Где ты, одноэтажная Россия?
Аналитики считают, что при благоприятном сценарии, предполагающем активное вмешательство государственного управления в лесную промышленность и сопряженные отрасли, есть все основания рассчитывать на благополучный исход реализации программ деревянного домостроения. Однако они же предупреждают, что транспортабельность легких конструкций из дерева и близость российско-финской границы создает угрозу экспансии иностранных деревообрабатывающих компаний на российскую территорию. При том что России пока только предстоит создать свои технологии деревянного домостроения, угроза наплыва импортной продукции в этот период стоит особенно остро.
Тем не менее, опираясь на данные, полученные нашим журналом в результате проведенного среди производителей деревянных домов опроса, можно с высокой долей уверенности говорить о том, что большинство российских производителей наплыва импортной продукции не страшатся. На сегодняшний день зарубежные производители составляют достаточно жесткую конкуренцию отечественным производителям в секторе элитного жилья, ориентированном на граждан с высоким уровнем дохода. Однако, по данным Ассоциации деревянного домостроения (АДД), доля зарубежных компаний на рынке деревянного домостроения в ближайшее время увеличиваться не будет, тогда как сам рынок имеет ярко выраженную тенденцию к расширению. Некоторые участники нашего опроса отмечают, что конкуренция на рынке сегодня достаточно жесткая в силу того, что у потенциального заказчика появился широкий выбор технологий строительства, материала, дополнительных услуг и др. При этом рынок развивается достаточно динамично.
Почему это выгодно
Эксперты отмечают, что рынок деревянного домостроения еще далек от насыщения и даже появление новых игроков в ближайшее время не покроет растущий спрос на деревянные дома. Сегодня, когда рынок еще формируется, есть большие возможности как для развития существующих производств, так и для создания новых. Участники нашего опроса, отвечая на вопрос «Что вас побудило заняться этим бизнесом?», давали следующие ответы: «Поняли актуальность и новизну, а также необходимость такой продукции на российском рынке»; «Получение прибыли, экономическая выгода»; «Увеличение спроса на деревянные дома, потому что это традиционный материал для России»; «Серьезный спрос на экологически чистые дома» и т. п.
По экспертным оценкам, ужесточение конкурентной среды на рынке в целом произойдет не ранее чем через 5−10 лет, и вот тогда выход на рынок для новых предприятий будет затруднен. Однако развиваться этот сегмент будет стабильно, в силу увеличения спроса на деревянное жилье.
По данным АДД, за последние несколько лет объемы деревянного домостроения выросли в несколько раз. Так, в 2006 году в России было построено 4,3 млн м² индивидуальных деревянных домов, по сравнению с 2005 годом прирост составил 10 %. В 2007 году уже построено 6,3 млн м², прирост по сравнению с 2006 годом составил 47 %. Высокие темпы роста сохраняются и сегодня. По оценкам экспертов, общая доля деревянных домов сейчас составляет более 40 % от всего предложения в сегменте коттеджных застроек. К 2010 году объем жилищного строительства из дерева превысит 10 млн м² (необходимые средние темпы роста − 14,5 %). Если же в рамках федеральной программы «Доступное жилье» будет активно поддерживаться каркасное домостроение, то общий объем рынка деревянных домов в ближайшее время достигнет 24 млн м².
Рост спроса на деревянные дома специалисты объясняют еще все возрастающей популярностью экологичного жилья, а также сравнительно невысокой стоимостью. Благоприятно сказались на росте спроса в последние годы и такие факторы, как повышение уровня жизни населения, развитие среднего класса, а также жилищная политика государства, в частности развитие ипотечного кредитования.
Сегодня себестоимость деревянной части дома экономкласса составляет $340−500 на 1 м² жилья, бизнес-класса − $450−700, а стоимость 1 м² в доме высокого класса может доходить до $1500 в зависимости от технологии и схем организации производства. Однако, несмотря на относительно низкую стоимость деревянных домов, Россия занимает одно из последних мест по объемам использования древесины в строительстве, что недопустимо для страны, обладающей четвертью мировых запасов леса и глубокими традициями деревянного домостроения. В нашей стране показатель объемов использования древесины в строительстве составляет всего 0,03−0,05 м³ на 1 гражданина, тогда как в других странах он в 10 раз больше и может достигать значения 0,7 м³ (Финляндия). Несмотря на схожесть климатических условий, Россия использует в строительстве жилья в 5 раз меньше дерева, чем соседние Финляндия или Швеция.
