Партнеры журнала:

Лесозаготовка

Елена Малинен: «Мы не экономим на своих сотрудниках»

ООО «Грин Форест Костомукша» - российская лесозаготовительная компания, создана в 2009 году, партнер Metsa Group (Финляндия); заготавливает для нее лес в Ленинградской области. Глава компании Елена Малинен рассказала о секретах своего успеха в «мужском» бизнесе и поделилась опытом подбора лесозаготовительной техники и организации производства.







Елена Малинен возглавляет компанию, совмещая две ключевые должности: генерального директора и главного бухгалтера.

- Елена, в России можно по пальцам пересчитать представительниц прекрасного пола в лесном бизнесе. Почему вы решили заняться лесозаготовкой и как сумели добиться успеха?

- Для меня эта сфера была не совсем новой: до этого я работала в таможенной сфере, на пункте пропуска, и в мои обязанности входил контроль лесопродукции, которая вывозилась на экспорт. Мой супруг занимался лесозаготовительным бизнесом в Финляндии, а я продолжила дело в России. В этом деле, как и в любом другом, важно умение грамотно организовать производственный процесс, правильно выстроить отношения с персоналом, создать оптимальные условия для эффективной работы сотрудников. И это умение зависит не от пола руководителя, а от его профессионализма, опыта. Если женщина профессионал, то в своей области, даже если это, например, лесозаготовительный бизнес, она ни в чем не уступает мужчине.

- Расскажите немного о своей компании: объемы заготовки, численность штата, парк техники.

- По договору с Metsa мы должны заготавливать 100 тысяч кубометров плюс-минус 10%. Со своими обязательствами мы всегда справляемся. Что касается месячного объема, то этот показатель варьируется в зависимости от времени года, погодных условий, качества делянок. Например, в январе этого года заготовили 15 тысяч кубов, в феврале - 11 тысяч. В компании работают 10 человек, включая меня. Наш основной парк - это два лесозаготовительных комплекса марки Ponsse: два харвестера Ponsse Ergo - восьмиколесный и шестиколесный, два форвардера - Buffalo и новинка Buffalo King 2015. Кстати, мы стали первой российской лесозаготовительной компанией, которая приобрела машину нового модельного ряда Buffalo King.

- Ваши предпочтения в выборе техники очевидны - это марка Ponsse. Чем они объясняются?

- Когда мы начинали, работали на машинах другой марки, но потом постепенно перешли на Ponsse. Причин здесь несколько, но основные: высококлассный сервис и постоянное наличие любых запасных частей.
 С момента приобретения первой машины Ponsse мы тесно сотрудничаем с сервисным центром фирмы в Питкяранте (Республика Карелия) и всегда очень довольны результатами. Вся команда центра, от слесарей и механиков до руководства, очень ответственно и профессионально подходит к работе. По европейским стандартам мы смело можем поставить им 10 баллов из десяти.

- Почему вы выбрали именно машины модели Buffalo?

- Они оптимальны для сплошных рубок, которые мы ведем в Ленобласти: большой манипулятор, большой прицеп. Одна из особенностей работы на наших делянках - длинная вывозка: в среднем 500 м, но иногда достигает 1,5 км.

- А какие машины оптимальны для лесозаготовок в Ленинградской области?

- Техника, на которой работаем мы, и есть оптимальный вариант. Для сплошных рубок больше всего подходят форвардеры грузоподъемностью 14-18 тонн. Что касается харвестеров, то это Ponsse Ergo с харвестерной головкой H7, она идеально подходит для этого региона. А вот через 5-10 лет, мы полагаем, ситуация изменится. Будет больше выборочных рубок, и потребуется техника поменьше - машины более маневренные и наносящие меньший урон грунту.

- Вы поставили на Buffalo King сбалансированные тележки. Почему? В России эта опция не популярна.

- Основная причина непопулярности этой опции в России состоит в том, что многие владельцы лесозаготовительной техники не думают о комфорте своих операторов. У нас же подход иной: мы не экономим на своих сотрудниках и стремимся создать для них максимально комфортные условия работы. Это во-первых. Во-вторых, у машин со сбалансированными тележками уменьшается нагрузка на двигатель и увеличивается проходимость. Значит, в сложных условиях вероятность того, что форвардер закопается в землю, сводится к минимуму - машина потихоньку преодолеет труднопроходимый участок.

- Многие российские лесозаготовительные компании сталкиваются с проблемой дефицита кадров: сложно найти квалифицированных операторов.

- Действительно, такая проблема существует. Даже если у вас есть современная, совершенная техника, этого недостаточно. Главное - это хороший оператор. Иначе результатов не будет. В лесозаготовительном бизнесе оператор - ключевая фигура. Чтобы прийти к нынешнему составу работников, мы прошли через текучку кадров. Но она уже позади, вопрос подбора штата для нас решен. У всех наших операторов среднее специальное образование и очень большой стаж работы - от 10 лет.

- Расскажите немного о вашем коллективе. Как вы мотивируете, как поощряете сотрудников?

- Мы как одна семья. Коллектив очень сплоченный. Мы довольны всеми нашими операторами и не делим их на плохих и хороших. Наши взаимоотношения построены на доверии и порядочности. При приеме на работу мы сразу предупреждаем, что у нас нет тотальной слежки, неожиданных проверок, а если сотруднику что-то нужно, пусть он об этом нам скажет.

Операторы работают вахтовым методом, живут в лесу. За каждой машиной закреплено два человека. График работы они определяют сами, мы обозначаем только минимальный объем, который они должны заготовить. Например, сейчас одна бригада допилила делянку и устроила себе выходные: переезд на другое место запланирован только через два дня. При необходимости два человека могут съездить домой, а двое останутся - техника работает постоянно, без простоев.

Ponsse. Лесозаготовительная техника
Ponsse. Лесозаготовительная техника

На делянке у операторов есть все для комфортной жизни и работы. Теплые вагончики, сауны, холодильник и прочее. Есть электричество на 220 вольт, централизованное отопление - не нужно среди ночи вставать и подкладывать дрова в «буржуйку». Установлены аккумуляторы на 12 вольт - это значит, что когда одна бригада спит, а другой надо наточить цепи или почистить шланги, они пользуются аккумулятором и не включают генератор, не беспокоят спящих коллег. Недавно построили ремонтный вагон, где есть все необходимое: бочки на 200 литров масла с компрессорами, оборудование для подготовки шлангов, сварочные аппараты. К вагону подведено электричество на 220 и 380 вольт.

Я считаю, что все это очень важно - и хорошее отношение к работникам, и достойная зарплата, и комфортные условия. Мы стремимся к тому, чтобы люди работали у нас с удовольствием. Если требуешь от них высокого качества при больших объемах, ты тоже должен в чем-то выложиться.

Мы прислушиваемся к мнению наших операторов. Например, когда мы получили новый Buffalo King, одному оператору очень понравились боковые дворники - с ними удобнее работать - и он попросил нас установить их на все машины. Мы направили запрос Ponsse, и уже через неделю вся наша техника была оснащена такими дворниками.

- Каковы ваши дальнейшие планы?

- В ближайшем будущем мы планируем поменять шестиколесный харвестер Ergo на восьмиколесный нового модельного ряда 2015 года. Мы на опыте убедились в эффективности восьмиколесной конструкции и в дальнейшем намерены работать именно на таких харвестерах: в отличие от шестиколесных, они устойчивее и стабильнее, наносят меньше вреда почве, у них выше проходимость. Шестиколесные модели скорее подходят для работы на больших сугробах, которых в нашем регионе нет.

Подготовил Иван Петров