Александр Шестаков: «Успех зависит от нашей активности и энергичности»
Президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, генеральный директор Первой мебельной фабрики Александр Шестаков рассказал корреспонденту нашего журнала о текущей ситуации в мебельной отрасли и перспективах совместного предприятия «1МФ» и немецкого концерна Alno.
- Александр Николаевич, как обстоят дела в мебельной отрасли России при нынешней непростой экономической ситуации?
- Как мне докладывают из Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, в целом в стране ситуация не очень хорошая. Причем в глубинке «проседания» гораздо больше, чем в крупных городах.
Думаю, что больше всего проблем сейчас испытывают компании-продавцы, поскольку их деятельность завязана на курс евро и доллара.
- Как скоро можно ожидать улучшения ситуации в мебельной отрасли?
- Ситуация, наверное, начнет улучшаться уже в ближайшее время, потому что покупатели, как мне кажется, начнут оценивать уровень стабильности. Крупным, стабильным предприятиям-производителям, доверие к которым высоко, легче выживать на внутреннем рынке.
- А можно ли текущую экономическую ситуации рассматривать как благоприятный фактор для отечественных производителей мебели?
- Это трудный вопрос. На него нельзя ответить однозначно. Теоретически, наверное, можно воспользоваться существующим положением.
Вместе с тем сейчас наблюдается спад производства всей продукции, не только мебельной. Потребители сильно потратились в конце прошлого года, поддавшись покупательному ажиотажу из-за роста курсов валют, поэтому сейчас период низкого спроса.
Что касается Первой мебельной фабрики, продажи в рублях у нас не упали, а даже увеличились на 10-15% по сравнению с прошлым годом. Если пересчитывать на курс евро и доллара, понятно, что ситуация иная.
- Тяжело ли было в нынешних экономических условиях решиться на создание совместного предприятия с иностранным партнером - немецким концерном Alno?
- Идея создать совместное предприятие с иностранным участием возникла очень давно. Нам повезло, что генеральный директор компании Alno (немецкого мебельного концерна, который контролируется концерном Whirlpool. - Примеч. ред.) Макс Мюллер довольно долго работал в России. Мы познакомились с ним через общих друзей в Цюрихе, где и провели первичные переговоры о создании совместного бизнеса. В действительности просто так сложилась ситуация (и дело не в санкциях или нынешних проблемах во внешнеэкономических связях России), что сотрудничество оказалось интересно всем инициаторам этого процесса.
- И как же именно сложилась ситуация?
- Дело в том, что компания Alno года два назад купила самую крупную кухонную фабрику Швейцарии - Piatti. Поводом для сделки стало решение муниципалитета Цюриха о выводе фабрики за пределы города: территория города постепенно разрастается, и промзоны переносятся подальше от жилых кварталов. Такой переезд был невыгоден Piatti, тогда как у Alno примерно в 70 километрах от Цюриха, в немецком Пфуллендорфе, находится мощнейший головной завод, который на тот момент был не полностью загружен. Компания Piatti передала в производство Alno свои производственные активы, при этом торговая сеть и сама торговая марка сохранились. Иными словами, производство Piatti перебазировалось из Швейцарии в Германию, при этом на площадке в Цюрихе освободилось полностью работоспособное предприятие со всем оборудованием, с которым нужно было что-то делать. Тогда и было принято решение о создании совместного проекта с Первой мебельной фабрикой.
- То есть Первая мебельная фабрика будет модернизирована посредством перевоза производственных мощностей с завода в Цюрихе?
- Да, завод Piatti - это 25 тысяч квадратных метров полностью автоматизированного предприятия. И этот завод со всеми технологиями, ноу-хау, линейкой продукции едет в Россию, где будет функционировать на площадях Первой мебельной фабрики.
Мы передаем в совместное предприятие с Alno все мощности Первой мебельной фабрики, объединив их с заводом Piatti. Таким образом, всю линейку продукции Alno (под брендами Welmann, Pino, Piatti) а также Первой мебельной фабрики будем выпускать здесь.
- На каком этапе сейчас перевод производства?
- Уже составлены, подписаны и зарегистрированы все необходимые документы. Кроме того, готовы матрицы и номенклатура выпускаемой продукции, утверждены все планы по выпуску.
Сейчас в Швейцарии проводится обслуживание и подготовка к отправке оборудования, в том числе его полное обследование во избежание неприятных сюрпризов. Начинается демонтаж станков, их готовят к перевозке.
Сама перевозка начнется во второй половине апреля, в мае начнется монтаж оборудования на площадях Первой мебельной фабрики. Мы купили гектар земли рядом с фабрикой, чтобы построить новые цеха.
- А не приведет ли это к временной приостановке предприятия?
- Производство продолжит выпускать весь прежний ассортимент продукции. Мы будем реконструировать действующее предприятие, не останавливая его. В несколько этапов будем перевозить и внедрять все, что привезем из Швейцарии.
При этом планируем объединять не только наши программные продукты и системы управления, но и персонал. Так, несколько топ-менеджеров и управленцев швейцарского завода переезжают в Петербург.
- Какие материалы будут использоваться на обновленном производстве?
- Все исходные материалы, все ДСП, MDF будут российские. Мы работаем с заводами Egger, которые находятся на территории России. Они поставляют нам почти всю линейку продукции. Условно говоря, все деревянное от Egger, а вся фурнитура австрийская. Мы с ней начинали и продолжаем работать.
- Когда планируется представить новую продукцию?
- На ноябрьской выставке «Мебель» в Москве будет представлена вся линейка продукции нового предприятия, которую мы будем выпускать. Через несколько месяцев после выставки мы должны выйти с новым объединенным брендом, а также с дилерским предложением для всего рынка и, соответственно, с новыми ценами. Об экспорте продукции мы пока не задумывались, но он тоже возможен. Мы планируем принять участие в том числе и в выставке в Кельне в январе следующего года.
- Анонсируя совместное предприятие с Alno, вы сообщили о намерении участвовать в выполнении госзаказа по оборудованию кухонь при строительстве муниципального жилья. Эти планы по-прежнему актуальны?
- Насколько наше предложение будет востребовано страной и государственными заказчиками, пока неизвестно. Нынешняя экономическая ситуация малопонятна, но мы подготовим выгодное экономическое предложение в низшей ценовой категории, то есть это будет качественная мебель за очень небольшие деньги.
- Выход в экономсегмент для вас новый шаг. Удастся ли вам ослабить в нем роль ключевых иностранных игроков?
- Для этого у нас сейчас действительно есть шанс, поэтому все зависит от нашей активности и энергичности. На данный момент иностранная продукция существенно подорожала, а российская в результате получила конкурентное преимущество. Мы обязаны воспользоваться этой ситуацией. Сейчас на рынке 55% импорта и 45% отечественной продукции, я думаю, это соотношение вполне можно изменить.
Беседовала Елена Анисимова