Партнеры журнала:

Лесозаготовка

Михаил БОЛОТИН: «Стратегия развития сохраняется, меняется тактика»

Одному из крупнейших отечественных машиностроительных объединений - концерну «Тракторные заводы» часть экспертов в текущей экономической ситуации предрекают хорошие перспективы, аргументируя прогноз благоприятными условиями для импортозамещающих производств. Другие, наоборот, предвещают предприятию банкротство, так как большие долги препятствуют его развитию. Но для объективной оценки важно знать реальное положение дел, а значит и позицию руководства самого концерна. Предлагаем вниманию читателей интервью с президентом и генеральным директором ООО «Компания корпоративного управления Концерн "Тракторные заводы"» Михаилом Болотиным.

- Михаил Григорьевич, расскажите, пожалуйста, что представляет собой концерн «Тракторные заводы».

- С 2006 года в состав группы входят 17 предприятий, на которых трудятся более 20 тыс. человек из семи субъектов Российской Федерации. Наши заводы расположены в Алтайском крае, Владимирской, Волгоградской, Курганской, Липецкой областях, в Карелии, Мордовии и Чувашии. Кроме того, несколько производств концерна находятся за рубежом: в Германии (металлургический завод Luitpoldhütte AG), Дании (завод по производству лесных машин Silvatec Skovmaskiner A/S), Австрии, Венгрии, Испании, Румынии, Сербии, Словакии (компания Vogel & Noot, выпускающая сельхозорудия) и Индии (CHETRA Machinery India Pvt. Ltd - CMI). Помимо промышленных предприятий, в структуру концерна также входят четыре инжиниринговые и три торгово-сервисные компании в разных городах России.

Вертикально интегрированная модель производства позволяет «Тракторным заводам» обеспечивать полный жизненный цикл выпускаемой продукции - от научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок до маркетингово-сбытовых операций, а также послепродажного сервисного обслуживания. Продукция концерна - это гусеничные и колесные тракторы, бульдозеры, экскаваторы, погрузчики. А также зерноуборочные комбайны и мелиоративные машины, коммунальные агрегаты, лесозаготовительная, железнодорожная техника, автомобильные и тракторные прицепы и многое другое.

- Как отражаются на предприятиях концерна, находящихся за рубежом, экономические санкции, введенные против России?

- Металлургического производства Luitpoldhütte AG, находящегося в Германии, санкции не коснулись. Никак не затронули они и фирму CHETRA Machinery India Pvt. Ltd в Индии, что, в принципе, логично.

Сложнее ситуация с датским активом Silvatec Skovmaskiner A/S. Так, участились задержки платежей по безналичному расчету. Датские партнеры вынуждены предоставлять дополнительную документацию, вследствие того что «Тракторные заводы» имеют отношение к Внешэкономбанку, находящемуся в «санкционном списке» Запада. В связи с этим у Silvatec Skovmaskiner A/S появился дополнительный риск несогласований и отказов банков в предоставлении кредитов. Кроме того, датские производители ожидают падения продаж в России из-за скачка валютной пары «рубль - евро». Есть дополнительные репутационные проблемы, связанные с устойчивостью компании Silvatec Skovmaskiner A/S, поскольку теперь поддержка российской группы, очевидно, будет слабее, чем прежде.

В компании Vogel & Noot тоже отмечают, что появились существенные проблемы из-за санкций, которые, по мнению австрийских специалистов концерна, являются бессмысленными. Цена экспортных операций Vogel & Noot в РФ для российских клиентов выросла. Осуществление поставок становится с каждым днем сложнее. Уверенность в том, что ситуация в ближайшем будущем исправится, тает. Поэтому ожидаем, что Vogel & Noot, скорее всего, потеряет в нашей стране какую-то долю рынка.

Словом, наши зарубежные компании испытывают сложности в привлечении кредитных ресурсов из-за наличия российского акционера.

- Значит, время заставляет российские предприятия ускоренно развивать импортозамещающие направления. Какие изменения вносит компания в стратегию и тактику?

- Наша тактика меняется, а стратегия развития сохраняется. В рамках мер по импортозамещению проводятся работы по нескольким направлениям.

В частности, анализируются рынки комплектующих - как в России, так и в странах ЕАЭС. Мы ведем отбор новых поставщиков - изготовителей аналогов импортных комплектующих. Конструкторские службы вместе с техническими специалистами потенциальных партнеров оценивают перспективы замены как единичной номенклатуры (например, датчиков или светотехники), так и целых узлов в комплексе (скажем, гидросистемы тракторов).