Наше отставание от стран с развитым рынком деревянных домов велико как по объемам строительства, так и по многообразию представленных на рынке технологий. Тем не менее эксперты с оптимизмом оценивают перспективы российского деревянного домостроения, основываясь на очень высокой потребности населения в относительно недорогом индивидуальном малоэтажном жилье и показателях роста рынка загородной недвижимости. За последние два-три года объем предложения на рынке загородной недвижимости увеличился в разы, аналогично вырос и спрос на загородные дома. Увеличивается интерес инвесторов к динамично растущему рынку деревянных домов, и, по оценке специалистов, в дальнейшем можно ожидать укрупнение площадей застройки и увеличение масштабов строительства.
Вместо городской квартиры
На интенсивно растущем строительном рынке России сегмент малоэтажного домостроения считается одним из наиболее перспективных. Рынок индивидуального деревянного домостроения, как и всего малоэтажного строительства, развивается в двух направлениях: это элитные загородные дома и жилье для менее обеспеченных и малоимущих граждан. Потребность в элитных деревянных домах, возводимых по зарубежным технологиям с применением современных строительных материалов, поддерживается желанием хорошо обеспеченных граждан жить в комфортных и благоприятных для здоровья условиях. Другая, наиболее значительная по количеству, часть граждан имеет высокую потребность в недорогом индивидуальном жилище. Высокая потребность в недорогом жилье во многом обуславливает рост появившегося спроса на каркасные дома как на альтернативу городской квартире, ведь практически за вдвое меньшие деньги человек получает свой дом и земельный участок.
АДД в своих прогнозных оценках на 2006–2010 годы отмечает, что этот период «характеризуется высокой инвестиционной активностью отрасли деревянного домостроения, растет поток трансфера западных технологий производства домов, запускаются крупносерийные производства». Среди факторов, стимулирующих рост деревянного домостроения, специалисты АДД выделяют следующие:
- большую потребность населения в жилье, расположенном в небольших городах, поселках, рядом с мегаполисами, в сельской местности, − примерно в 400-500 млн м². 25 % общей потребности населения РФ в жилье может быть удовлетворено за счет деревянного домостроения;
- более низкую стоимость строительства из древесины. Стоимость 1 м² деревянного дома в 1,2–1,5 раза ниже стоимости 1 м² кирпичного дома и в 2,5 раза ниже стоимости железобетонного;
- мощный ресурсный потенциал РФ. Объем неиспользованной расчетной лесосеки составляет свыше 400 млн м³;
- ограниченное предложение других строительных материалов: бетона и цемента;
- традиции развития деревянного домостроения в России.
По оценкам экспертов, в настоящее время в сфере деревянного домостроения в основном наблюдается индивидуальная застройка. Представители среднего класса обычно строят деревянный дом для постоянного проживания, люди с доходом выше среднего − для сезонного. Вокруг крупных городов, таких как Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург, уже возник широкий пояс коттеджной застройки. Три названных города в настоящий момент являются лидерами по строительству малоэтажного загородного жилья, в том числе деревянных коттеджей. Причем Москва в этом ряду с большим отрывом опережает Санкт-Петербург, также в Москве отмечаются и самые высокие цены на коттеджи. В дальнейшем эксперты прогнозируют значительный рост организованных малоэтажных коттеджных поселков, чему в немалой степени способствует стремительный рост цен на городское жилье и активное развитие системы жилищного кредитования для приобретения домов в рассрочку.
На современном российском рынке деревянные дома четко разделяются на две основные группы не только по покупательским предпочтениям, но и по типам деревянных строений. Это дома из массивной древесины (рубленые, брусовые, из оцилиндрованного бревна, клееного бруса) и каркасно-панельные, в том числе щитовые. Согласно долгосрочному прогнозу АДД, доля каркасно-панельных домов будет возрастать: в период с 2016 по 2020 год панельные дома будут занимать 60 % рынка, каркасные − 20 %.
