Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Регион номера

Лесной комплекс Карелии: проблемы и перспективы

20 апреля 2004 года в Петрозаводске прошел первый съезд лесопромышленников «Состояние и перспективы развития лесопромышленного комплекса республики Карелия».

В работе съезда приняли участие первые лица правительства и Законодательного собрания республики, представители крупнейших предприятий ЛПК Карелии и многие другие заинтересованные организации.

Вот, что говорили о состоянии лесопромышленного комплекса Республики Карелия участники съезда.

Глава республики Карелия С. Катанандов:

«Уважаемые господа!

Итоги работы предприятий лесной промышленности республики в первом квартале 2004 года свидетельствуют о том, что ЛПК сохраняет ведущие позиции в экономике республики.

В последнее время в структуре управления лесопромышленным комплексом произошли серьезные изменения, на которые мы шли сознательно. Например, шесть лет назад лесной фонд республики был передан в краткосрочную аренду традиционным лесопользователям. В результате на сегодняшний день мы имеем довольно много успешно развивающихся предприятий, таких как: «Шуялес», «Запкареллес», Муезерский леспромхоз и другие. На этих предприятиях работают грамотные и ответственные руководители, обеспечившие не только стабильную работу предприятий, но и приток инвестиций, а также переработку заготавливаемой древесины и стабильное поступление налогов в бюджеты всех уровней.

Но, к сожалению, у нас есть и другие примеры. Это череда банкротств лесозаготовительных предприятий, вызванных неэффективным руководством.

Следующим этапом развития для нас стала передача лесного фонда в долгосрочную аренду по конкурсу. Теперь лес в аренду может получить только тот, кто представит наиболее эффективный бизнес-план его освоения. Наши требования следующие: переработка заготовленной древесины на собственной территории, отчисление 10 % дополнительно от попенной платы в районные бюджеты, приоритетное привлечение местной рабочей силы, решение социальных проблем.

Программа совершенствования управления лесопромышленным комплексом Карелии реализуется всего год, но уже есть первые положительные результаты. А именно заметно снизился объем экспорта круглого леса, в отрасль пошли инвестиции, проектируются и строятся предприятия по глубокой переработке древесины. Лесопромышленным комплексом Карелии как полноправным партнером по бизнесу заинтересовались серьезные западные фирмы. В связи с этим перед нами стоит ряд серьезных задач. Необходимо в самые ближайшие сроки, используя лизинг, собственные и привлеченные средства, осуществить модернизацию производства, построить лесовозные дороги длительного пользования, создать условия для повышения качества продукции, выпускаемой лесоперерабатывающими предприятиями.

Сейчас не утихают споры по поводу принятия нового «Лесного кодекса». Мы никак не можем согласиться с основной идеей этого документа - передачей лесных участков в долгосрочную аренду, а в последующем и в частную собственность исключительно по результатам лесных аукционов, без всяких дополнительных условий. Арендатор, заплативший деньги и заинтересованный только в получении прибыли от своей деятельности, вряд ли будет решать проблемы развития отрасли, социальные проблемы территории.

Недавно Президент России В. В. Путин заявил, что принятие «Лесного кодекса» невозможно без консультаций со специалистами, учеными, представителями лесных регионов страны. В настоящее время проект дорабатывается. В этой связи хочу подчеркнуть значимость нашего сегодняшнего съезда. Думаю, что наше коллективное мнение, высказанное в этой аудитории, ляжет на чашу весов в пользу принятия разумного решения по этому вопросу.

Консолидации требует и решение других насущных проблем. Я уверен, что интеграция в ближайшем будущем станет ключевым словом в развитии лесопромышленного комплекса. Первые шаги в направлении создания вертикально и горизонтально интегрированных структур уже сделаны. Мы видим, каких успехов добились лесозаготовительные предприятия Пудожского района, прежде хронически отстававшие по всем показателям. Эти результаты появились после того, как государственную политику в области лесопользования стала проводить холдинговая компания «Кареллеспром», объединившая в своем управлении пакеты акций, принадлежащие Сегежскому и Кондопожскому ЦБК. По лизингу была получена новая техника, освоение лесосеки приблизилось к расчетной. Компания предполагает также строительство современного лесопильного завода и предприятия по производству топливных гранул и мебельных щитов в этом районе.