Параллельно рассматриваются вопросы, связанные с развитием кооперации внутри концерна. Например, в настоящее время разрабатываются промышленные тракторы с двигателями производства Алтайского моторного завода. Блоки радиаторов для собственной техники мы также планируем изготавливать на предприятиях концерна. А при проектировании новой техники ставим задачу комплектования ее отечественными компонентами.

- В последние годы концерном разработаны и изготовлены опытные образцы самой передовой техники. Но покупатели за ними в очереди пока не выстраиваются. Почему?

- Высокие кредитные ставки при покупке отечественной техники всегда были проблемой для наших аграриев. Если иностранные производители способны предложить выгодные финансовые условия при покупке тракторов, комбайнов и других машин, то у российских машиностроителей такой возможности нет.

Нынешний рост ставок по кредитам на приобретение сельхозтехники до 27%, а также фактическое прекращение выдачи кредитов сельхозпроизводителям Россельхозбанком и Сбербанком России привели к почти полной остановке продаж предприятиями отечественного сельхозмашиностроения. Удорожание кредитов из-за поднятия ключевой ставки Центробанка крайне негативно влияет на и без того закредитованное сельское хозяйство.

Должен признать, что государство предпринимает шаги по поддержке сельхозпроизводителей долгосрочными кредитами на приобретение техники российского производства. Но эти усилия должны быть более решительными, а их результатом должны стать более благоприятные условия кредитования, например ставка кредитов не выше 8-9% годовых.

- Что означают для концерна понятия «инновационная техника» и «инновационный подход к делу»?

- Говоря об инновационном подходе к делу, отмечу, что наше производство нацелено на выпуск современных моделей техники с жестким контролем качества выпускаемой продукции, адаптацию машин к самым современным технологиям. Развитие четко работающей системы сервисного обслуживания и обеспечения запасными частями - тоже одно из актуальных направлений нашей работы.

- Какова ситуация с выпуском владимирских и алтайских дизелей? Не секрет, что покупатели предпочитают машины с импортными моторами.

- На самом деле большая часть выпускаемой российскими производителями техники (тракторов, комбайнов, грейдеров, экскаваторов и др.) оснащается дизелями отечественного производства: алтайскими, владимирскими, ярославскими моторами, а также продукцией минских моторостроителей.

В условиях санкций, несомненно, на рынке увеличится доля российских производителей дизелей. Например, Алтайский моторный завод активно развивает отношения как с потенциальными конвейерными потребителями дизеля АМЗ внутри «Тракторных заводов», так и со сторонними заказчиками, включая белорусских партнеров. И это только начало, ведь процесс «привязки» двигателя к технике занимает немало времени, это совместная работа конструкторских служб, испытания опытного образца и запуск в серию. Мероприятия по модернизации двигателей АМЗ призваны обеспечить рост производства дизелей на 50% уже в 2015 году.

Что касается продукции Владимирского моторно-тракторного завода, то она отличаются простотой конструкции и доступной ценой. В условиях резкого роста курсов иностранной валюты мы смогли удержать цены на двигатели.

В прошлом году на предприятии во Владимире провели масштабные мероприятия по изменению технологии изготовления основных деталей дизеля: блока картера, головки, шатуна. Весь процесс механической обработки деталей переведен с устаревших линий на современные обрабатывающие центры, которые позволяют производить основные комплектующие очень высокого качества. И по сравнению с прошлыми периодами сейчас затраты на гарантийно-сервисное обслуживание сократились в несколько раз. Также в прошлом году мы завершили работы по дизелям ВМТЗ с трехклапанной головкой и двигателям на газомоторном топливе. Серийное производство этих двигателей, которым характеристики позволят на равных конкурировать на рынке с лучшими образцами подобной продукции по таким параметрам, как экономичность и экологичность, запланировано на нынешний год.

- Несколько слов об общем положении дел.

- Несмотря на непростую ситуацию в машиностроительной отрасли страны, в 2015 году на предприятиях концерна планируется сохранить штатный состав сотрудников, а на отдельных заводах, где наблюдается значительный рост объемов производства, - создать дополнительные рабочие места и увеличить число работающих.

Скажу откровенно: положение у концерна непростое, даже сложное. Однако неразрешимых проблем нет. Мы разработали взвешенные, реальные «дорожные карты» по большинству направлений деятельности компании.

Мы находим взаимопонимание с органами государственной власти. Подтверждение тому - включение «Тракторных заводов» в утвержденный Правительством России 5 февраля 2015 года список системообразующих предприятий.

У нас крепнут взаимовыгодные контакты с деловыми партнерами - поставщиками комплектующих, потребителями продукции, кредитно-финансовыми структурами.

По материалам журнала «Агромаш»