ЦБП

Рынок целлюлозы и бумаги в России и странах СНГ

Предлагаем вашему вниманию статью по материалам выступления председателя правления РАО «Бумпром» Владимира Чуйко на специализированной конференции в Вене, проходившей в конце минувшего года.

Рис. 1. Индексы промышленного производства в I–III кварталах 2010–2014 годов
Рис. 1. Индексы промышленного производства в I–III кварталах 2010–2014 годов

Рис. 2. Баланс потребления бумаги и картона, сальдо внешнеэкономической деятельности по продукции ЦБП в 2006–2014 годах
Рис. 2. Баланс потребления бумаги и картона, сальдо внешнеэкономической деятельности по продукции ЦБП в 2006–2014 годах

Рис. 3. Индексы цен производителей промышленной продукции в I–III кварталах 2012–2014 годов, %
Рис. 3. Индексы цен производителей промышленной продукции в I–III кварталах 2012–2014 годов, %

Рис. 4. Инвестиции в основной капитал по крупным и средним организациям ЛПК в I–III кварталах 2009–2014 годов (в приведенных ценах 2009 года), млрд руб.
Рис. 4. Инвестиции в основной капитал по крупным и средним организациям ЛПК в I–III кварталах 2009–2014 годов (в приведенных ценах 2009 года), млрд руб.

В настоящее время экономика России в целом и целлюлозно-бумажная промышленность в частности испытывают давление большого числа негативных внешних и внутренних факторов.

По данным Росстата, за девять месяцев 2014 года индекс промышленного производства по обрабатывающим отраслям составил 102,3%, по деревообработке - 94,1%, по ЦБП - 111,6%.

Темпы роста объемов промышленного производства в лесопромышленном комплексе, как и в обрабатывающих производствах в целом, снижаются на протяжении последних пяти лет, что говорит о продолжающейся стагнации отечественной промышленности.

Рост отрицательного сальдо внешнеторгового баланса по продукции ЦБП наблюдается на протяжении последнего десятилетия. При увеличении объемов потребления бумажно-картонной продукции в России в последние годы положительная динамика в производстве остается незначительной, и до недавнего времени растущий спрос внутреннего рынка закрывался за счет импорта. При тоннаже экспорта продукции ЦБП, в два раза превосходящем объем импорта, стоимость ввозимой продукции в 2014 году на $1,4 млрд превысила стоимость экспорта. Необходимо отметить, что в 2013 году этот показатель был еще выше: $1,6 млрд.

Такая ситуация сложилась из-за несоответствия структуры производства потребностям внутреннего рынка в потребительской продукции высокого качества, в том числе в мелованной бумаге для полиграфической промышленности.

Производство товарной целлюлозы в 2014 году выросло до 2,2 млн т, восстановившись после снижения объемов выпуска в 2013 году из-за плановых остановов производственного оборудования в филиале ОАО «Группа "Илим"» в Братске и на Архангельском ЦБК. В ближайшее время ожидается выход на рынок товарной целлюлозы, произведенной на «Монди Сыктывкарский ЛПК», где надавно пущена сушильная машина производительностью более 100 тыс. т беленой сульфатной хвойной целлюлозы.

С возобновлением производства газетной бумаги на ОАО «Кондопога», вводом модернизированных мощностей в филиале группы «Илим» в Коряжме, на Каменской БФ, ряде других предприятий в 2014 году в России объемы выпуска бумаги достигли 4,950 млн т, в том числе газетной 1,7 млн т. Продолжается рост выпуска картона, хотя темпы этого роста существенно замедлились. Кроме того, сократились убытки при производстве целлюлозы, а общая прибыль по предприятиям ЦБП в январе - июне 2014 года выросла на 3,1 млрд руб.

Другой важный показатель - цены и тарифы (рис. 3).

Как следует из данных, приведенных на графике, индексы цен на целлюлозно-бумажную продукцию отстают от показателей других подотраслей лесопромышленного комплекса - лесозаготовок и деревообработки, а также от индексов цен по продукции обрабатывающих производств в целом. Опережающими темпами по отношению к ЦБП растут цены на сырье, химикаты, энергию, транспорт, что ведет к росту себестоимости продукции и снижению общей рентабельности предприятий отрасли, несмотря на рост объемов производства, о котором говорилось выше.