Однако ситуация в районе остается сложной и требует постоянного внимания правительства республики. В частности, в Пудожском районе самый высокий процент безработицы. Госкомитетом по лесному и горнопромышленному комплексу разработаны и реализуются мероприятия по обеспечению занятости в лесных поселках.

На нашу поддержку могут рассчитывать те, кто стремится к более полному освоению природных ресурсов, созданию новых рабочих мест, внедрению инновационных проектов. Мы должны вернуть себе утраченную славу передовиков по комплексному использованию древесины».

Заместитель премьер-министра Республики Карелия Ю. Пономарев:

«В своем выступлении я хотел, прежде всего, остановиться на двух принципиальных аспектах: итогах работы ЛПК в 2003 году и основных принципах политики и стратегии Правительства РК в области ЛПК на 2004 год.

Доля ЛПК в объеме произведенной продукции по республике в 2003 году составила 46 %. На предприятиях ЛПК занята половина всех работающих в промышленности Карелии. В структуре экспорта республики удельный вес продукции ЛПК составляет более 66 %. Доля ЛПК в формировании налоговых поступлений в бюджет РК и местные бюджеты - 4 %.

Как упоминал в своем выступлении С. Катанандов, в начале 2003 года Правительством РК была разработана программа действий по совершенствованию системы управления лесопромышленным комплексом.

В 2003 году было проведено 26 заседаний конкурсной комиссии по передаче леса в аренду. В результате в аренду было передано 1,8 млн. м2 леса. Как показали итоги конкурсов, мы резко повысили инвестиционную привлекательность наших лесных ресурсов, а также конкуренцию в отрасли.

Позитивный итог работы - активный процесс замещения экспорта круглого леса экспортом пиломатериалов. Объемы вывозки круглого леса за границу сократились на 124,5 тыс. м3 (на 3,4 % по сравнению с прошлым годом), и соответственно рост вывозки пиломатериалов составил 11,3 тыс. м3 (3,9 %).

Правительство Карелии работает над совершенствованием таможенно-тарифного регулирования карельского экспорта. Ежеквартально отслеживаются конъюнктура и цены товарных рынков зарубежных стран; значительная часть контрактов на экспорт лесоматериалов проходит ценовую экспертизу, лесоэкспортеры ежемесячно получают информацию о среднеконтрактных ценах на лесоматериалы в республике.

В 2003 году снижены ставки вывозных пошлин на газетную бумагу и пиломатериалы, отменены экспортные пошлины на крафт-бумагу, фанеру, бумажные мешки. Это позволило снизить затраты карельских предприятий при экспорте лесопродукции в 2003 г. на 130 млн. рублей.

А теперь о том, что будет сделано в период с 2004 по 2010 годы.

Мы проанализируем результаты реализации первоочередных мер правительства Карелии в текущем году и на их основе составим детальный стратегический план развития лесопромышленного комплекса республики Карелия до 2010 года. При помощи науки создадим систематические актуализируемые базы данных о кадрах ЛПК (структура, система подготовки, переподготовки, сценарии высвобождения кадров в результате роста производительности труда и их последующего трудоустройства).

Важные задачи на перспективный период:

1. Завершение переориентации потоков древесного сырья на внутренний рынок и развитие критических лесопромышленных районов РК. Для этого мы передадим пакеты акций лесопромышленных предприятий, находящихся в собственности республики, в доверительное управление профессионалам и только на конкурсной основе. На Министерство государственной собственности РК совместно с Государственным комитетом по лесному и горнопромышленному комплексу возлагается систематический контроль за соблюдением управляющей компанией условий договора доверительного управления государственными пакетами акций в интересах собственника. Рассмотрение бизнес-планов освоения участков лесного фонда, составляющих более 25 % расчетной лесосеки района, будем осуществлять только с учетом развития территорий.

