Три правила Ponsse
Журналисты издания «ЛесПромИнформ» встретились на выставке FinnMetko 2012 (Финляндия) с главным конструктором компании Ponsse Юхой Инбергом, который согласился рассказать о сегодняшнем и завтрашнем дне компании Ponsse и о творческом процессе создания лесных машин: от продумывания и проектирования до тестирования новых моделей техники.
Юха Инберг
Защитил докторскую диссертацию в университете Тампере в 2002 году. Его научная работа была посвящена способам ускорения раскряжевки и уменьшения степени повреждений древесины. Оказывая содействие будущему доктору наук, компания Ponsse предоставляла материал для исследований. С 2002 года работает в конструкторском отделе Ponsse.
«Ponsse - компания, ориентированная на внедрение инновационных разработок, мы всегда стремимся идти в ногу с прогрессом, - рассказывает Юха Инберг. - У нас нет бюрократии: между людьми, которые непосредственно участвуют в разработке новой техники, и теми, кто принимает управленческие решения, по сути, нет дистанции. Сотрудникам не приходится ждать, пока их предложение пройдет через все инстанции. Такая организация труда позволяет нам быстро обмениваться информацией, внедрять в производство последние технические инновации и использовать нестандартные решения наших изобретателей».
Среди важнейших положений политики компании -
обеспечение трех важнейших характеристик лесных машин:
производительность, надежность и удобство для оператора.
Производительность всегда в приоритете
В конструкции лесных машин Ponsse продумано все до мелочей и каждая деталь имеет значение. Компания отказалась от идеи выпускать собственные двигатели для харвестеров, доверившись известным производителям, и сконцентрировала свое внимание на полурамах, от которых зависит надежность всей конструкции, а также манипуляторах и харвестерных головках, обеспечивающих скорость и качество выполняемых работ.
Одна из последних разработок конструкторского отдела Ponsse - харвестерные головки H5, H6, H7 и H8, оснащенные саморегулирующимся адаптивным механизмом подачи материала к окну распиловки.
У новых харвестерных головок Ponsse большой диапазон настроек. Можно регулировать работу протаскивающего и пильного механизмов. Регулировка усилия сжатия сучкорезных ножей и роликов в зависимости от диаметра дерева, ускорение и замедление подачи и протяжки ствола во время произведения раскряжевки позволяет экономить топливо и уменьшать износ деталей. Во время работы в лесу все узлы харвестера испытывают сильную нагрузку, снижая которую, можно увеличить срок службы машины. Это своего рода режим самозащиты, и это именно то, к чему стремится Ponsse.
На выставке FinnMetko 2012 демонстрировались и другие разработки конструкторского отдела Ponsse - такие как форвардер Ponsse 10W, предназначенный для проведения лесозаготовительных работ на заболоченной местности. Гидравлические компоненты позволяют вдавливать мост машины в мягкий грунт и поднимать его при возвращении на твердый грунт, что обеспечивает максимальную грузоподъемность на почвах со слабой несущей способностью. На выставке также была представлена новая модель форвардера Ponsse ElephantKing - одна из самых крупных лесозаготовительных машин в мире. Грузоподъемность этого форвардера составляет 20 т, а его мощный двигатель позволяет транспортировать древесину на уклонных делянках и сохранять эффективность работы при дальних перевозках.
Двигатели для своих машин Ponsse с 2000 года покупает у компании Mercedes-Benz: «Mercedes - бренд мирового уровня, это тот случай, когда мы должны брать лучшее, чтобы не сомневаться в качестве. Двигатели этой компании надежны и долговечны. Замена масла необходима им только по истечении 600 часов работы, тогда как у двигателей других производителей максимальное время работы без замены масла составляет не более 500 моточасов. Кроме того, двигатели Mercedes-Benz в свое время привлекли нас возможностью использования современной системы управления двигателем, которая позволяет регулировать количество оборотов в зависимости от загрузки машины в каждый момент времени».
Комфорт оператора - залог производительности харвестера
В Ponsse заботятся не только о качестве и производительности техники, но и о комфорте оператора, который работает за ее «штурвалом».
Здесь говорят: «Производительность техники зависит в том числе и от условий работы, которые мы создаем оператору: он должен чувствовать себя комфортно, не отвлекаться на решение проблем, связанных с организацией его рабочего места, не тратить время на лишние действия в процессе управления харвестером. Если эти условия соблюдены, оператор может полностью сконцентрироваться на своих непосредственных обязанностях, тогда качество и эффективность его работы возрастут».
Разработчики сделали ставку на простоту и удобство управления машинами - все самое важное должно быть под рукой. Конструкторский отдел потратил почти два года на разработку нового дизайна джойстиков для харвестеров Ponsse. Их особая шарообразная форма, защищенная патентом, дает возможность оператору легко использовать все кнопки на джойстиках, управляя машиной. Такая форма джойстиков и расположение кнопок позволяют рукам оператора находиться в естественном положении во время работы. Все кнопки на джойстике программируются на выполнение разных операций, оператор может сам определить, как именно машина будет реагировать на кратковременное или длительное нажатие кнопок, более того, программируется и степень чувствительности самих джойстиков. Если на харвестере работает несколько операторов, каждый из них может создать в памяти бортового ПК индивидуальный профиль и сохранить там свои настройки управления. Этот профиль можно защитить паролем во избежание случайных ошибок, например, когда нажатие кнопки на джойстиках с другими настройками приводит к неожиданному для оператора результату.
