Партнеры журнала:

Регион номера

Бархатный край

Хабаровский край - одно их самых крупных администра­тивно-территориальных образований РФ, он занимает почти 5% всей территории страны. Площадь Хабаровского края - 788,6 тыс. м2, территория вытянута вдоль Охотского и Японского морей, и протяженность края с севера на юг составляет 1800 км. Помимо основной, континентальной части, в состав края входит несколько островов, среди них самые крупные - Шантарские.

Административный центр региона - г. Хабаровск - с мая 2000 года является центром Дальневосточного федерального округа. Всего в регионе шесть городов краевого значения, один районного значения, 17 муниципальных районов, 233 муниципальных образования. Расстояние от центра края до Москвы по железной дороге - 8533 км, а по воздуху - 6075 км.

По последним данным Росстата, в Хабаровском крае проживает 1,34 млн человек, 80% населения - горожане. Уровень регистрируемой безработицы в Хабаровском крае составил 1,64%. Безработными официально числятся 12 тыс. человек при наличии 17 тыс. вакансий на рынке труда.

География и климат Хабаровского края

Хабаровский край граничит на севере с Магаданской областью и Республикой Саха (Якутией), на западе - с Амурской областью, на юго-западе - с Еврейской автономной областью, на юго-востоке - с Приморским краем. По протоке Казакевича (Амурской) проходит граница Российской Федерации с Китаем.

Климат края весьма разнообразен, на него влияет как географическое положение региона (самая северная точка находится всего в 430 км от Северного полярного круга), так и близость моря.

Зима продолжительная, малоснежная, суровая. Средняя температура января от -22°C на юге и до -40°C на севере, на побережье - от -18 до -24°C. Лето жаркое и влажное. Средняя температура июля: на юге +20°C, на севере +15°C.

Годовая сумма осадков: 400-600 мм на севере и 600-800 мм на равнинах и восточных склонах хребтов. На юге края до 90% осадков выпадает с апреля по октябрь, особенно много в июле и августе.

Ресурсы Хабаровского края

На территории Хабаровского края ведется добыча драгоценных металлов - золота и платины. На долю горнодобывающей промышленности приходится 13,8% объема добычи золота в Дальневосточном регионе и 7,1% общероссийского объема. По добыче золота край занимает седьмое место в Российской Федерации, по добыче платины - второе.

Важным элементом в структуре экономики края являются возобновляемые природные ресурсы: лес и рыба. По данным регионального правительства, более 70% всего объема вылова приходится на морской промысел, который в основном осуществляется в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Вылавливают главным образом минтай, сельдь, палтус, треску, кальмаров и крабов, в прибрежных водах - лососей, тихоокеанскую сельдь (нерестовую), камбалу, мойву, крабов, в пресноводных водоемах - лососей, корюшку и частиковые виды рыб.

Основным видом лесопользования на территории Хабаровского края является заготовка древесины. По объемам лесозаготовок регион занимает первое место в Дальневосточном регионе. В крае сосредоточено более половины всех дальневосточных ельников. Кроме того, здесь произрастают такие ценные породы, как тис, орех маньчжурский, кедр корейский и реликтовые деревья бархата амурского - живые памятники природы, которые росли на земле еще до ледникового периода. Леса богаты кедровыми и другими орехами, ягодами, грибами. В них много медоносных древесных и травянистых растений, папоротников, а также таких уникальных лекарственных растений, как женьшень, элеутерококк, лимонник, аралия, заманиха. В Красную книгу Хабаровского края занесено 167 видов растений и грибов, 127 видов животных. Среди них есть редчайшие виды, включенные в Международную Красную книгу.

Транспорт Хабаровского края

Хабаровск - крупнейший транспортный узел на Дальнем Востоке. В укреплении экономических связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), которые в последние годы особенно активизировались, развитию транспортной системы власти региона придают большое значение.