2. Продолжение целенаправленной работы с инвесторами по созданию на территории республики новых и развитию действующих производств, обеспечивающих эффективное и комплексное использование биомассы дерева.

Должен сказать, что и тем, кто получил лес в доверительное пользование, и тем, кто получил его в результате аукциона, не стоит успокаиваться. Они получили в пользование лес, принадлежащий народу, и должны обеспечить его эффективное и экологически безопасное освоение. Мы обязательно будем вести систематический мониторинг и контроль за работой предприятий, получивших лес в аренду. Будем отслеживать их стабильность, освоение отводимых участков лесного фонда, реализацию коммерческих проектов (бизнес-планов, программ развития), будем следить за перечислением средств в бюджеты всех уровней. В этой работе немаловажная роль отводится нашей науке, в том числе динамично развивающемуся институту КарНИИЛПК, на базе которого формируется Региональный информационно-аналитический центр ЛПК.

3. Также мы будем отслеживать и анализировать изменения в нормативно-правовой базе (кредитно-денежной, бюджетно-налоговой, таможенной) и в социальной сфере. Ежеквартально вести анализ работы лесопользователей республики и принимать рекомендации по направлениям реализации лесоматериалов, учитывающие интересы всех сторон. По результатам анализа будем оперативно принимать решения.

4. Будем содействовать техническому перевооружению предприятий, в том числе развитию лизинговых компаний. Для комплексности использования карельской древесины будем развивать в республике лесопильно-деревообрабатывающие производства.

5. Необходимо оптимизировать организацию и осуществление грузоперевозок. Без специалистов республики по дорожному строительству, а также без участия Октябрьской железной дороги нам не обойтись.

6. Нужно усилить контроль за соблюдением условий аренды лесов с участием Управления природных ресурсов МПР по республике Карелия; совершенствовать систему финансового обслуживания ЛПК, систему подготовки и переподготовки кадров; определить места и объемы рационального использования тех или иных видов биологического топлива (щепа, гранулы, дрова, торф, уголь).

В рамках развития интеграции предусматривается:

  • создание на базе ОАО «Кондопога», ОАО «Сегежский ЦБК», ОАО «ЛХК «Кареллеспром» региональной интегрированной группы лесопромышленных предприятий;
  • выбор направлений оптимизации транспортных потоков, замыкающих цикл от лесозаготовок до реализации продукции в рамках интегрированной группы предприятий. Согласование;
  • разработка и реализация мероприятий по освоению закрепленных за группой предприятий лесных ресурсов, нацеленных на развитие лесозаготовок, регулирование товарных потоков и направление их на внутренний рынок за счет углубления переработки древесины в Карелии;
  • модернизация имеющихся мощностей ЦБП, организация производства хвойной небеленой целлюлозы;
  • повышение конкурентоспособности и укрепление на рынках лесопродукции;
  • создание производств по переработке лиственной древесины;
  • перевод котельных на древесное топливо, утилизация низкосортного древесного сырья».


Председатель Законодательного собрания республики Карелия Н. Левин:

«Лесные ресурсы Карелии, несмотря на их колоссальный для страны сырьевой, промышленный, финансовый, валютный, экологический, социальный потенциал, используются крайне неудовлетворительно.

Опыт соседней Финляндии показывает, что продуктивность лесов Карелии могла бы быть повышена более чем в 2 раза в аналогичных условиях. Отдача с одного заготовленного кубометра древесины у наших северных соседей на порядок выше, соответственно выше и уровень жизни населения.

Нас очень беспокоят попытки одномоментно кардинально изменить систему управления лесопользованием, проведя через законы недобросовестные эксперименты одновременно по всей лесной территории России. Этот экспериментальный подход предлагается ввести в ранг нового «Лесного кодекса». Здесь нужно учитывать, что подобные глобальные изменения могут привести к возникновению очередного финансового кризиса предприятий ЛПК.