Элитарно и дорого
Пока население к современным каркасно-панельным технологиям относится настороженно, так как они ассоциируются с холодными и ненадежными щитовыми домиками советской поры. На сегодняшний день самый распространенный способ деревянного домостроения − это строительство из массивной древесины.
Дома из массивной древесины представляют самую дорогую категорию, что делает их недоступными для основной массы населения с невысоким достатком. Такие дома в основном переходят в категорию элитного индивидуального домостроения. Этот сегмент рынка конкурентен, здесь активно работают как известные зарубежные, так и российские компании, уже хорошо освоившие за последние шесть-восемь лет современные технологии. По прогнозам АДД, к концу 2010 года производств этого вида домов будет достаточно для того, чтобы поддерживать имеющийся спрос высоко- и среднеобеспеченных граждан, проживающих в центральной части России. Однако существует ряд особенностей развития домостроения из массивной древесины на всей территории России:
- В отдаленных от центра регионах РФ строительство домов из бруса и бревна носит традиционный характер. Также в этих районах на сегодняшний день менее активно, чем в центре, развивается строительство заводов по изготовлению домов по западным технологиям (каркасные, панельные).
- Бревенчатая конструкция дома является надежным и простым решением при проектировании жилища и обладает высоким доверием населения с точки зрения теплоизолирующих характеристик.
- Производство из местных строительных материалов в лесных регионах делает домостроение из массивной древесины неоспоримо более конкурентоспособным в сравнении с производствами других типов домов.
- Дома из массивной древесины не нуждаются во внутренней и внешней отделке, которая ведет к удорожанию стоимости 1 м².
В краткосрочном прогнозе на период до 2010 года специалисты АДД делают следующий вывод: «Спрос на дома из массивной древесины не упадет, но и не возрастет значительно за счет перераспределения спроса и диверсификации производств. Анализ объемов инвестиций, требуемых для запуска подобных производств, также говорит о нецелесообразности на сегодняшний день в новых производствах домов из массивной древесины в связи с необходимостью больших производственных площадей под параллельные технологические потоки, наличия складов промежуточного хранения, сложной схемы логистики перемещения материалов».
Спрос и предложение
Эксперты отмечают, что сегодня рост рынка деревянного домостроения сдерживается не отсутствием спроса, а ограниченностью предложения. Крупные компании имеют заказы на несколько месяцев вперед. Некоторые участники рынка говорят, что потребности рынка в индивидуальных домах в 4–5 раз больше объемов возводимого жилья.
Одним из главных факторов, сдерживающих рост объемов производства, является дефицит пиломатериалов и увеличение их стоимости. Вторая серьезная причина − недостаток средств для инвестиций в организацию современного производства, для которого необходимо наличие специального оборудования и квалифицированных кадров. По мнению участников рынка, только наличие современного оборудования может гарантировать выпуск качественной продукции по разумным ценам и в реальные сроки, а значит, полностью соответствовать требованиям рынка. В настоящее время на российском рынке представлено дорогое импортное оборудование и значительно более дешевое оборудование российского производства, которое, однако, далеко не всегда может обеспечить высокое качество продукта. В силу недостатка материальных средств кампании на стартовом этапе зачастую приобретают оборудование, уже бывшее в эксплуатации, но еще пригодное для производства.
Немаловажная причина − отсутствие у компаний достаточных средств для проведения широкой рекламной кампании своей продукции, а также неопытность в области маркетинга. Многие участники рынка отмечают как препятствие в развитии своих компаний разрыв в традициях русского деревянного зодчества, который произошел в годы советской власти, нераскрученность бренда деревянного домостроения.
Для деревянного строительства, как и для всего рынка малоэтажного домостроения, серьезной проблемой стали вопросы отвода земельных участков для строительства и подготовки инженерных коммуникаций. По мнению участников рынка, активно изучающих зарубежный опыт, подготовкой коммуникаций должны заниматься местные власти.
Все эти вопросы, в том числе и кадровый (а сегодня явно не хватает квалифицированных строительных бригад), объективно не могут быть решены быстро.
Галина МАЛИКОВАКомментарии подготовила Регина БУДАРИНА