Лесозаготовка

Шины для лесозаготовительной техники. Часть 5

Ведущие производители лесных шин: Bridgestone Corporation (Firestone)

Рассказывая о типах, технических характеристиках и достоинствах шин для лесозаготовительной техники, нельзя обойти вниманием ведущих мировых производителей в этой области.

Шины для колес лесозаготовительной техники. Часть 1. Типы и особенности конструкции
Шины для лесозаготовительной техники. Часть 2. Особенности эксплуатации шин

Шины для колес лесозаготовительной техники. Часть 3. Ведущие производители. Nokian Heavy Tyres Ltd. 
Шины для колес лесозаготовительной техники. Часть 4.1. Ведущие производители: Trelleborg Industri
Шины для лесозаготовительной техники. Часть 4.2. Trelleborg лесозаготовителям
Шины для лесозаготовительной техники. Часть 4.3. Модели шин Trelleborg и их основные характеристики

На этот раз речь пойдет о компании Bridgestone Corporation (Firestone).

Немного истории

Компания Bridgestone была основана в 1931 году в Куруме, центральном городе Японии (префектура Фукуока). Успешный предприниматель Шоджиро Ишибаши с самого начала ориентировался на международную деятельность, поэтому использовал название на английском языке, производное от своей фамилии («ишибаши» - по-японски каменный мост, в переводе на английский Bridgestone). А основным направлением своего бизнеса выбрал производство шин. Предприятие успешно развивалось: уже в 1934 году был построен новый завод, год спустя налажен выпуск спортивных товаров, а затем и разных резиновых изделий (шлангов, ремней и т. д.) и виброизоляционных материалов. В 1937 году штаб-квартиру перенесли в Токио, а компания получила новое имя - Nippon Tire Ltd. (Японская шинная компания).

В годы войны вся работа была направлена на удовлетворение нужд армии (производство шин для шасси самолетов и др.). Несмотря на то что токийский офис был полностью разрушен во время бомбардировок, после 1945 года компании удалось быстро восстановиться, так как заводы в Куруме и Йокогаме не пострадали. Начало 1950­-х ознаменовалось возвращением первоначального названия, строительством нового офисного здания, появлением первого официального дистрибьютора и уровнем продаж 10 млрд иен в год. Все это сделало Bridgestone крупнейшим производителем шин в Японии, и в честь ее 25­-летия в Куруме был построен и передан городу крупный культурный центр.

В 1960-1980 годах продолжилось стремительное развитие фирмы. Было налажено производство шин радиальной конструкции для легковых автомобилей, Bridgestone стал одним из главных производителей велосипедов в Японии, а также приобрел в собственность автомобильную компанию, выпускавшую более 5000 легковых и грузовых автомашин ежемесячно. Помимо этого, была создана технология для переработки утилизированных шин в топливо для промышленных печей. Международная деятельность потребовала строительства нового завода в Малайзии и открытия дочерней фирмы в США. А в 1972 году появилось представительство в Европе (в Брюсселе, Бельгия).

В 1982 году Bridgestone представил первую японскую зимнюю нешипованную шину, а пять лет спустя для нее была создана специальная микропористая резина. Тогда же появились революционные теории оптимизации качения и распределения напряжения для грузовых шин. Благодаря этому прорыву в технологиях, а значит, и улучшению технических характеристик шин, в 1986 году шина мод. Bridgestone RE71 была использована компанией Porshe для комплектации эксклюзивного выпуска 959-й модели - самой быстрой в мире серийной машины того времени.

Укрепление позиций на международном рынке продолжилось с приобретением производственных мощностей у фирмы Firestone в г. Теннесси (США). А в 1988 году эта вторая по величине шинная компания в США была полностью приобретена Bridgestone за $2,6 млрд. Но, несмотря на объединение компаний, было решено сохранить за Firestone историческое название американского гиганта.

Крупные научные и технологические разработки, такие как открытия в области использования частиц углерода в составе резины и новая конструкция бортового кольца, позволяли Bridgestone успешно принимать участие в гоночных соревнованиях, в том числе и в «Формуле-1». Болиды на шинах модели Potenza в первом же сезоне завоевали компании четыре призовых места. А в 1998 году Bridgestone выиграл свой первый мировой чемпионат благодаря пилоту Мике Хаккинену и команде McLaren Mercedes.

В 1995 году с открытия представительства в Москве стартовало освоение российского рынка. А в декабре 1998 года начало работать полноценное дочернее предприятие Bridgestone, охватывающее все страны СНГ.

