. Кроме того, непосредственно на лесной делянке оператор может принять во внимание и тип грунтов: понизить давление внутри шин при работе на ровной, некаменистой почве или, наоборот, повысить его в труднопроходимой местности. Следует помнить, что давление воздуха в шине зависит и от погодных условий: оно самопроизвольно уменьшается при понижении температуры окружающего воздуха и растет при ее повышении.

Сравнивая работу техники при минимальном и максимальном внутреннем давлении воздуха в шинах, в компании Trelleborg отмечают, что в первом случае несомненными плюсами являются лучшая тяга машины и повышенный комфорт оператора. Также вследствие большей площади пятна контакта резины с поверхностью земли на грунт передается меньшее усилие, а это значит, что ему причиняется меньший ущерб. Минусы этого режима работы - пониженная устойчивость машины, повышенный расход топлива, преждевременный износ шин и риск их повреждения. В числе достоинств эксплуатации техники при высоком давлении воздуха в шинах можно назвать высокую устойчивость машины, а также более эффективную совместную работу протектора и гусениц (гусеницы устанавливаются дополнительно, см. ниже). Меньшая тяга при аналогичной мощности двигателя, сильное повреждение почвы и низкий уровень комфорта оператора - недостатки этого режима.

Исследования компании Brigestone (выпускает лесные шины под маркой Firestone) доказывают существенное влияние несоблюдения рекомендуемых производителем максимального и минимального внутреннего давления воздуха в шинах на их долговечность.

Предположим, что срок службы шины при правильной эксплуатации составляет десять лет. При эксплуатации шины с давлением ниже минимально допустимого прослеживается следующая закономерность:

При эксплуатации шины с превышением максимально допустимого давления:

 

Выводы напрашиваются сами собой.

Монтаж шины для лесозаготовительной техники

Замена шин - трудоемкая операция хотя бы по причине их значительных габаритов и веса. Тем более в сложных условиях лесозаготовки. Но важно всегда следовать рекомендованной процедуре монтажа и демонтажа шин. А также помнить о специальных мерах предосторожности:

  • использовать только высококачественную монтажную пасту во избежание прокручивания шины на диске;
  • проверять правильность расположения шины на ободе;
  • накачивать камеру только после того, как она помещена на диск;
  • выполнять монтаж только при рекомендованном внутреннем давлении (оно указывается на диске - обычно в треугольной рамке); это значение может быть существенно ниже максимально допустимого внутреннего давления в шине;
  • не подвергать только что установленную шину воздействию большого крутящего момента в течение первых 24 часов работы;
  • не выполнять сварочные работы (или другие работы, связанные с нагревом) без предварительного демонтажа шины;
  • часто проверять и осматривать замененную шину, по крайней мере в течение первой недели; воздух, который может остаться между камерой и шиной в процессе монтажа, постепенно выходит, снижая давление внутри шины.

 

К сожалению, часто эти правила нарушаются по причине халатности или из­за желания облегчить монтаж. Такие нарушения могут привести к травмам рабочих и неправильной эксплуатации шин, что вызовет их ускоренный износ.

Эксплуатация шин, заполненных жидкостью

В особо тяжелых условиях работы для увеличения устойчивости и тяговых свойств техники шины могут заполняться жидкостью. Производители, зная о таких случаях, дают специальные рекомендации в своих каталогах.

Компания Trelleborg предписывает использовать в качестве подобного «балласта» воду, а в зимних условиях (при температуре воздуха ниже 0 °C) применять смесь хлорида кальция/гликоля и воды. При расчете нагрузки на колесо вес внутреннего наполнения следует суммировать с весом техники, учитывая, что 35%­ное содержание хлорида кальция повышает плотность жидкости до 1,2 кг/л.

Шину заполняют жидкостью на 50-75% от общего объема. Уровень жидкости в шине легко определить, поворачивая колесо и нажимая на золотник. Для измерения давления следует использовать манометры, не подверженные воздействию влаги.

Особенностью эксплуатации шин с жидкостью можно считать их низкую эластичность (в связи с небольшим объемом воздуха), а значит, и большую чувствительность к точечным нагрузкам. Сопротивление качению и динамические нагрузки также существенно возрастают.

