Партнеры журнала:

ЦБП

Перспективы российского рынка бумаги и картона

Российская целлюлозно-бумажная промышленность, так же, как и вся российская экономика, переживает сейчас, наверное, наиболее беспокойное с 2009 года время. В этой публикации будет сделана попытка дать обзор положения дел в сфере производства бумаги и картона-основы (сырья для производства конечной бумажно-картонной продукции) с 2007 по 2014 год, рассмотреть драйверы потребления двух быстрорастущих сегментов производства - бумаги-основы для производства санитарно-гигиенической продукции и гофрированного картона, а также дать оценку возможностям развития российской ЦБП в ближайшие годы.

В 2009 году в российской экономике наблюдалась существенная рецессия, результатом чего стало падение производства и потребления бумаги и картона-основы. В прошлом году структурные проблемы российской экономики были усугублены западными санкциями, что привело к снижению темпов экономического роста с 1,3% в 2013 году до 0,6% в 2014 году. В 2007-2013 годах производство и потребление бумаги и картона-основы четко коррелировало с ростом реального ВВП (рис. 1). Однако в 2014 году потребление бумаги снизилось на 6%, в то время как ее производство в стране показало хороший рост: 3,2%. Такого расхождения ключевых показателей не наблюдалось с 2008 года. Тем не менее российская промышленность не была затронута напрямую западными санкциями, что означало отсутствие каких-либо ограничений поставки продукции на мировой рынок. Но при этом российские компании ограничены в доступе на рынок банковских капиталов, которые необходимы им для поддержки экспортной деятельности.

На наш взгляд, есть три главных фактора, объясняющих рост внутреннего производства бумаги и российского экспорта бумаги и картона в 2014 году:

  • обесценивание российской валюты, особенно в IV квартале 2014 года, которое стимулировало рост экспорта;
  • продолжение роста большинства рынков зарубежных стран, на которые экспортируется продукция российского ЦБП;
  • введение новых мощностей разными игроками на внутреннем российском рынке.

Предварительные расчеты говорят о том, что внутреннее потребление бумаги и картона-основы в 2014 году составит 6,8 млн т, что на 3,3% больше, чем в 2007 году, хотя это меньше, чем в предкризисный период (до 2009 года), - рост потребительских расходов, реального ВВП и промышленного производства привели к ежегодному росту потребления бумаги и картона-основы в России в 2010-2013 годах на 5,5%. На рис. 2 приведена разбивка российского потребления бумаги и картона-основы для производства конечной бумажно-картонной продукции по таким сырьевым группам, как газетная бумага, печатная и писчая бумага, тарный картон, коробочный картон, оберточная бумага, тиссью и прочие виды бумаги и картона (не входящие в другие группы), за 2007 и 2014 годы. Объем потребления определяется путем сложения показателей внутреннего производства и импорта и вычитания объемов экспорта.

Львиная доля роста потребления бумаги и картона-основы в России в 2007-2014 годах пришлась на тарный картон: она выросла с 30% в 2007 году до 39% в 2014 году. Другая крупнейшая группа целлюлозно-бумажной продукции на рынке - это печатная и писчая бумага, ее доля в общем объеме потребления в 2014 году составила 25%. В 2014 году потребление печатной и писчей бумаги в России упало на 10% по сравнению с предыдущим годом. Объем потребления писчей и печатной бумаги в России в 2014 году составил 1,6 млн т, что на 100 тыс. т меньше, чем в 2007 году. Третья, наиболее значимая группа целлюлозно-бумажной продукции в России - это картон-основа для производства складных коробок (сегмент коробочного картона на рис. 2 включает картон хром-эрзац, картон-основу для производства тары для сигаретной продукции и жидкостей), доля которого в потреблении по сравнению с 2013 годом упала на 1% (до 10%) и составила 695 тыс. т в 2014 году. В этом сегменте с объемами производства картона для изготовления складных коробок конкурирует объем импорта готовых коробок, ведь поставщики коробок освобождены от импортных пошлин, в то время как импортируемый картон-основа облагается пошлиной 15%. По экспертным оценкам, около трети потребляемого на российском рынке объема картона-основы импортируется в виде картонной тары с полиграфическим оформлением, что лишает отечественную картонно-полиграфическую отрасль конкурентных преимуществ.