В начале 2000­-х состоялось открытие шестого завода в Европе (г. Познань, Польша). А подразделение Bridgestone Retread Systems представило в окрестностях Рима испытательный полигон площадью 144 га с длиной окружности трека около 4 км. В его строительство было вложено около 40 млн евро. Тестирование новых разработок на этом полигоне может проводиться круглый год. В том числе благодаря этому команда McLaren Mercedes продолжала побеждать в Кубке конструкторов «Формулы-1». Кроме того, компания стала поставщиком шин для оригинальной заводской комплектации легковых автомобилей марок BMW и Lexus, а также грузовиков Daimler Chrysler.

А что сегодня?

Сейчас президентом корпорации Bridgestone является г-н Масааки Цуя. По данным на начало 2011 года, уставной капитал компании составляет 126,354 млрд иен (чистая прибыль - около 1,127 млрд евро), а численность сотрудников 13 тыс. человек.

Основным направлением деятельности по-прежнему является все, что связано с шинами. Это шины и камеры для легковых автомобилей, грузовиков и автобусов, строительной сельскохозяйственной, лесной техники и машин для горных работ, промышленного оборудования, самолетов, мотоциклов и мопедов, а также различные автомобильные детали, сырье для этих производств и многое другое. В комплекс услуг входят не только продажи шин, но и восстановление протектора, автомобильное обслуживание и ремонт. Прочие направления деятельности охватывают химическую и другие виды промышленности (производство виброопор и шумоизоляционных материалов, пластмассовых изделий, электроматериалов, резинотехнических изделий, строительных материалов, ремней, шлангов и т. д.), производство спортивных товаров (мячей для гольфа и тенниса, спортивной формы и пр.), а также выпуск велосипедов и сопутствующих товаров.

Миссия группы компаний Bridgestone основана на философии ее основателя: «Служение обществу товарами наивысшего качества». Она включает четыре основных положения: идеи целостности и работы в команде; творческие инновации; принятие решений исходя из личных наблюдений на месте; решительные действия после тщательного планирования. Особо выделены экологическая миссия и обязательство «помогать сохранять здоровую окружающую среду для нынешнего и будущего поколений».

Шины для лесной техники

Таблица. Ассортимент лесных шин Firestone
Посмотреть в PDF-версии журнала. Таблица. Ассортимент лесных шин Firestone: Forestry Special CRC LS-2, Forestry Special Severe Service LS-2, Forestry Environmental Lug (EL) 600 и 700 HF-1, Forestry Traction Lug (TL) HF-1, Flotation 23 Deep Tread Logger HF-3

В масштабе корпорации Bridgestone шины для лесозаготовительной техники производит компания Firestone. Ее путь к успеху заслуживает внимания.

Предприятие Firestone Tire and Rubber Company (дословный перевод - «Шинная и резиновая компания Фаерстоуна») основал в июле 1900 года в г. Аркон (штат Огайо, США) изобретатель и предприниматель Харви С. Файерстоун. Азартный участник уличных гонок на конных повозках, 32­-летний американец на собственном опыте убедился в достоинствах новомодных резиновых шин и к моменту открытия своего дела уже владел опытом импорта такой продукции из Европы. Четыре года спустя компания выпускала продукцию, в том числе и по собственным разработкам (шины с плоскими бортами и механическим усилением).

После знакомства Харви Файерстоуна с Генри Фордом и демонстрации автомобильному магнату новых пневматических шин началось активное сотрудничество компаний Ford Motor Company и Firestone, что принесло последней широкую известность и прочную репутацию на автомобильном рынке США. Автомобильный бум в стране способствовал быстрому росту и расширению предприятия. Так, только с 1910 по 1920 год объем производства увеличился с 2,4 до 37 млн шин в год. Активно внедрялись такие новшества, как камеры и рисунки протектора шин.

С середины 1930­-х годов началось выделение производства шин для строительной, горнорудной и сельскохозяйственной техники в отдельные направления. А к середине века, помимо шин, в ассортимент предприятия входили резиновая обувь, армейское снаряжение, резинотехнические изделия и автомобильные аксессуары. В 1953 году была выпущена первая в мире бескамерная шина, через десять лет началось производство и радиальных. К этому времени компания Firestone создала в Европе мощную производственную базу, состоящую из целой дюжины заводов. А первыми европейскими предприятиями Firestone еще в 1933-1935 годах стали шинные заводы в городах Бильбао (Испания) и Праттелне (Швейцария). Однако вследствие экономического спада к 1984 году были сохранены лишь пять производств.

А в 1988 году компания Firestone объединилась с японской Bridgestone. В кратчайшие сроки объединенная корпорация Bridgestone/Firestone Inc. стала крупнейшим в мире производителем автошин.

Возвращаясь к шинам для лесозаготовительной техники, стоит отметить, что они выпускаются концерном под маркой Firestone в г. Де-Мойн (штат Айова, США). С конвейера здесь ежегодно сходят более 2 млн шин для спецтехники (то есть более 6600 шт. в день). Большая их часть поставляется напрямую ведущим производителям лесной техники для заводской комплектации харвестеров, форвардеров и скиддеров. Например, более 60% всех машин марки John Deere оснащаются именно шинами Firestone.