Рассматривая финансовые показатели, нельзя не остановиться на важнейшем вопросе - инвестициях в развитие отрасли.

В отличие от деревообработки, где в общем объеме инвестиций собственные средства компаний составляют 43%, а рост вложений в январе - сентябре 2014 года превысил 21%, в целлюлозно-бумажной промышленности с долей собственных средств свыше 80% объемы инвестиций снизились на 22,6%. Причины: во-первых, низкая инвестиционная привлекательность отечественной целлюлозно-бумажной промышленности в силу известных факторов (длительные сроки окупаемости проектов, неблагоприятные климатические условия, отсутствие инфраструктуры, высокие банковские ставки, налоговый пресс, рост себестоимости выпускаемой продукции); во-вторых, завершение финансирования крупных инвестпроектов в отрасли, пришедшееся на 2013-2014 годы.

Рис. 5. Инвестиционные проекты в российской ЦБП
Рис. 5. Инвестиционные проекты в российской ЦБП

Прежде всего это проекты «Большой Братск» и «Большая Коряжма» в филиалах ОАО «Группа "Илим"», проект «СТЕП» на «Монди Сыктывкарском ЛПК», модернизация основного оборудования на Архангельском, Соликамском, Пермском ЦБК, Каменской БФ, ряде других предприятий.

Общие выводы по всему вышесказанному: цены производителей промышленной продукции заметно отстают от уровня инфляции, тогда как тарифы на продукцию естественных монополий заметно опережают его. Продолжает ухудшаться инвестиционный климат.


Рис. 6. Производственные мощности, объемы выпуска и потребления бумаги и картона в РФ и сценарии роста этих объемов до 2030 года в соответствии с Прогнозом развития российского ЛПК до 2030 года, млн т

В последние годы основная часть инвестиций направлялась на модернизацию основного технологического оборудования, осуществляемую в соответствии с Перечнем приоритетных инвестиционных проектов, в который было включено 145 объектов с объемом инвестиций 428 млрд руб., в том числе 13 объектов по ЦБП с объемом финансирования 241 млрд руб.

Предусмотренное в Перечне приоритетных инвестпроектов увеличение мощностей, объемов выпуска и потребления бумаги и картона в РФ соответствует Прогнозу развития российского ЛПК до 2030 года, подготовленному по заказу ФАО российским экспертным сообществом. При разработке прогноза мы исходили из темпов роста ВВП, прогнозируемых Минэкономразвития РФ.

К 2030 году должны быть достигнуты следующие результаты: производство бумаги и картона по инновационному сценарию должно составить 25,5 млн т (потребление - 20 млн т), по умеренному сценарию - 18,8 млн т (16,8 млн т), по инерционному - 14,7 млн т (13,9 млн т). Потребление бумаги на душу населения по инновационному сценарию должно было увеличиться с 54 кг/чел. почти в три раза.

При этом обязательным условием достижения намеченных показателей должно было стать создание, преимущественно в лесоизбыточных районах, новых мощностей по производству высококачественных сортов бумаги, современных упаковочных материалов, санитарно-гигиенических изделий, ориентированных в первую очередь на внутренний рынок.

Рис. 7. Основные разделы, перспективные технологии и ожидаемые результаты реализации направления «Развитие промышленных биотехнологий в ЛПК России»

Рис. 7. Основные разделы, перспективные технологии и ожидаемые результаты реализации направления «Развитие промышленных биотехнологий в ЛПК России»

Вопросы, связанные с решением этих задач, мы обсуждали в июне текущего года в Санкт-Петербурге с коллегами из ФАО ООН и Международного совета лесных и бумажных ассоциаций в ходе годового собрания и 55-й сессии консультативного комитета ФАО по устойчивости лесного сектора. Организатором площадки для этого важного международного мероприятия в лесной промышленности стало РАО «Бумпром». Впервые в отечественной истории Россия принимала экспертов лесной промышленности со всего мира на таком высоком уровне, и, пользуясь случаем, я хотел бы еще раз поблагодарить наших коллег из Рослесхоза, МИДа, ведущих российских компаний - группы «Илим», «Монди Сыктывкарского ЛПК», Архангельского ЦБК, «Интернешнл Пейпер» и других, без помощи и поддержки которых не удалось бы провести это мероприятие на высоком уровне и поддержать престиж России как ведущей мировой лесной державы.