По территории Хабаровского края проходят две железнодорожные магистрали - Транссибирская и Байкало-Амурская, которые являются основой трансконтинентального сухопутного моста «Европа - Азия». Железнодорожный транспорт Хабаровского края обеспечивает около 40% грузооборота железнодорожного транспорта ДФО.

На территории края эксплуатируется 16 аэродромов разных классов, из них 12 являются аэропортами общего пользования, четыре используются для корпоративных перевозок. На базе аэропорта Хабаровск сейчас создается Дальневосточный авиатранспортный узел (хаб), который обеспечит взаимодействие всех видов транспорта.

Внутренний водный транспорт имеет особое значение в жизнеобеспечении северных районов, крупные морские международные порты Ванино, Советская Гавань и Де-Кастри способствуют также развитию торгово-экономических связей России со странами АТР.

Сеть автомобильных дорог общего пользования в крае развита недостаточно. Если средний показатель плотности автодорог с твердым покрытием в России 39 км / 1000 м2, то в Хабаровском крае он составляет всего 7,4 км / 1000 м2. Часть дорог недоступны для эксплуатации круглый год. Три района края - Аяно-Майский, Охотский и Тугуро-Чумиканский - не имеют постоянной связи с краевым центром и сети дорог общего пользования, а в Верхнебуреинском районе нет круглогодичного автомобильного сообщения из-за разрыва автодороги протяженностью 77 км - участок эксплуатируется только в зимнее время.

Сейчас в Хабаровском крае для улучшения ситуации строятся сразу три автомагистрали. Трасса Хабаровск - Лидога - Ванино с подъездом к Комсомольску-на-Амуре свяжет Хабаровск с портами Ванино и Советская Гавань. Сооружение этой трассы протяженностью 329 км должно быть завершено к 2016 году. Дорога от Селихино будет обеспечивать связь столицы края и Комсомольска-на-Амуре с населенными пунктами в нижнем течении р. Амур, морскими портами Де-Кастри и Николаевск­-на-Амуре. Кроме того, ведется сооружение трассы Комсомольск-на-Амуре - Березовый - Амгунь - Могды - Чегдомын.

Экономика Хабаровского края

Ведущими отраслями экономики Хабаровского края являются производство машин, электрического и электронного оборудования, химическое производство, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий и транспортных средств. К примеру, ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю. А. Гагарина» производит боевые самолеты марки «Сухой» и участвует в международном проекте «Российский региональный самолет SSJ-100». Амурский судостроительный завод, основанный в 1936 году как базовое специализированное предприятие по строительству подводных лодок и боевых надвод­ных кораблей для Тихоокеанского флота, сейчас занимается изготовлением и гражданских судов. Специализация Хабаровского судостроительного завода - строительство морских и речных кораблей, судов с динамическими принципами поддержания, маломерных и прогулочных судов, океанских траулеров, рефрижераторов. ОАО «Дальхимфарм» специализируется на выпуске готовых лекарственных средств. Таким образом, в экономике Хабаровского края представлено множество отраслей и производств. Во многом такое положение объясняется удаленностью от «центра» и необходимостью обеспечивать нужды региона.

Мария АЛЕКСЕЕВА

Другие статьи рубрики Регион номера: Хабаровский край

Хабаровскому краю в 2018 году исполняется 90 лет
Хабаровскому краю в 2018 году исполняется 90 лет ЦБК как локомотив развития ЛПК Хабаровского края
И экспорт, и переработка
В центре Хабаровска вырастет небоскребт
Список предприятий ЛПК Хабаровского края

В Хабаровском крае могут появиться лесные плантации
Взгляд в сторону
Крупнейшие предприятия ЛПК Хабаровского края
Глава Хабаровского края Вячеслав Шпорт: «Развитие лесопромышленного комплекса края невозможно без федеральной поддержки»
Список предприятий ЛПК Хабаровского края

Хабаровский край в цифрах
Дальневосточные страсти
Лесная промышленность Хабаровского края
Восток — делo тонкое
Молодая поросль лесной промышленности
Вперед с «новыми технологиями»!

Обзоры ЛПК регионов России