«Джойстик мы разработали благодаря "обратной связи" с операторами, учитывая их пожелания и замечания, - рассказывает Юха Инберг. - Мы опробовали множество версий джойстиков (лично я тестировал три из них) и остановились на модели, которая показалась оптимальной и разработчикам, и тестерам».
Но самой важной составляющей комфорта рабочего места представители компании Ponsse считают просторную кабину, которой заслуженно гордятся.
«Слышали ли вы когда-нибудь, чтобы мы называли наши машины самыми надежными? Или самыми производительными? Нет. Мы не любим бросаться такими словами, ведь конкуренция в нашей отрасли всегда была острой и каждый производитель хвалит свою технику, превознося ее достоинства. Мы готовы объективно говорить обо всех технических характеристиках лесных машин Ponsse, предоставляя покупателю решать, насколько эти машины действительно "самые". Но мы можем смело утверждать - у наших харвестеров самые просторные кабины. В кабине могут комфортно разместиться 3-4 человека, что особенно важно при обучении».
Помимо эргономичного современного джойстика, компания Ponsse представила на выставке и другую разработку, призванную обеспечить удобство оператора: надежный компьютер для работы в лесу Opti6.
«Этот компьютер тестировался в самых экстремальных условиях, при предельных температурах, каких в кабине харвестера быть не может. Сенсорный экран компьютера покрывался инеем и льдом, заливался водой и маслом: он водонепроницаем и холодоустойчив», - рассказывает Юха Инберг.
Надежность от Ponsse: до и после выхода на рынок
В конструкторском отделе Ponsse работают 80 человек. Они занимаются разработкой и проектированием оборудования, и фронт их работ довольно обширен: Ponsse сама разрабатывает гидравлические схемы, электронные системы и компьютерное оборудование, манипуляторы, рамы, кабины, харвестерные головки и другие основные компоненты своих лесных машин.
Задача разработчиков заключается именно в том, чтобы отладить новую модель под реальные условия работы, а значит - проверить все ее возможности и исключить наиболее вероятные проблемы при эксплуатации. Здесь, как и на других этапах работы отдела, немаловажную роль играет сотрудничество с конечными пользователями техники.
«Тестирование наших разработок проходит в несколько этапов. Сначала новинки тестируются на симуляторах. Потом - устанавливаются на тестовые машины, которые могут смоделировать условия работы в лесу. На завершающем этапе мы ставим их на машины наших постоянных клиентов, которые помогают нам проверить новую технику в действии. Компании, с которыми мы сотрудничаем, с большим интересом относятся к программе тестирования. Руководство компаний заинтересовано в том, чтобы узнать о наших новых разработках и испытать их еще до официального выхода продукции на рынок. Мы же получаем информацию, которая позволяет нам исключить риск выпуска на рынок неудачной разработки», - говорит Юха Инберг.
Глава конструкторского отдела отдельно упомянул и о тестировании манипуляторов Ponsse. «Новые манипуляторы мы устанавливаем на тестовую машину, которая может давать нагрузку, аналогичную той, которую будет испытывать манипулятор при работе в лесу, - объяснил г-н Инберг. - За месяц манипулятор отрабатывает 10 тыс. моточасов, как если бы он работал в штатном режиме, а наши инженеры получают всю необходимую информацию о том, как он справляется с такой нагрузкой».
Однако специалисты Ponsse контролируют качество и надежность своей продукции не только на стадии разработки и во время тестирования. После того как модель выходит на рынок и харвестеры начинают работать в лесу, конструкторский отдел продолжает следить за их судьбой.
Рассказывает Юха Инберг: «Наши представители каждую неделю встречаются с руководителем отдела сервиса Ponsse. Во время этих встреч мы обсуждаем все поломки, которые случились за неделю. После этого конструкторский отдел анализирует полученную информацию, чтобы понять, как избежать подобных поломок в будущем».
«В прошлом году доля компании Ponsse на финском рынке лесозаготовительной техники составила более 50%, - продолжает свой рассказ г-н Инберг. - Мы гордимся нашими успехами, но не стремимся доминировать на рынке за счет продаж. Наша цель - укреплять положение компании с помощью долгосрочных отношений с клиентами.
Мы постоянно проводим акции, в том числе и совместно с производителями комплектующих, организуем специальные предложения - не только для привлечения новых заказчиков, но и для поощрения постоянных партнеров. Поддерживая связь с покупателями и конечными пользователями, мы можем оперативно реагировать на запросы рынка и создавать технику, которая будет и надежной, и производительной, и удобной для операторов».