Я поднимал все эти вопросы на заседании Совета законодателей при Президенте России и вынужден к ним вернуться. Это проблема не карельская, а всех лесопромышленных регионов. Без грамотного законодательства нам никогда не стать лесной державой, имея для этого все: лесные ресурсы, усилившиеся контакты с бизнесом, квалифицированные кадры. Без этого нельзя создать систему эффективного содержания и использования лесного фонда России, модернизировать промышленный потенциал отраслей ЛПК, развивать социальную сферу лесных районов, реализовать инвестиционные проекты технического перевооружения отрасли. А без этого не удастся решить поставленную В. В. Путиным задачу удвоения ВВП от лесной промышленности.

Мы уверены, что в проблемах лесопользования нужно предоставить регионам более действенные права, так как многие вопросы можно решить на месте грамотнее и эффективнее.

Считаем также, что определение победителей аукционов только по величине повышения ставки арендной платы лишает возможности федеральные органы и органы государственной власти субъектов Федерации устанавливать для лесозаготовителей конкретные условия передачи участков лесного фонда исходя из экономической, социальной, бюджетной эффективности. Конструктивным был бы вариант использования механизма как аукционов, так и конкурсов. Решение о форме проведения торгов-аукционов или конкурсов необходимо отнести к компетенции субъектов Российской Федерации.

Очень больной для лесопромышленников Карелии вопрос: неудовлетворительное развитие сети лесовозных дорог, необходимых как для экономики, так и для жизнеобеспечения, развития инфраструктуры лесных поселков и повышения экономической доступности лесов. Лесозаготовительные предприятия в тяжелейшем положении, потому что лишены возможности определиться с таким дорогостоящим мероприятием, как строительство лесовозных дорог, которое должно быть рассчитано на длительную перспективу. Недостаточно развита дорожная сеть и для ведения побочного пользования лесом: заготовки лесных ягод, грибов, лекарственного и технического сырья и другого. Обеспеченность лесного фонда дорожной сетью в Карелии примерно в 4 раза меньше требуемого.

Эта ситуация не дает возможности повысить экономическую доступность лесных ресурсов Карелии. Увеличение объемов строительства новых лесовозных дорог и поддержание существующих в проезжем состоянии силами и средствами лесозаготовительных предприятий весьма проблематично. А ведь от развития лесотранспортной сети зависит экономическая доступность лесных ресурсов и должна зависеть отпускная (корневая) стоимость древесины. Поэтому предложения депутата Законодательного собрания республики Карелия И. Шегельмана о разработке государственной программы обеспечения экономической доступности лесных ресурсов, в том числе за счет строительства новых лесовозных дорог, были приняты Министерством природных ресурсов России на выездном заседании в Сегеже.

В соответствии с п. 1 ст. 11 проекта «Лесного кодекса» РФ перевод лесных земель в нелесные относится к полномочиям Российской Федерации. А в соответствии со ст. 47 действующего «Лесного кодекса» РФ перевод лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом в лесах II и III групп, относится к полномочиям субъектов Российской Федерации. Считаем, что для более оперативного решения вопроса перевода лесных земель в нелесные необходимо оставить действующий порядок, внеся соответствующие изменения в «Земельный кодекс» РФ.

Мы считаем, что проект «Лесного кодекса» ущемляет полномочия субъектов Российской Федерации, особенно при рассмотрении условий и особенностей договоров аренды лесного участка для различных видов лесопользования, порядке предоставления лесных участков в аренду, организации проведения открытых аукционов. Также мы считаем, что очередной проект «Лесного кодекса» написан в спешке и несовершенен как с учетом норм действующего законодательства, так и с учетом явного ущемления полномочий субъектов РФ в области лесных отношений».

Председатель Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров Республики Карелия Н. Бобко:

«Сегодня Союз объединяет трудовые коллективы лесозаготовительных, деревообрабатывающих и целлюлозно-бумажных предприятий.

Навязываемый нам «Лесной кодекс», наверное уже двадцатый, был представлен Президенту РФ в марте и не получил право на жизнь.

