Лесозаготовка

Шины для лесозаготовительной техники. Часть 3

Ведущие производители. Nokian Heavy Tyres Ltd. 

Шины для колес лесозаготовительной техники. Часть 1. Типы и особенности конструкции
Шины для лесозаготовительной техники. Часть 2. Особенности эксплуатации шин

Шины для лесозаготовительной техники. Часть 4.1. Ведущие производители: Trelleborg Industri
Шины для лесозаготовительной техники. Часть 4.2. Trelleborg лесозаготовителям
Шины для лесозаготовительной техники. Часть 4.3. Модели шин Trelleborg и их основные характеристики
Шины для лесозаготовительной техники. Часть 5. Ведущие производители лесных шин: Bridgestone Corporation (Firestone)

Рассказывая о типах, технических характеристиках и достоинствах шин для лесозаготовительной техники, нельзя обойти вниманием ведущих мировых производителей в этой области. Начнем с Nokian Heavy Tyres Ltd. (подразделения концерна Nokian Tyres Plc).

Из истории компании Nokian

Производство изделий из резины в финском городе Нокиа было налажено в 1904 году. В 1925-м, в связи с развитием транспортного сообщения, компания Suomen Gummitehdas приступила к выпуску велосипедных шин. У форм, которые были привезены из Германии, в то время был только один рисунок протектора.

В июле 1932 года с помощью также привезенных вулканизаторов и пресс-форм началось производство и автомобильных шин, состоявших тогда из резины и четырех тканевых слоев.

В Nokian Tyres гордятся изобретением зимней шины. Это произошло в 1934 году, шина, у которой имелся рисунок протектора, была предназначена для грузового транспорта. На ее основе 75 лет назад (в 1936 году) была разработана первая шина Hakkapeliitta (названа в честь средневековых рыцарей финской конной гвардии, известных своей выносливостью, отвагой и мощью). Впоследствии эта модель стала одним из самых знаменитых и популярных брендов зимних шин во всем мире, в том числе и благодаря тому, что в 1950–1960-е годы такими шинами были оснащены гоночные машины на легендарных ралли в Монте-Карло.

В 1960-х годах началось производство шин для лесозаготовительной техники.

С 1967 по 1988 год компания являлась подразделением конгломерата Nokia, а в 1988 году, в связи с увеличением объемов выпуска продукции и ростом прибыли, была переименована в Nokian Tyres Limited, отделилась от группы Nokia и с тех пор не имеет никакого отношения к одному из лидеров мирового рынка мобильных телефонов.

В сентябре 2005 года официально открыт завод Nokian Tyres в г. Всеволожске (Ленинградская область, Россия), на котором производятся зимние и летние шины для легковых автомобилей и внедорожников (линейки Hakkapeliitta, Hakka и Nordman). Из десяти запущенных производственных линий восемь имеют производительность 1 млн шин в год. Еще две были запущены в 2011 году, производительность каждой – 1,5 млн шин в год. Они представляют собой пример оборудования, обеспечивающего самый современный уровень технического оснащения шинного производства и автоматизации процесса. К концу 2011 года производительность завода Nokian Tyres во Всеволожске достигла 11 млн шин в год.

В 2011 году руководством компании было объявлено о строительстве нового завода в России, который будет введен в эксплуатацию в течении 2012–2014 годов. Производственные мощности будут размещены рядом с уже действующим заводом во Всеволожске.

Крупнейшие акционеры компании (по состоянию на весну 2011 года): Varma Mutual Pension Insurance Company (доля акций в общем капитале – 6,6%), Ilmarinen Mutual Pension Insurance Company (3,5%), Nordea (1%).

Председатель совета директоров компании – Петтери Валлден, президент – Ким Гран. Общая численность персонала в компании – около 3,5 тыс. человек, из них в российском подразделении работают более 1 тыс. человек.

Настоящее концерна Nokian Tyres

Концерн Nokian Tyres Plc специализируется на производстве зимних и летних шин для легковых автомобилей и городских внедорожников, коммерческого и грузового транспорта, а также индустриальной техники. Ключевые рынки сбыта – регионы с климатом, близким к климату скандинавских стран, так как именно там к шинам предъявляются повышенные требования ввиду капризов изменчивой погоды и сложных дорожных условий в разное время года.

