Лесное хозяйство

Как работать в новых экономических условиях

В Москве прошло всероссийское совещание «Основные итоги работы лесного хозяйства в 2014 году, задачи на 2015 год»

В совещании приняли участие представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, руководство Федерального агентства лесного хозяйства, главы субъектов Российской Федерации, депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации, представители органов власти в области лесных отношений субъектов Российской Федерации, бизнес-сообщества, общественных организаций и науки.

Заместитель министра природных ресурсов и экологии Иван Валентик
Заместитель министра природных ресурсов и экологии
Иван Валентик

С приветственным словом к участникам совещания обратился заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Александр Хлопонин: «Сегодняшнее мероприятие чрезвычайно важно для лесной отрасли, так как и Правительству Российской Федерации, и лесному хозяйству, в частности, приходится работать в принципиально новых экономических условиях».

По его словам, в мае месяце будет проведено заседание Совета по развитию лесного комплекса, на котором будет представлена дорожная карта на среднесрочную перспективу развития лесной отрасли.

«Я хочу напомнить, что задачи повышения эффективности развития лесного комплекса были поставлены президентом Владимиром Путиным на заседании Госсовета в 2013 году», - заявил Александр Хлопонин.

Выступающий потребовал от всех заинтересованных ведомств доработать антикризисный план для лесной отрасли на среднесрочную перспективу. Прежде всего это касается импортозамещения, вовлечения малого бизнеса, глубокой переработки леса, изменения структуры экспорта лесной продукции.

«Отдельно хотел бы остановиться на вопросе прохождения лесопожарного сезона в лесах России... Уже сейчас есть пожары в ряде регионов. Основные пожары действуют в Забайкалье. Я обращаюсь к руководству Забайкальского края с поручением принять необходимые меры для стабилизации ситуации и доложить на селекторном совещании», - сказал Александр Хлопонин.

«В настоящий момент нам необходимо создавать условия для притока инвестиций в отрасль заготовки и переработки леса. Это ответственность не только Федерального агентства, но и региональных властей. Сегодня в 35 субъектах Российской Федерации осуществляется реализация 121 приоритетного инвестиционного проекта с общим объемом привлеченных инвестиций порядка 380 миллиардов рублей. Они показывают положительную динамику в этой сфере, но планы по привлечению инвестиций в лесное хозяйство должны быть более амбициозными», - сказал в своем выступлении министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Сергей Донской. Среди прочего министр отметил, что усиливается лесная охрана, за пять лет количество лесных инспекторов увеличилось на треть.

Далее с докладом выступил заместитель министра природных ресурсов и экологии, руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик и дал подробный обзор основных показателей лесного хозяйства в 2014 году.

В ушедшем году продолжалась большая работа по преобразованию отраслевого законодательства. Изменения затронули более 40 нормативных актов. Принято 10 федеральных законов, наиболее значимым из них является Федеральный закон № 415. Введены беспрецедентные меры по созданию целостной системы по учету и контролю за оборотом древесины. Это позволит в совокупности с иными мерами перекрыть каналы поставок незаконно заготовленной древесины потребителям в России и за рубежом.

В прошлом году вступил в силу еще один закон, возвращающий возможность проведения лесохозяйственных мероприятий региональными бюджетными учреждениями. В этом году более 90% работ по охране, защите и воспроизводству лесов будет выполняться профессиональными организациями по государственному заданию.

С 2015 года Рослесхоз приступил к мониторингу воспроизводства лесов. Данная норма позволит обеспечить реальный контроль за результатом лесовосстановления, а не за процессом.

В июне прошлого года принят федеральный закон о типовых договорах аренды лесных участков, положения которого создают равные условия для лесопользователей на всей территории России.

На финансирование лесного хозяйства в 2014 году направлено из средств федерального бюджета 32,3 млрд руб., из средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 12,0 млрд руб., из средств арендаторов и иных источников - 26,2 млрд руб.