Мы добиваемся разумного взаимопонимания и выгоды для себя и лесного хозяйства, то есть выгоды для населения, живущего в регионе. При этом необходимо отметить большой вклад в отстаивание наших позиций Главы Республики Карелия С. Катанандова. Однако, несмотря на неоднократные совещания, проведенные в нашей республике, и выступление С. Катанандова на всероссийском совещании в Москве, принцип распределения лесных ресурсов на аукционах в проекте «Лесного кодекса» так и остался прежним.

Мы полагаем, что в новой редакции «Лесного кодекса» необходимо сохранить деление лесов на I, II и III группы, к лесам III группы должны относиться не только резервные, но и эксплуатационные леса, так как это 32 % территории лесного фонда Карелии, также необходимо сохранить право введения региональных правил рубки. Нельзя допустить дискриминации по отношению к арендаторам, уже заключившим договор долгосрочной аренды. У нас еще есть предложения по ряду практических вопросов лесопользования, не учтенных в редакции нового «Лесного кодекса».

Хочу остановиться еще на одном моменте арендных отношений. Наша общая результативность сдерживается еще тем, что арендаторы испытывают значительные сложности по полному использованию лесосечного фонда из-за несвоевременного отвода лесосек в рубку практически всеми лесхозами. Начиная с 2003 года арендаторы оплачивают арендодателю услуги по техническому обследованию участков лесного фонда, то есть за отвод лесосек. Один гектар по техническому обследованию обходится арендатору в среднем в 550 рублей, что влечет за собой увеличение лесных площадей за 1 м2 на 4,4 рубля (6,3 %). Что мешает лесхозам сделать своевременный отвод - непонятно.

В 2004 году у большинства арендаторов заканчивается пятилетний срок аренды участков лесного фонда. У многих, добросовестно выполняющих договора аренды лесного фонда, возникнут трудности продолжения работы на данной территории. Некоторые лесхозы не согласовывают и не выставляют на лесной конкурс отдельные кварталы из участков лесного фонда, бывшего в аренде, куда арендатор уже построил лесовозные дороги, где имеется лесосечный фонд со значительными запасами спелой и перестойной древесины, эти кварталы оставляют в резерве для выставления на аукционах. Новому арендатору приходится в первую очередь строить дороги, срочно пересматривать дислокацию мест рубок, что значительно увеличивает стоимость заготовленной древесины.

Теперь о коэффициентах. Несмотря на увеличение объемов производства, финансовое положение лесозаготовительных предприятий оставляет желать лучшего. Проанализировав финансово-экономическую ситуацию в леспромхозах, мы пришли к выводу, что применение коэффициента 1,4 к минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню, а также влияние республиканских коэффициентов, введенных постановлением Правительства от 3 июня 2003 года, и минимальных конкурсных повышающих коэффициентов приведет к увеличению платежей более чем на 450 млн. рублей, тогда как вся сальдированная прибыль лесозаготовительных предприятий республики в 2003 году составила 180 млн. рублей. Все это может усугубить и без того непростое положение предприятий.

Мы направили письмо от имени Союза в адрес Правительства Карелии с просьбой рассмотреть вопрос о неприменении для предприятий, получивших лес в долгосрочную аренду, повышающих коэффициентов. К сожалению, обоснованного ответа пока не получили.

Возвращаясь к арендным отношениям, хочу еще добавить следующее. В основном, договор аренды составляется работодателем в одностороннем порядке, и практически никаких претензий, замечаний, дополнений, высказанных будущим арендатором, не принимается. С 2004 года Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды РФ по РК отказывается включать в договор аренды объемы по заготовке древесины за счет проведения рубок промежуточного пользования. Нет никакого юридического обоснования включать в договор аренды предложение, что «выявленные на арендуемых участках лесного фонда объемы самовольных рубок в спелых и перестойных насаждениях включаются в счет объемов рубок главного пользования на этих участках без пересчета арендной платы». То есть арендатор должен заплатить арендную плату на самовольно вырубленную кем-то древесину, хотя он не имеет право осуществлять государственный контроль за состоянием, охраной и воспроизводством лесов. Арендатор уже в настоящее время осуществляет значительную работу по ведению лесного хозяйства, а арендодатель не несет никакой ответственности за погашение задолженности за выполненные объемы работ по воспроизводству лесов, как это предусмотрено действующим «Лесным кодексом», а полностью пытается переложить их на плечи арендатора.