Производство осуществляется на двух собственных заводах в городах Нокиа (Финляндия) и Всеволожск (Россия). Контрактные производства есть в Индонезии, Китае, Словакии, Индии, Испании и США. Розничная сеть обширна, собственные торговые представительства открыты в Финляндии, Швеции, Норвегии, Германии, Швейцарии, России, на Украине, в Казахстане, Чехии и США. В ряде стран работают независимые импортеры. Фирменная сеть шинных центров Vianor (название переводится с финского как «северный путь») на конец 2011 года состояла из 910 торговых точек в 23 странах мира (731 центр работает по франчайзингу, 179 – собственные шинные центры концерна).

Компания Nokian Heavy Tyres Ltd. занимается производством специальных шин различного назначения. Ассортимент продукции подразделяется на пять основных групп – по типам техники, для которой предназначены шины: лесозаготовительной; сельскохозяйственной; портовой, терминальной и промышленной; дорожно-строительной и коммунальной; грузовой внедорожной и для боевых машин. Основными рынками сбыта являются Скандинавия, Центральная и Южная Европа, Южная Америка, Россия, Казахстан, Соединенные Штаты и Канада. Специальные шины продаются как для первичной комплектации машин, так и для вторичного рынка техники.

Главную ставку компания делает на сотрудничество с производителями техники не только при разработке и тестировании новых моделей, но и в вопросах логистики. Благодаря этому и комплексные проекты, и конкретная продукция максимально соответствуют запросам партнеров и покупателей в любой стране мира, где используются индустриальные шины. В результате почти половину продаж Nokian Heavy Tyres составляют шины, предназначенные именно для заводского монтажа на новую технику. В качестве примера можно привести совместную работу с компанией John Deere Forestry, которой принадлежат около 40% мирового рынка производства лесных машин: 95% техники этой компании оснащено шинами Nokian.

Один из ключевых принципов философии компании – экологическая ответственность. Повышенная надежность шин – залог их длительной эксплуатации, а значит, и меньшего вреда для окружающей среды. Легкое вращение шин обеспечивает уменьшение расхода топлива и выбросов углекислого газа в атмосферу. Уменьшение вибрации и снижение уровня шума – также в числе приоритетных задач проектировщиков шин.

Шины для лесозаготовительной техники

Руководитель группы технической поддержки клиентов Nokian Tyres в России Александр Пархомчук
Руководитель группы технической
поддержки клиентов Nokian Tyres в России
Александр Пархомчук

У компании Nokian Heavy Tyres более чем 50-летний опыт разработки и производства шин для лесозаготовительной техники. В ассортименте представлены шины для сортиментной и хлыстовой заготовок. Отдельно представлены модели для тракторов, которые работают в лесных условиях.

О шинах для лесозаготовительной техники рассказывает руководитель группы технической поддержки клиентов Nokian Tyres в России Александр Пархомчук.

– Какова доля шин для лесозаготовительной техники в общем объеме производства компании?

– Шины для лесозаготовительной техники под марками Nokian и Nordman производятся на финском заводе концерна. В своих отчетах концерн Nokian Tyres не выделяет результаты производства отдельно по типам индустриальных шин или по регионам. Но мы можем сказать, что в целом чистые продажи шин для индустриальной техники в I квартале 2012 года составили 6,7% от общих продаж концерна и достигли 27 млн евро.

– В борьбе за покупателя каждая компания-производитель старается сделать акцент на тех или иных плюсах своей продукции. Какими эксклюзивными разработками гордится Nokian Tyres? Уделяется ли должное внимание проблемам экологии?

– Специалисты нашей компании, которая располагает накопленным за многие десятилетия опытом в области разработки и производства шин для лесозаготовительной техники, хорошо понимают, в каких сложных условиях эти шины эксплуатируются. Совершенствование выпускаемых образцов продукции и разработки новых продуктов ведутся в тесном сотрудничестве с клиентами.

Отдел разработки новой продукции (R&D) находится в Финляндии, где и регистрируются все инновационные решения компании. Покупатели могут быть уверены, что все создаваемые нами продукты соответствуют высоким стандартам европейской системы сертификации. В качестве примера использования новых технологий во всех шинах Nokian Tyres для лесозаготовительной техники можно привести Steel Fortified – стальной защитный слой в конструкции шины, который позволяет избежать проколов и повреждений.

