Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

ЦБП

Российский рынок упаковки: состояние и тенденции

По итогам проведенного в 2010 году опроса более 1500 специалистов российского рынка целлюлозно-бумажной продукции аналитический отдел проекта PAP-FOR Russia* сделал вывод о большом спросе на тарный картон и гофропродукцию для предприятий отрасли бумажной упаковки, на которую приходится более половины объема продаж в упаковочной отрасли.

Этот тренд отражал поведенческие изменения потребителей во всей отрасли и влиял на состояние рынка последние два года.

В конце 2010 года сложился дефицит тарного картона и гофрокартона, что было связано в первую очередь с остановкой на модернизацию крупнейших производителей целлюлозного картона - компаний «Mondi Business Paper Сыктывкарский ЛПК», «Выборгская целлюлоза» и «Енисейский ЦБК». Такая ситуация дала шанс отечественным производителям упаковки выправить их положение на рынке, однако этого не произошло из­-за недостатка сырья. Профилактические остановки Архангельского и Братского ЦБК сыграли немаловажную роль в ситуации на рынке тарного картона и гофроупаковки, показав, насколько этот рынок зависим от основных производителей сырья. Все это подогрело и без того высокий спрос на сырье для бумажной упаковки - целлюлозного картона и гофрокартона.

Весь 2011 год был отмечен стремлением изготовителей тары угнаться за спросом и увеличить объемы производства, однако без модернизации мощностей такие попытки не могли увенчаться успехом. Многие предприятия отрасли среагировали на сложившуюся ситуацию на рынке и провели модернизацию, за счет чего им удалось увеличить объемы выпуска. Так, к примеру, Марийский ЦБК вложил в обновление предприятия 63,5 млн руб. и увеличил в 2011 году выпуск картона на 7,9% (до 66,4 тыс. т) и товарной целлюлозы на 7,5% (до 49,4 тыс. т). Более 60 млн руб. в развитие действующего производства вложило и ОАО «Маяк», в результате объем выработки бумаги и картона за 2011 год достиг 48,8 тыс. т; в 2012 году руководство компании планирует расширить производство картона до 70 тыс. т.

Всего за 2011 год в России произведено 1933,1 тыс. т тарного картона, включая бумагу для гофрирования, что составило 65,9% общего производства картона.

Однако, как сообщает в своем исследовании компания Abercade Consulting, в 2011 году в Россию было импортировано 444,8 тыс. т картона, предназначенного для изготовления потребительской упаковки, что в натуральном выражении на 13% больше, чем в 2010 году. Импортные производители не могли не среагировать на спрос в России, но почему закупщики не удовлетворились внутренними ресурсами, а предпочли закупать сырье за рубежом?

На то был ряд причин. У крупных российских производителей прослеживается тенденция к увеличению выпуска готовой картонной тары, а мелкие производители упаковки нуждаются в исходном материале. Помимо этого, предприятия, закупающие упаковку из картона для своих товаров, повышают требования не только к ассортименту, но и к качеству, экологичности и способу отделки картона, правда, лишь 65% отечественных предприятий выпускают картон, полностью пригодный для обработки на современных упаковочных линиях. К тому же закупщики не могли ждать, пока российский производитель сырья для упаковки, поспешая за спросом, модернизирует свои мощности и расширит ассортимент, а ЦБП - не та отрасль, которая может отреагировать на изменения рынка мгновенно.

В 2012 году стали проявляться результаты гонки за объемами производства - объемы выросли в сравнении с аналогичным периодом 2011 года: в I квартале выпуск бумаги и картона однослойных гофрированных увеличился на 33,7%, а картона - на 4,7% (данные Росстата). Например, по итогам I квартала 2012 года группа предприятий «Пермская целлюлозно-­бумажная компания» отгрузила гофропродукции на 12% больше, чем за тот же период 2011 года.

По результатам работы в следующих кварталах следует ожидать не меньших темпов прироста, особенно в секторе гофрокартона, так как сразу несколько компаний объявили о наращивании мощностей и вводе в строй новых предприятий. ООО «Картон плюс» инвестировало 23 млн руб. в запуск фабрики в Тосненском р­-не Ленинградской обл. В ЗАО «Готэк Северо­-Запад» заявили о намерении увеличить производство гофропродукции и довести его до 80 млн м2, а гофрокартона - до 104 млн м2. ООО «Технокрафт» планирует приобрести одно из разорившихся предприятий в Ленинградской области. ОАО «Архбум» строит новый завод гофроупаковки в Истринском районе Московской области (стоимостью около 1,5 млрд руб.). ЗАО «Уралгеомаш» ведет строительство нового завода по производству гофрокартона и упаковки в г. Ульяновске общей стоимостью около 1,2 млрд руб. Завод будет одной из производственных площадок компании Paper Modern Packaging.

Таким образом, в настоящее время на рынке развернулась острая конкурентная борьба между поставщиками гофротары и в ближайшем будущем ожидается острая ситуация в связи с переизбытком продукции и возможным падением цен. Производители упаковки все больше ориентируются на экспорт и региональное распределение. Основной спрос на картон и гофропродукцию зависит от пищевых производителей, так как на этот сектор приходится около 60% потребления всей упаковочной бумаги в России, следующий по емкости сектор - фармацевтическая и косметическая отрасли, на них приходится 20%.

И, конечно, изготовителям сырья для бумажной упаковки приходится конкурировать не только друг с другом, но и с производителями других видов упаковочного сырья - пластика и полиэтилена.

Сегодня основные вопросы сег­мента упаковки в российской целлюл­лозно­-бумажной промышленности - удовлетворение спроса на гофротару и картон и поддержание конкурентоспособности отечественного производителя на рынке. Эти проблемы будут вынесены на обсуждение на открытом Деловом форуме, который пройдет в рамках выставки PAP­-FOR Russia в октябре 2012 года. Выставка PAP­-FOR Russia 2012 пройдет 30 октября - 2 ноября 2012 в Ленэкспо (Санкт­-Петербург).

Анна ШУНКОВА,
PAP-FOR Russia