«Необходимо отметить, что динамика расходов на лесное хозяйство в 2014-2015 годах за счет средств арендаторов лесных участков позволяет сделать вывод об их положительном приросте, - заявил глава Рослесхоза. - Вместе с тем при достаточно стабильном росте общего объема субвенций из федерального бюджета все больше заметно, как снижается объем финансирования лесного хозяйства из средств бюджетов субъектов Российской Федерации, что не может не вызывать опасений за своевременность и полноту исполнения переданных полномочий в сфере лесных отношений».

Площадь лесов, переданных в аренду, составила 236 млн га, в том числе для заготовки древесины 174 млн га. В 2014 году заготовлено 203 млн м3 древесины. Основной объем древесины - 159 млн м3 - заготавливается арендаторами лесных участков. В аренду для заготовки древесины переданы лесные участки с возможным объемом заготовки 259 млн м3.

«Для повышения эффективности лесного хозяйства необходимо решить проблему зонирования территории лесного фонда в зависимости от интенсивности лесопользования и воспроизводства лесов, рекреационной нагрузки и угрозы лесных пожаров, - сказал Иван Валентик. - Это позволит обеспечить концентрацию бюджетных средств в приоритетных регионах на решение важнейших задач лесоуправления, таксации, воспроизводства лесов и реализации контрольно-надзорных функций. Это позволит решить проблемы несовершенства методики распределения субвенций и планирования затрат, вызывающей в настоящее время массу нареканий».

Лесовосстановление в 2014 году проведено на общей площади 863 тыс. га, в том числе арендаторами на площади 622,1 тыс. га. Лесные культуры созданы на территории 74 субъектов Российской Федерации на площади 186 тыс. га. В 2014 году в лесопокрытую площадь переведено более 1 млн га молодняков хозяйственно-ценных древесных пород.

По словам Ивана Валентика, в последнее время Рослесхозом последовательно проводится работа по увеличению объемов лесоустроительных работ. В первую очередь лесоустройство проводится там, где осуществляется интенсивное лесопользование и ведение лесного хозяйства. В 2014 году финансирование лесоустройства увеличилось в 2,6 раза. Лесоустроительные мероприятия были проведены на площади 28 млн га.

«Достигнутые темпы надо сохранить. С учетом вклада регионов и привлечения бизнеса на принципах государственно-частного партнерства объемы лесоустроительных работ ежегодно должны проводиться на площади не менее 30 млн га. И это реально, - подчеркнул глава Рослесхоза. - В интересах государства мы намерены усиленно заниматься повышением качества лесоустроительных работ. Вероятно, для этого нам придется вернуть исключительное право проведения лесоустройства государственным специализированным организациям. Отдельно необходимо сказать и о необходимости повышения эффективности мероприятий по государственной инвентаризации лесов, в частности, обязательного применения материалов дистанционного мониторинга лесопользования и оценки эффективности мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов».

Говоря об основных итогах пожароопасного сезона прошлого года, которые были подробно рассмотрены на Всероссийском селекторном совещании, руководитель Рослесхоза напомнил, что наиболее напряженная лесопожарная ситуация в прошлом году сложилась в пяти субъектах Дальневосточного и Сибирского федеральных округов - Республике Саха (Якутия), Забайкальском и Приморском краях, Амурской и Иркутской областях. На эти регионы пришлось около 30% всех лесных пожаров и более 80% пройденной огнем площади.

С начала пожароопасного сезона этого года возникло 346 лесных пожаров на площади около 50 тыс. га, в том числе в лесном фонде 338 лесных пожаров на площади 43 тыс. га. И по числу лесных пожаров, и по площади это меньше, чем за такой же период прошлого года. Но прогнозы не позволяют успокаиваться. Сезон будет тяжелый.

Основная причина пожаров этого года прежняя: неконтролируемое выжигание сухой травы, несмотря на принятое постановление Правительства РФ № 113 «О запрете выжигания сухой травы на землях лесного фонда и землях иных категорий».

«Хочу напомнить, что это переданные субъектам полномочия, которые необходимо исполнять, но, к сожалению, этого не происходит, - заявил Иван Валентик. - Поэтому обращаю внимание субъектов на своевременность ведения соответствующих противопожарных режимов, ограничивающих или запрещающих контролируемые и неконтролируемые сельхозпалы, вводящих ответственность за их нарушения и увеличивающих ответственность за нарушение установленных правил пожарной безопасности в лесах. Мы не будем мириться и с практикой отсутствия виновных за возникшие лесные пожары. В каждом случае нужно добиваться возбуждения уголовного дела и тщательного расследования по нему, установления виновных и возмещения ими ущерба, причиненного лесам. Пока эта работа находится на самом низком уровне».