А если говорить об экологии, то защита окружающей среды – один из ключевых моментов философии компании. Бережное отношение к природе лежит в основе многих инновационных решений, которые сегодня успешно применяются в шинах Nokian Tyres. Например, мы первыми в мире прекратили использовать в производственном процессе вредные высокоароматичные масла и перешли на очищенные.

Компания Nokian Tyres является мировым лидером по продажам шин для лесозаготовительной техники благодаря широкому ассортименту моделей и типоразмеров. Высокое качество продукции по достоинству оценили все ведущие мировые производители лесозаготовительной техники, среди которых компании John Deere, Ponsse, Komatsu Forest (Valmet). Наша компания – основной поставщик шин для заводской комплектации лесных машин, выпускаемых этими фирмами.

Один из наших ключевых продуктов – шина Nokian Forest Rider – первая на рынке радиальная шина для лесозаготовительной техники. Благодаря особому строению, которое минимизирует вибрации и гарантирует превосходную чувствительность управления, Nokian Forest Rider можно использовать при работе на высоких скоростях с максимальным комфортом.

– Какие модели шин вашей фирмы наиболее востребованы в России? Чем, на ваш взгляд, это объясняется?

– Наиболее востребованы модели семейства шин Forest King. Это не просто основные модели для широко используемых в лесозаготовительной деятельности харвестеров и форвардеров – у этих шин отличные эксплуатационные характеристики и высокое качество, и за тот период, в течение которого они представлены на рынке, они доказали свою эффективность и надежность. – Производители активно развивают всестороннее сотрудничество с покупателями. Какие сервисы, помимо продажи шин, вы предоставляете своим клиентам? – Концерн Nokian Tyres оказывает свои клиентам информационные и консультационные услуги: регулярно проводит для партнеров обучающие семинары по продуктам, оказывает техническую поддержку.

Также развивается, в том числе и в России, сеть специализированных шинных центров Vianor Industrial, в которых специалисты в области индустриальных шин предоставляют профессиональные консультации, в частности, по выбору модели шин. А также широкий спектр постпродажных услуг, таких как шиномонтаж или ремонт.

– Конструкция и технологии производства шин для лесной отрасли постоянно совершенствуются. Какие тенденции развития технологий вы могли бы отметить, какими будут шины лесных машин через 10–15 лет?

– Со временем лесозаготовительная техника станет все более автоматизированной и компьютеризированной, а участие человека в ее управлении и контроле работы ее систем и узлов будет только сокращаться. Все большее значение приобретает в нашей деятельности экологический фактор. Шины высокого качества, выпускаемые нашим предприятием, разработаны с таким расчетом, чтобы оказывать малое давление на почву, не разрушая ее верхний слой, а также способствовать низкому расходу топлива, что обеспечивает колесной технике, в отличие от оснащенной гусеницами, меньший выброс выхлопных газов в атмосферу. Поэтому, независимо от того, в каком направлении будет развиваться технический прогресс, высококачественные шины всегда будут востребованы и актуальны на рынке лесозаготовок.

Марина СКЛЯРЕНКО

Благодарим концерн Nokian Tyres и лично специалиста по связям с общественностью Анну Меньшакову за помощь в подготовке публикации

Шины Nokian Tyres для лесной техники

Таблица. Ассортимент шин Nokian Forest King F
Посмотреть в PDF-версии журнала. Таблица. Ассортимент шин Nokian Forest King F

В ассортименте шин для лесозаготовительной техники компании Nokian Tyres 9 модельных рядов, которые отличаются главным образом по типам техники и, соответственно, лесозаготовительным технологиям.

На сортиментной заготовке леса для оснащения машин используются шины типов Nokian Forest Ryder, Nokian Forest King F, Nokian Forest King TRS L-2, Nokian Forest King ELS L-2 и Nokian Nordman Forest TRS L-2.

Для хлыстовой заготовки, то есть для скиддеров, разработана линейка шин Nokian Forest King TRS LS-2.

Тракторы, задействованные на лесосеке, оснащают шинами модельных рядов Nokian Forest Rider, Nokian Forest King T, Nokian TR Forest, Nokian TR Multiplus.

У каждого модельного ряда имеются уникальные конструктивные особенности, а типоразмеры шин отличаются техническими характеристиками. Подробно представим вниманию читателей шины двух модельных рядов, о которых шла речь в интервью Александра Пархомчука.