Механизм перехода от пятилетней аренды к долгосрочной не проработан, и в настоящее время он приводит к остановке лесозаготовительной деятельности предприятий, а также к финансовым потерям.

Опыт Пяльмского и Пудожского лесхозов показывает, что в переходный период нормальная работа по обеспечению запланированного графика производства невозможна. Связано это, по нашему мнению, с необоснованным сокращением срока действия выписанных лесобилетов. В результате арендатор вынужден вести оплату лесфонда разовыми платежами, организовывать срочное его освоение, брать огромные отсрочки по вывозке, но он все равно рискует в переходный период остаться без лесфонда. Если не будет внесено соответствующих изменений в действующий механизм, можно взять под сомнение возможность выполнения плана первого квартала 2004 года по лесозаготовкам.

В то же время в проекте нового «Лесного кодекса» прописан цивилизованный порядок смены арендатора или продления сроков аренды. Это один из плюсов данного проекта. При этом лесобилеты выписываются в обычном порядке на один год, а по окончанию срока пятилетней аренды арендатору предоставляется краткосрочная аренда на срок действия лесобилетов. Четко, логично и просто. Что мешает уже сейчас ввести такой механизм, непонятно.

Говоря о внешнеэкономической деятельности, следует отметить участие нашего союза в разработке индикативных ежеквартальных цен на лесобумажную продукцию, поставляемую на экспорт.

Сегодня у нас обостряется и кадровая проблема. На предприятиях не хватает грамотных инженеров, рабочих, менеджеров. Квалифицированные специалисты становятся товаром, дорогим и конкурентным, в него нужно вкладывать деньги. Мы ждем результативной работы от нашего университета и лесотехнического техникума. Теоретически специалисты подготовлены неплохо, но практическое их формирование на производстве идет годами. Нужно более активно оказывать помощь лесотехникуму и университету в решении вышестоящих задач, в том числе и по материальной базе.

Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров Карелии постоянно ведет работу по регулированию социально-трудовых отношений. Это касается достойной заработной платы работников ЛПК, охраны труда, подготовки кадров и многого другого. Средняя месячная зарплата в целом по лесному комплексу выросла на 28,8 % и составила 5629 рублей. Но, к сожалению, ее уровень составляет всего 86,9 % от среднего уровня по промышленности, а в лесозаготовительной и деревообрабатывающих отраслях - всего 78,4 и 68,3 %. Здесь есть, над чем подумать. Считаю, что только внедрение новых технологий позволит повысить производительность труда и заработную плату».

21 апреля участники съезда приняли участие в открытии специализированной выставки «Карельский лес. Деревообработка», где продолжилось обсуждение вопросов, поднятых на съезде. В выставке приняли участие 50 компаний, из них 15 карельских, 20 российских и 7 зарубежных, которые представили новинки в области производства и поставки современного лесозаготовительного и деревообрабатывающего оборудования, мебели, пиломатериалов, бумаги и многого другого.

Выступая на церемонии открытия выставки, Глава республики С. Катанандов отметил большую роль выставки в развитии лесопромышленного комплекса Карелии. Премьер-министр Республики Карелия Ю. Пономарев сообщил, что вскоре в республике будет построен новый современный выставочный комплекс.


Другие статьи рубрики Регион номера: Республика Карелия

Долго будет Карелия сниться...
По нарастающей
Лесное хозяйство Карелии в цифрах
Евгений Жирнель: «ЛПК – базовая отрасль экономики Карелии»
Производители газетной бумаги не капитулируют перед «цифрой»
По финским стандартам качества
Список предприятий ЛПК Республики Карелия

На берегу Белого моря
Секрет карельского леса
Славные традиции, интересное будущее
Леса много не бывает
Инвестиции, инновации и современный менеджмент
Список предприятий ЛПК Республики Карелия

Обзоры ЛПК регионов России