Лесное хозяйство

Есть достижения, но и проблемы остаются

Шестого марта в Москве состоялось Всероссийское совещание «Основные итоги работы лесного хозяйства в 2013 году, задачи на 2014 год».

В нем приняли участие представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, руководство Федерального агентства лесного хозяйства, главы субъектов РФ, депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации РФ, представители бизнес-сообщества, общественных организаций и науки.

Открыл совещание глава Минприроды России Сергей Донской, сообщивший, что Совет Федерации РФ 5 марта одобрил закон, предусматривающий право на передачу всех лесохозяйственных работ государственным и муниципальным специализированным учреждениям (ФЗ № 412104-6 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации»). Слова министра были встречены аплодисментами, ведь новый закон ждали; по мнению собравшихся, он позволит эффективнее контролировать выполнение всего комплекса работ по выращиванию, защите и воспроизводству лесов.

Изменения к лучшему

Владимир Лебедев, руководитель Федерального агентства лесного хозяйства
Владимир Лебедев, руководитель Федерального
агентства лесного хозяйства

Глава Минприроды России подчеркнул, что и 2013 год был отмечен знаковыми событиями для лесной отрасли. Правительство РФ утвердило «Основы государственной лесной политики», в которых определены ключевые приоритеты развития отрасли до 2030 года.

Произошли существенные изменения в лесном законодательстве. И законотворческая деятельность в этом направлении продолжается. Впереди напряженная работа по внесению изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и другие нормативные правовые акты. Например, для успешной реализации федерального закона об учете заготовленной древесины и сделок с ней необходимо разработать и принять около 20 подзаконных актов - постановлений Правительства Российской Федерации и приказов Минприроды России.

Особое внимание глава Минприроды уделил вопросам эффективного противодействия спекуляции лесными богатствами. Прежде всего надо опираться на вступивший в силу 1 февраля этого года Федеральный закон об обороте древесины, который вводит запрет для граждан на сделки с древесиной, полученной для собственных нужд. Руководителям регионов и лесных служб необходимо обратить особое внимание на обеспечение выполнения этого требования. А при необходимости установить в региональном законодательстве адекватную ответственность за его нарушение.

Позитивные результаты

Об итогах работы лесопромышленного комплекса в прошлом году подробно рассказал заместитель министра природных ресурсов и экологии - руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Владимир Лебедев.

В 2013 году общий объем средств, направленных в отрасль, составил 67,8 млрд руб. Финансирование лесного хозяйства относительно 2012 года увеличилось и составило 107,1%, в том числе по субвенциям на исполнение переданных лесных полномочий 113%.

Площадь лесов, переданных в аренду, составила 223 млн га. Из них: 174 млн га для заготовки древесины; 49 млн га для охотничьего хозяйства, заготовки и сбора недревесных ресурсов, рекреации и т. п.

В рамках реализации инвестиционных проектов в 2013 году заготовлено 24,5 млн м3 древесины. В прошлом году рассмотрены 44 заявки по приоритетным инвестиционным проектам. В 30 проектах запланировано создание производств различных видов биотоплива из древесины общим объемом 1,4 млн т.

В 2013 году продолжились работы по созданию национальной системы инвентаризации лесов (ГИЛ). Чтобы определить количественные и качественные характеристики лесов, на 21,8 млн га в 28 субъектах Российской Федерации заложено 2428 постоянных пробных площадей. В 2014 году особое внимание будет обращено на анализ результатов ГИЛ и совершенствование технологии работ.

В прошлом году лесопатологический мониторинг на землях лесного фонда Российской Федерации был проведен на 109,1 млн га (план выполнен на 100%). Задание по лесовосстановлению выполнено на 870 тыс. га (при плане 828 тыс. га), что на 30 тыс. га больше, чем в предыдущем году. Искусственное лесовосстановление проведено на 184 тыс. га.

Произошли позитивные изменения в лесоустройстве. В 2013 году общий объем финансирования лесоустроительных мероприятий составил 881,4 млн руб., в том числе за счет средств субвенций из федерального бюджета - 232,5 млн руб. На 2014 и 2015 годы запланировано выделение средств на проведение лесоустройства в размере 820 и 870 млн руб. соответственно.