К сожалению, жизнь вносит свои коррективы даже в самые лучшие планы. В условиях вялотекущего роста экономики развитие российского ЛПК уверенно идет по инерционному сценарию, со все большим отставанием не только от ведущих стран, но и от среднемирового уровня. Приоритетом в настоящее время становится внедрение наилучших технологий, снижение материалоемкости и энергоемкости производства, увеличение доли использования отходов и других возобновляемых источников в производстве энергии.

Формирование новых тенденций в мировой экономике вызвало необходимость развития промышленных биотехнологий на базе возобновляемых ресурсов. Среди стратегических программ в мировом лесном секторе можно назвать такие, как Agenda 2020, принятая в Северной Америке 20 лет назад, Стратегическая технологическая платформа развития лесного комплекса ЕС до 2030 года и ее включение в платформу «БиоТех 2030», Российская лесная технологическая платформа, как составная часть «БиоТех 2030». Цель этого стратегического направления - реализация инновационной модели развития лесного комплекса.

В России имеется в наличии, но не используется 80 млн м3 малоценной древесины. Потенциал возобновляемых источников энергии (ВИЭ) составляет 4,6 млрд т условного топлива в год (что в пять раз превышает объем всех топливно-энергетических ресурсов страны), открывает огромные перспективы их использования в энергетике, производстве товарного топлива (пеллет), технологиях выработки генераторного газа и жидкого моторного топлива. Следующим шагом должна стать диверсификация производств с поэтапным переходом на выпуск биохимических продуктов с высокой добавленной стоимостью.

Российская Лесная технологическая платформа, являясь формой частно-государственного партнерства, призвана объединить и гармонизировать усилия государства, науки и бизнеса в деле создания биоэкономики. Поставлена цель к 2020 году обеспечить за счет биотехнологий до 1% ВВП России.

Для реализации этого направления была разработана и в июне 2013 года утверждена Правительством РФ Дорожная карта развития промышленных биотехнологий в ЛПК, в соответствии с которой в российском ЛПК должно быть внедрено 36 новых технологий. Государственной программой «Развитие промышленности и повышение конкурентоспособности» (подпрограмма «Промышленные биотехнологии») предусматривается рост биотехнологической продукции к 2016 году на 23,3 млрд руб., а к 2020 году - на 62 млрд руб.

Разработка новых технологий разнопланового характера, оснащение лабораторий и институтов необходимым оборудованием для полупромышленных испытаний потребует больших затрат сил, средств и времени. Полагаю, что так будет при реализации не только Российской лесной технологической платформы, но и других отраслевых платформ. Еще один важный аспект, о котором нельзя не сказать. После многолетнего обсуждения вопроса о необходимости внедрения системы технологического нормирования на основе зарубежного опыта 21 июля 2014 года были приняты изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Главная цель перехода на технологическое нормирование - поэтапное сокращение объемов загрязнения окружающей среды за счет внедрения наилучших доступных технологий (НДТ). Применение системы технологического нормирования позволит предприятиям переходить от стратегии «конца трубы» к стратегии «предотвращения загрязнения в источнике его образования», добиваться высокой экологической эффективности одновременно с получением экономических выгод. Изменения в документах предусматривают внедрение НДТ, системы технологического нормирования с использованием удельных интегрированных показателей загрязнений окружающей среды.

Механизм перехода на наилучшие доступные технологии (НДТ)

Распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден комплекс мер, направленных на отказ от использования неэффективных технологий и переход на НДТ. Подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации по реализации мер по переходу на принципы НДТ, в котором определены функции и взаимоотношения госорганов по координации разработки информационно-технического справочника НДТ.

Росстандарт определен по НДТ уполномоченным органом от федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ). Он создает бюро НДТ, которое координирует деятельность технической рабочей группы (ТРГ), организует экспертизу разрабатываемого ТРГ справочника НДТ, представляет разработанный справочник в уполномоченный орган.