Благодаря пристальному вниманию руководства концерна к качеству продукции, защите окружающей среды и постоянному повышению квалификации персонала завод в Де-Мойне сертифицирован по таким всемирно признанным стандартам, как ISO 9002, ISO 14001 и др.

Продукция Firestone Forestry Tyres включает следующие модельные ряды: Forestry Special CRC, Forestry Special Severe Service, Forestry Environmental Lug 600/700, Forestry Traction Lug, Flotation 23 Deep Tread Logger, Flotation 23 Extra Deep Tread Logger и Rib Forestry Logger.

Главными достоинствами производимых лесных шин в Firestone Forestry Tyres считают:

  • нейлоновые нити корда для обеспечения гибкости боковины;
  • металлические брекерные пояса для увеличения прочности протекторной зоны;
  • специальный состав резины для защиты шины от проколов и порезов;
  • утолщенную резиновую основу для амортизации;
  • усиленную боковину для дополнительной защиты.

Особой гордостью инженеров компании является специальный угол наклона грунтозацепов шин, составляющий 23°. Это значение было установлено теоретико-эмпирическим путем в ходе специальных исследований. Оказалось, что именно при таком угле наклона обеспечивается максимальная самоочистка протектора при сохранении высокого тягового усилия колеса. Впоследствии эта разработка была запатентована.

Ассортимент лесных шин Firestone Forestry Tyres широк. В этой публикации мы подробно расскажем лишь о тех моделях и типоразмерах шин, которые представлены на российском рынке.

Forestry Special CRC

В шинах этой модели предусмотрена усиленная конструкция центральной части грунтозацепов для противодействия деформациям, порезам и разрывам. А также дополнительная защита бортовой зоны. Как показали исследования, применяемый в этой модели специальный металлический корд делает шину на 60% более устойчивой к прокалыванию по сравнению с шинами со стандартным нейлоновым кордом.

Forestry Special Severe Service

При разработке этой модели также была предусмотрена усиленная конструкция центральной части грунтозацепов. Кроме этого, используется специальный состав резины для протектора и боковин с целью защиты от разрывов, порезов, теплового и химического воздействия.

Forestry Environmental Lug (El) 600 И 700

Главными особенностями шин этой модели можно считать повышенную грузоподъемность и стойкость к проколам благодаря повышенной норме слойности (до 20 у некоторых типоразмеров) и применению металлокорда. Такие характеристики шин потребовали уделить большее внимание защите почвы, поэтому форма грунтозацепов разработана специально для минимизации повреждения лесного грунта. Как и для предыдущей модели, для Forestry EL 600 и 700 используется специальный состав резины.

Эти шины специально сконструированы для комплектации харвестеров (могут использоваться на прицепных осях форвардеров и харвестеров). Конструкция модели EL 700 предусматривает возможность использования совместно с гусеницами.

Forestry Traction Lug (TL)

Защита от разрывов, порезов, проколов и ударных нагрузок этого типа шин обеспечивается за счет применения металлокорда, специального состава резины протектора и боковин, а также дополнительного усиления бортовой зоны.

Флотационные шины Firestone Flotation

Отдельного внимания заслуживают специальные флотационные шины Firestone (они подходят для использования не только на лесной, но и на сельскохозяйственной технике). Ширина этих так называемых болотных шин больше метра, а диаметр - около двух метров, поэтому можно смело сказать, что это одни из самых больших шин, производимых в мире. Увеличение ширины позволило значительно увеличить и площадь пятна контакта, а значит, повысить производительность машин при работе на топких и вязких грунтах по сравнению с работающими на традиционных лесных шинах. Также к плюсам работы техники с этими моделями шин можно отнести небольшое уплотнение и повреждение почвы (без образования колеи), дополнительную экономию топлива, отличную устойчивость на наклонной и холмистой местности, плавность хода, комфорт для оператора.

Flotation 23 Deep Tread Logger

Эта модель шин отличается повышенной проходимостью на мягком и топком грунте. В зависимости от условий эксплуатации, типа почвы, модели лесозаготовительной техники, особенностей работы оператора при использовании этих шин, в отличие от менее широких шин со схожими характеристиками может быть достигнута экономия топлива 40%. Скругленная плечевая зона снижает разрушающее воздействие на почву работающей техники.

Модельный ряд шин Flotation 23 Extra Deep Tread Logger

Как и у предыдущей модели, плечевая зона шины закругленная. Грунтозацепы максимальной глубины (86 мм) обеспечивают высокую проходимость в самых трудных условиях. Четырехслойный металлический брекер и 14­-я норма слойности корда предохраняют шину от проколов, порезов и ударных нагрузок. Как и специальный дизайн боковин с широкой аркой.

Марина СКЛЯРЕНКО