Проблемы, требующие решения

Особое внимание глава Рослесхоза уделил проблемам, которые тормозят развитие отрасли. Печально, что далеко не все и не всегда соблюдают лесное законодательство. За прошлый год инспекторами выявлено 51,2 тыс. случаев его нарушения. Это на 3% меньше, чем в 2012 году. Но ущерб значителен, он оценен в 11,4 млрд руб. Нарушителей лесного законодательства выявляли в среднем в 82% случаев.

Зафиксировано 18,9 тыс. эпизодов (37% общего количества нарушений) незаконной рубки лесных насаждений объемом 1082,1 тыс. м3 древесины.

Не менее важная проблема, требующая пристального внимания, - лесные пожары. В 2013 году их возникло 10,3 тыс. на 1,4 млн га. Владимир Лебедев призвал участников совещания обратить особое внимание на профилактику лесных пожаров и тщательную подготовку к пожаро­опасному сезону 2014 года.

Зима в этом году была малоснежная, и пожароопасный сезон начался раньше обычного. А потому следует установить персональную ответственность собственников земель, чьи территории примыкают к лесному фонду, за выполнение правил пожарной безопасности, и в первую очередь за сельхозпалы. Приоритетной работой в этом году станет также создание механизмов экономического стимулирования вовлечения муниципалитетов и общественности в работу по профилактике лесных пожаров.

Ближайшие задачи

Подробно глава Рослесхоза остановился на задачах, решить которые необходимо в ближайшее время.

В области лесовосстановления нужно разработать нормативно-правовую базу для обеспечения положительного баланса между вырубкой насаждений и лесовосстановлением. Чтобы повысить эффективность государственного лесного контроля, следует создать механизм федерального сквозного надзора. Он позволит привлекать федеральных служащих и подведомственные организации к проведению контрольно-надзорных мероприятий в субъектах РФ.

Важнейшей задачей отрасли станет повышение экономической эффективности лесного хозяйства. В первую очередь необходимо сосредоточить работу на совершенствовании ценовой политики, арендной платы, установить объективные нормативы затрат.

В сфере лесоустройства предусматривается ведение государственного реестра лесоустроителей и установление квалификационных требований к лицам, проводящим мероприятия лесоустройства. Это позволит создать институт профессиональных инженеров-таксаторов на принципиально новых подходах.

Следует ожидать изменения законодательства для сокращения сроков лесопатологических обследований и более оперативного вовлечения в хозяйственный оборот поврежденных насаждений, введения персональной ответственности за назначение санитарно-оздоровительных мероприятий и их выполнение. Это поможет работе в области лесозащиты.

Также предполагается создать нормативную базу для перехода на интенсивную модель лесопользования. Необходимо перерабатывать и низкотоварную древесину, и отходы лесопереработки, следует добиться безусловного выполнения договорных обязательств арендаторами лесных участков.

Кроме того, пора решать кадровые вопросы более прагматично. Время так называемых эффективных менеджеров прошло. Основным критерием при назначении и согласовании руководителей органов исполнительной власти в области лесных отношений должно стать наличие профильного образования и опыта работы в отрасли.

Перед собравшимися выступили председатель Комитета Государственной думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Кашин, и. о. главы Республики Коми Вячеслав Гайзер, губернатор Архангельской области Игорь Орлов, министр лесного хозяйства Республики Татарстан Наиль Магдеев, министр лесного хозяйства Удмуртской Республики Рафис Касимов и другие.

По итогам обсуждения была принята резолюция Всероссийского совещания, в которой зафиксированы рекомендации по реализации приоритетных задач в лесопромышленном комплексе.

Руководителям субъектов РФ, которые по итогам 2013 года показали наибольшую эффективность в области управления лесным хозяйством, были вручены памятные знаки Федерального агентства лесного хозяйства и благодарственные письма. Среди лучших: Республика Коми (за лучшую региональную программу развития лесного хозяйства), Республика Татарстан (за организацию и обеспечение воспроизводства лесов), Архангельская область (за организацию и обеспечение охраны лесов от пожаров), а также Владимирская, Кировская, Курская, Нижегородская и Самарская области.

Сергей Велень
Фото: Михаил Миронов,
пресс-служба Рослесхоза