Nokian Forest King F

Nokian Forest King F

Nokian Forest King F
Nokian Forest King ELS l-2

Nokian Forest King ELS l-2

Nokian Forest King F – одни из наиболее успешно продаваемых лесных шин в мире. Главные достоинства их конструкции – это высокая грузоподъемность и оптимальная устойчивость за счет широкой контактной поверхности, а также эффективное самоочищение. Углубляющийся к плечевым зонам профиль протектора этих диагональных шин, объединенный с боковиной, обеспечивает прочность и отличные сцепные характеристики даже на влажных и топких грунтах.

Мощные и стабильные шины Nokian Forest King F – оптимальный выбор для работы в тяжелых лесных условиях, когда требуется использовать гусеницы и цепи. Прямые боковины и специальные ребра против истирания с помощью дополнительных элементов конструкции предотвращают повреждение шин и защищают диск колеса даже на труднопроходимом грунте.

Отдельно стоит отметить новинку в модельном ряду Nokian Forest King F – шину типоразмера 710/45-26.5 с одними из лучших в отрасли характеристик эксплуатационной надежности и грузоподъемности. У этой модели, разработанной для применения в особо тяжелых лесных условиях, индекс прочности каркаса PR 24. Как правило, у имеющихся на рынке лесных шин этот показатель равен 16 или 20. Масса груза, на перевозку которого при работе в лесу рассчитана эта устойчивая и прочная шина, возросла более чем на тонну – с 6900 кг (Nokian Forest King F 20 PR) до 8000 кг (новая Nokian Forest King F 24 PR).

Увеличение номинальной грузоподъемности шины для шести- и восьмиколесных лесных машин означает, что в условиях летней лесозаготовки на каждую единицу техники можно дополнительно заготовить примерно 4 м3 сосновой древесины. Благодаря высокой надежности этих шин, независимо от породы деревьев и влажности заготовленной древесины, даже полностью нагруженную лесом технику можно успешно вывести с делянок.

У всех шин тип протектора – Nokian Forest King F; все шины имеют защитный стальной слой против проколов – маркированы SF (Steel Fortified), в стандартном варианте камерного типа – маркировка ТТ (Tube Type).

Nokian Forest Rider


Верхняя стрелка — протектор от боковых проколов 
Нижняя стрелка — слои армирующих волокон уложены
плотно под углом 90° к центру шины
Nokian Forest Rider

Nokian Forest Rider

Шины Nokian Forest Rider появились на рынке в 2006 году и стали первыми шинами с радиальным строением, предназначенными для лесной техники. Благодаря такому типу конструкции удалось улучшить тяговые и ходовые свойства техники на 12% и сократить сопротивление качению на 5% по сравнению с показателями работы техники на традиционных диагональных шинах. Благодаря этим характеристикам снижается не только расход топлива, но и степень повреждения почвы при работе машин. Оптимизированный дизайн ребер-грунтозацепов обеспечивает шине легкое самоочищение, она уверенно ведет себя в трудных лесных условиях даже без оснащения дополнительными цепями и гусеницами (впрочем, в случае необходимости возможна их установка на эту модель шин). Защиту боковин шины от проколов и порезов обеспечивают запатентованные стальные брекеры (Steel Belted).

Таблица. Ассортимент шин Nokian Forest Rider
Посмотреть в PDF-версии журнала. Таблица. Ассортимент шин Nokian Forest Rider

Компания пристально следит за совершенствованием лесных машин их производителями и, отвечая на запросы потребителей, регулярно расширяет ассортимент шин Nokian Forest Rider. Так, в сентябре 2010 года вниманию специалистов были представлены два новых типоразмера шин, спроектированные специально для техники, работающей по методу сортиментной заготовки леса. Это шина 600/50R24.5, предназначенная для прицепной техники небольших габаритов, и более массивная шина 710/70R34 – для шестиколесных харвестеров и форвардеров.

Специалисты по лесозаготовке отмечают, что прочность радиального строения шин Nokian Forest Rider хорошо чувствуется при работе техники. Большая площадь контакта протектора шины с грунтом обеспечивает не только общую устойчивость машины и надежное сцепление ее колес с поверхностью земли, но и дает чуткое ощущение руля и комфортного управления машиной оператору техники благодаря минимизации вибраций.

У всех шин тип протектора – Nokian Forest Rider, все они снабжены стальными брекерами, маркированы SB (Steel Belted), в стандартном варианте бескамерного типа – маркировкой TL (Tube Less), но могут быть изготовлены и в камерном исполнении – ТТ (Tube Type).