Колесные гусеницы и цепи для лесозаготовительной техники

Крепление гусениц и цепей поверх колес часто практикуется на лесозаготовках. Существуют специализированные компании, которые уже несколько десятилетий занимаются разработкой и производством таких изделий. Например, шведская фирма Olofsfors, отмечающая в этом году 250­летний юбилей, и шотландская фирма Clark.

Высококачественные гусеницы должны быть очень прочными и твердыми, способными ежедневно выдерживать огромные нагрузки. Поэтому их изготавливают из специальных сплавов, используя современные металлургические технологии.

Обычно у цепей профессионального применения толщина звена 13 или 16 мм. Основное предназначение цепей - борьба со скольжением. В «правильных» цепях звенья разработаны таким образом, что их шипы всегда направлены вверх. Эта «хитрость» обеспечивает максимальное сцепление шины с грунтом.

У гусеничных лент несколько аспектов применения. С технической точки зрения, главное назначение гусениц - защита шин и повышение эффективности работы машины в особо тяжелых условиях. При эксплуатации шин, «обутых» в гусеничную «броню», обеспечивается хорошее сцепление колес с грунтом, а площадь их опоры увеличивается вдвое, что гарантирует:

  • увеличение силы тяги и грузоподъемности машины;
  • повышенную скорость движения и проходимость машин;
  • высокую устойчивость и стабильную работу техники на снегу, мягких и болотистых грунтах;
  • облегчение заготовки леса на труднодоступных участках.

Существенное повышение производительности лесозаготовительной техники - это основа экономической выгоды лесопромышленного предприятия. За счет уменьшения сопротивления качения снижается расход топлива (в среднем на один литр в час). Защита шин от повреждений значительно увеличивает срок их эксплуатации. А повышение плавности хода на пересеченной местности положительно влияет на состояние ходовой части машины и трансмиссии машины, снижает риск поломок.

При работе в лесу важен и экологический фактор. Использование гусениц позволяет распределить вес техники на большую площадь опоры, что существенно уменьшает давление машины на грунт и препятствует образованию глубокой колеи.

Благодаря такому щадящему режиму работы не нарушается надпочвенный покров и сохраняется корневая система кустарников и молодых деревьев. А значит, ускоряется процесс восстановления лесного массива. Эксплуатация гусениц и цепей также имеет свои особенности.
В ходе эксплуатации шин с этими приспособлениями боковые части протектора постепенно стачиваются. А неправильно подобранные или плохо установленные цепи или гусеницы могут и вовсе серьезно повредить шину. Чтобы этого избежать, следует соблюдать рекомендации производителей. Приобретая шины, надо обращать внимание на специальную маркировку, означающую возможность или невозможность использования гусениц. При установке гусениц на шины следует еще раз убедиться в их соответствии друг другу: расстояние между боковой поддержкой гусеницы и наружной стороной шины должно быть около 15 мм. Правильное натяжение гусениц также немаловажно для эффективной работы, допустимое провисание гусениц между колесами не должно превышать 50 мм. В процессе работы требуется внимательно следить за внутренним давлением в шинах: следует накачивать их строго до значения, рекомендованного для работы с использованием гусениц, и не экспериментировать с повышением и понижением давления.

Как увеличить срок службы шин для лесозаготовительной техники

Правила ухода за шинами довольно просты, а их соблюдение помогает значительно увеличить срок службы шин. Некоторые рекомендации уже были представлены выше, теперь остановимся на общих моментах.

При установке шин не следует устанавливать в паре радиальную и диагональную шины, а также шины с разной глубиной протектора и степенью износа.

Проводя регулярный осмотр колес, надо удалять обломки древесины и ветки, застрявшие в шинах или зажатые между диском и шиной. Особое внимание надо уделять проколам, крупным царапинам и порезам. При попадании влаги на поврежденные участки и воздействии низких температур, эти дефекты могут усугубиться. Все поврежденные места должны ремонтироваться с соблюдением технологий, не допускающих расслоения шины. Не реже одного раза в месяц требуется измерять внутреннее давление в шине.

Желательно аккуратно ездить и минимизировать пробуксовки. Не рекомендуется эксплуатировать шины на скоростях, превышающих их технические характеристики, а также работать на сверхдлинных дистанциях под нагрузкой.

Марина СКЛЯРЕНКО

Благодарим компании «ТехноСпецШина», Trelleborg, Ponsse, Komatsu Forest, Nokian Heavy Tyres, Olofsfors, Clark и другие за предоставленные материалы и консультации при подготовке публикации.