Растущее влияние электронных СМИ на аудиторию привело к тому, что на долю газетной бумаги в общем объеме потребления бумаги в 2014 году приходится всего 7%. В общем объеме потребления бумаги и картона доля газетной бумаги в 2014 году сократилась на 5%, а объем потребления этих видов продукции ЦБП в натуральном выражении сократился на 41% по сравнению с 2007 годом. Общий объем потребления газетной бумаги в России составил в 2014 году 460 тыс. т. Потребление оберточной бумаги упало на 17% от уровня 2007 года (260 тыс. т), и в общем объеме потребления бумаги и картона-основы доля оберточной бумаги сократилась к концу 2014 года до 3%.

Бумага-основа для производства санитарно-гигиенической продукции была одним из самых быстрорастущих сегментов рынка бумаги в России до 2012 года, с объемом рынка 487 тыс. т в 2012 году, который в период с 2007 по 2012 год ежегодно рос в среднем на 11,1%. Тем не менее потребление тиссью в России в 2013 и 2014 годах снижалось на 6% ежегодно. Как бы то ни было, в 2014 году потребление составило 430 тыс. т, то есть 6% от общего потребления бумаги и картона-основы и на 1% больше объема потребления в 2007 году.

И наконец, потребление прочей бумаги и картона-основы, к которым относятся специальные виды бумаги и картона, не включенные в иные категории упаковочной и полиграфической бумаги (например, кровельный картон, шпульный картон, техническая бумага, этикетки, обои, гипсокартон), ежегодно падало на 1,8% в течение последних семи лет. В 2014 году потребление прочей бумаги и картона-основы составило 665 тыс. т (10% в общем объеме потребления).

Если рассматривать внутреннее предложение бумаги и картона-основы в России, общее производство достигло в 2014 году почти 8,1 млн т, превысило показатель 2007 года на 545 тыс. т при ежегодном росте в среднем на 1,2% (рис. 3). Разница между производством и внутренним потреблением показывает, что Россия остается чистым экспортером бумаги и картона и укрепила свои позиции за последние семь лет. Именно ввод новых мощностей по производству печатной и писчей бумаги и тарных видов картонав привел к увеличению положительного сальдо торгового баланса российского рынка бумаги и картона-основы. Резкое увеличение мощностей макулатурных сортов тарного картона (ППО ОАО «Каменская бумажно-картонная фабрика», Тверская обл.; ОАО «Маяк», г. Пенза; ООО «Декарт», Московская обл.) подтолкнуло российских производителей тарных картонов из первичного волокна к решению увеличить экспорт с целью компенсации потерянной доли на внутреннем рынке. В тоже время в сегменте печатной и писчей бумаги в России уменьшилось отрицательное сальдо торгового баланса благодаря вводу в строй новых мощностей (филиала группы «Илим» - ОАО «Котласский ЦБК», Архангельская обл.). В производстве коробочного картона применяются довольно сложные и емкие технологии, и ограниченный выпуск такого картона делает РФ чистым импортером этой продукции.

Что касается тиссью, то главной задачей для местной промышленности было производство продукции в объеме, достаточном для закрытия внутреннего спроса, так как Россия в последние семь лет в этом сегменте оставалась чистым импортером (пусть даже с небольшими объемами импорта).

За последние семь лет в трех сегментах целлюлозно-бумажной промышленности: тарного картона, печатной и писчей бумаги и тиссью - отмечен рост производства. В 2014 году было выпущено 355 тыс. т тиссью (+55% к уровню 2007 года), а объем производства тарного картона превысил показатели 2007 года на 31%. Доля тарного картона в 2014 году выросла на 7% по сравнению с 2007 годом - до 41% в общем объеме производства бумаги и картона-основы.

Внутреннее производство печатной и писчей бумаги в 2007-2014 годах ежегодно росло на 1,1%. Дефицит торгового баланса в этом сегменте повысился и достиг исторического максимума в 2013 году, но в 2014 году резко снизился в связи с открытием новых производств мелованной и немелованной бумаги.