Для организации перехода на принципы НДТ в Минпромторге России образован Межведомственный совет (МВС) по переходу на принципы НДТ под руководством первого заместителя министра Глеба Никитина. МВС поддержал инициативу нескольких целлюлозно-бумажных предприятий - группы «Илим», Архангельского и Соликамского комбинатов о внедрении НДТ и переходе на весовой метод учета загрязнений воды и воздуха. Перед отраслью поставлена задача в 2015 году разработать справочник по НДТ и нормативно-методологическую документацию, что позволит предприятиям ЦБП избежать экологических санкций.

По поручению МВС формируется техническая рабочая группа, в состав которой входят представители ФОИВ, научных и общественных организаций, промышленных предприятий.

Рис. 8. Участники разработки информационно-технического справочника НДТ

Рис. 8. Участники разработки информационно-технического справочника НДТ

С учетом мнения предприятий и организаций РАО «Бумпром» направило для рассмотрения и утверждения предложения по составу ТРГ по ЦБП. ТРГ осуществляет сбор и анализ данных, необходимых для определения технологии в качестве НДТ, а также разрабатывает и актуализирует справочник НДТ.

Внедрение НДТ потребует значительных средств.

Статьей 17 Федерального закона  «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрены меры государственной поддержки деятельности, направленной на внедрение НДТ и реализацию иных мер по снижению воздействия на окружающую среду. Однако нормативно-правовые акты до настоящего времени не разработаны.

Переход на систему технологического нормирования на основе наилучших доступных технологий позволит:

  • добиться высокой экономической эффективности предприятий ЦБП, получить экологические выгоды, сертифицировать продукцию ЦБП, что обеспечит повышение ее конкурентоспособности;
  • снизить уровень валовых и удельных сбросов и выбросов загрязняющих веществ, поэтапно достичь нормативных показателей;
  • снизить себестоимость выпускаемой продукции за счет применения энерго­- и материалосберегающих технологий, сокращения эксплуатационных расходов;
  • повысить качество готовой продукции и увеличить прибыль от ее реализации.
Рис. 9. Основные этапы разработки информационно-технического справочника НДТ

Рис. 9. Основные этапы разработки информационно-технического справочника НДТ

Несколько слов о территориях опережающего развития (ТОР). За весь 25-летний период экономических реформ не было построено ни одного целлюлозно-бумажного комбината на отдельной стройплощадке. Основные причины этого - непродуманная инвестиционная политика и проблемы, связанные с доступностью и стоимостью долгосрочных кредитов на строительство.

В 2014 году Правительство РФ наконец приступило к созданию механизмов поддержки инвестпроектов. С этой целью принят закон о территориях опережающего развития. ТОР - часть территории региона с особым правовым режимом осуществления предпринимательской и иной деятельности. Закон призван обеспечить максимально благоприятный режим развития экономического потенциала субъектов РФ, а резидентам ТОРов - наилучшие конкурентные условия для развития и ведения бизнеса.

При разработке закона были рассмотрены и взяты на вооружение лучшие практики стран с высокими темпами развития (Китай, Южная Корея и др.) применительно к законодательной и налоговой сфере. Они включают следующие меры:

  • строительство инфраструктуры за счет бюджетных средств государства;
  • предоставление довольно широких налоговых преференций;
  • ускорение механизма возмещения НДС, снижение ставок налога на землю, имущество и т. д.;
  • устранение административных барьеров, мешающих ведению бизнеса.

Предусматривается, что в 2015 году такие ТОРы начнут действовать на Дальнем Востоке РФ. После двух-трех лет работы в новых условиях действие закона будет распространено на северные регионы России.

Подводя итог, хотелось бы сказать следующее. В государственных структурах растет понимание необходимости коренного изменения существующего положения в российском лесопромышленном комплексе. Уже предпринимаются определенные действия, и теперь многое зависит от бизнес-сообщества, от умения консолидировать усилия и вырабатывать общую позицию по ряду принципиальных вопросов.

Государственная поддержка программ развития ЛПК, заинтересованность бизнеса в их реализации должны стать приоритетными направлениями деятельности как органов власти, так и бизнес-структур. Только тогда лесной комплекс реально станет сектором экономики, вписывающимся в концепцию устойчивого развития экономики страны.

Владимир ЧУЙКО, председатель правления РАО «Бумпром»