Рослесхозом совместно с МЧС России проведены проверки готовности регионов к пожароопасному сезону 2015 года. Из 83 субъектов Российской Федерации девять не готовы к пожароопасному сезону, а 45 только ограниченно готовы.

«Открытым остается вопрос достоверности данных о лесных пожарах, даже несмотря на то что в прошлом году были разработаны и утверждены необходимые нормативные акты по оценке достоверности таких сведений, - заявил руководитель Федерального агентства. - В прошлом году нам удалось существенно сократить расхождения между данными ИСДМ-Рослесхоз и данными субъектов в целом по стране».

В целях совершенствования правовой базы охраны лесов от пожаров постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2015 № 16 определен правовой статус Федеральный парашютно-десантной пожарной службы как части системы РСЧС. В прошлом году силами ПДПС Авиалесоохраны были локализованы и ликвидированы лесные пожары на площади более 1,6 млн га, или треть всех лесных пожаров, предотвращен переход огня на 52 населенных пункта и объекта экономики.

Также подготовлены поправки в Лесной кодекс, устанавливающие необходимость создания на базе Авиалесоохраны мощного федерального резерва сил и средств быстрого реагирования на возникновение чрезвычайной ситуации в лесах. Задачей федерального резерва станет проведение мероприятий по ликвидации в лесах ЧС, возникших вследствие лесных пожаров.

Иван Валентик обратил внимание коллег на вопрос погашения кредиторской задолженности за тушение лесных пожаров.

«В этом году мы решили вопросы по погашению кредиторской задолженности по затратам субъектов Российской Федерации на тушение лесных пожаров 2014 года, - заявил глава Рослесхоза. - Но впредь мы не будем принимать для погашения затраты на тушение пожаров, которые возникли по вине субъектов, в результате халатности и неорганизованности. Почему федеральный бюджет должен компенсировать субъектам затраты, если не обеспечены элементарные профилактические меры, если в условиях объявленного режима чрезвычайной ситуации население продолжает жечь траву, не ограничено посещение лесов, не развернуты в необходимом количестве силы и средства согласно сводным планам и т. д.?»

Также весьма жестко руководитель Рослесхоза высказался о ситуации с надзорными функциями.

«За 2014 год лесными инспекторами выявлено более 50 тыс. случаев нарушения лесного законодательства. Ущерб от лесонарушений превышает 10 млрд руб. На незаконные рубки лесных насаждений приходится 37% от общего количества всех лесонарушений. При этом отмечается рост объемов незаконных рубок и ущерба, причиненного лесам, при снижении количества проверок и выявленных нарушений. Это заставляет нас задуматься об эффективности выполнения субъектами полномочий по контролю за состоянием и использованием лесов. Если уговоры, рекомендации и предписания не действуют, то мы предложили правительству дать Рослесхозу право возбуждения дел об административных правонарушениях, чтобы применять соответствующие санкции к региональным чиновникам за неисполнение требований по устранению нарушений лесного законодательства, - высказал позицию Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Иван Валентик. - Кроме того, для усиления надзорных функций необходимо разделить полномочия по федеральному государственному лесному надзору. Федеральные инспектора должны проводить проверки предприятий и контрольные мероприятия в лесах, а субъекты РФ - проводить на местах патрулирование лесов и заниматься лесной охраной.

Мы намерены расширить полномочия департаментов лесного хозяйства в федеральных округах и федеральных лесных инспекторов по реализации контрольно-надзорных функций за использованием и воспроизводством лесов. Федеральные инспекторы Рослесхоза смогут самостоятельно проводить внеплановые проверки по результатам мониторинга лесов и оперативно реагировать на сигналы граждан о варварских рубках леса. Я надеюсь, что это предложение будет поддержано правительством, Государственной думой и общественностью».

rosleshoz.gov.ru