Ситуация по другим сегментам рынка целлюлозно-бумажной продукции складывалась под влиянием падающего внутреннего спроса за последние семь лет. Доля газетной бумаги в общем объеме производства в 2014 году составила 20% и уменьшилась на 6% относительно показателя 2007 года, в то время как доля упаковочной бумаги сократилась всего на 2% - до 6%. Местное потребление снижалось, и российская отрасль оберточной бумаги поддерживала стабильное производство только благодаря возросшему экспорту. Производство коробочного картона в 2014 году составило 280 тыс. т, что на 70 тыс. т меньше, чем в 2007 году.

Потребление бумаги тиссью и гофроупаковки в 2014 году

В большинстве отчетов о состоянии российского рынка целлюлозно-бумажной продукции обращает на себя внимание тот факт, что, несмотря на кризис, сегменты тарной упаковки и бумаги для производства санитарно-гигиенической продукции в 2014 году росли, в отличие от других сегментов. Как было уже упомянуто выше, по нашим предварительным данным, такой тренд не удаеться подтвердить в случае последней категории (бумаги основы для санитарно гигиенической продукции), спрос которого резко упал в России за последние два года. Как следует из данных рис. 4, рост потребления тиссью в России соотносится с утроением реального роста ВВП, в то время как производство гофрокартона и изделий из него в 2007-2012 годах опережало рост реального ВВП на 0,5% в год. В этот же период ежегодное потребление бумаги тиссью выросло на 11% по сравнению с предыдущими годами, что превышало рост реальных располагаемых доходов населения.

С другой стороны, несмотря на постоянный рост основных макроэкономических показателей в России, в потреблении бумаги тиссью в 2013 году наметился спад (впервые с 2009 года). Основной причиной этого могло быть сокращение потребления санитарно-гигиенической продукции в сегментах «дома» и «вне дома». В 2014 году падение уровня реальных располагаемых доходов населения и дальнейшее сокращение объемов инвестиций в основной капитал обусловили растущее сокращение объемов потребления санитарно-гигиенической продукции: на 3,8% в 2013 году, на 8,3% в 2014 году.

Спрос на гофроупаковку на российском рынке находится под влиянием как потребительского рынка, так и секторов промышленности. Увеличение потребительских расходов за счет роста реальных располагаемых доходов населения может позитивно сказаться на розничной торговле, тогда как увеличение объемов товарооборота требует все больше упаковки на всей цепочке поставок. Увеличение объемов розничной торговли в стране за последние семь лет объясняет опережающую динамику роста производства гофороупаковки по отношению к объемам производства продукции обрабатывающей промышленности. Введение ограничений на импорт сельскохозяйственной продукции из Европы и Северной Америки оказалось на руку российским производителям продуктов питания, напитков и табака, которые выиграли от снижения конкуренции со стороны импорта. Часть местных производств были сориентированы на импортозамещение, что поспособствовало увеличению загруженности промышленных предприятий (в основном компаний пищевой отрасли) и созданию дополнительного внутреннего спроса на гофрированную упаковку в прошлом году.

Производство и потребление: перспективы

Некоторые эксперты предсказывают в 2015 году снижение российского ВВП на 5%. Согласно нашим подсчетам, общее потребление бумаги и картона-основы в 2009 году снизилось на 9,7%, в то время как реальный ВВП упал на 7,8% по сравнению с зарегистрированным в 2008 году. Если мы сопоставим объемы потребления бумаги и картона-основы и показатель ВВП в 2015 году, то общее потребление бумаги и картона-основы упадет на 6% по сравнению с 2014 годом.

С точки зрения предложения, общее производство потребления бумаги и картона-основы будет выглядеть гораздо лучше по сравнению с внутренним потреблением ввиду резкого падения импорта некоторых видов бумаги и картона (что уменьшает конкуренцию на внутреннем рынке) и стабильно высокого экспорта. Более того, большинство торговых партнеров России в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке увеличат объемы потребления бумаги и картона, что позволит поддержать российский экспорт в традиционных сегментах в 2015 году. Кроме того, обесценивание российского рубля относительно основных мировых валют позволит российским бумаге и картону оставаться конкурентоспособными на экспортных рынках.

Орифжон АБИДОВ,
основатель и управляющий директор
Orifjon & Associates (Брюссель, Бельгия)