Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Развитие

Мебельная фабрика «Слониммебель»

Рецепт успеха: адекватность рынку и постоянная модернизация

ОАО «Слониммебель» - одно из старейших мебельных предприятий Белоруссии, хорошо известное на российском рынке прежде всего спальными гарнитурами. В последние годы номенклатура продукции компании расширяется за счет корпусной мебели.

Об изменениях в работе предприятия, его истории, традициях, программе модернизации и шагах, направленных на соответствие вызовам рынка, рассказывает генеральный директор ОАО «Управляющая компания холдинга "Слониммебель"» Анатолий Жук: «В прошлом году наше предприятие отметило "платиновый юбилей" - 75 лет со дня создания. В 1939 году была образована артель "Красный столяр", где работали 50 человек, мебель на этом предприятии начали производить только в послевоенные годы, когда оно входило в состав объединения "Мостовдрев". В 1997 году путем выделения из состава АО "Мостовдрев" было создано ОАО "Слониммебель", а в декабре 2013 года предприятие переименовано в ОАО Управляющая компания холдинга "Слониммебель"».

Общие и производственные площади «Слониммебель»

Производственные мощности холдинга располагаются на 9,44 га. Это не очень много для деревообрабатывающего предприятия, что заставляет максимально эффективно использовать каждый метр производственной площади. По советским нормативам, производственная мощность предприятия считалась не по оборудованию, а по квадратным метрам. Если посчитать по старой методике, то окажется, что сегодня на «Слониммебели» намного превзошли советские нормативы.

Мощности, география поставок «Слониммебель»

В настоящее время предприятие специализируется на производстве спальных гарнитуров, корпусной мебели и кухонь. Ежемесячно выпускается около 2000 комплектов мебели, в том числе 1100-1200 комплектов спальных гарнитуров и около 300 единиц корпусной мебели: стенок, горок и т. п. Кухни, к изготовлению которых на предприятии приступили в 2014 году, как правило, продаются в фирменных магазинах. «Слониммебель» не пытается конкурировать с крупными производителями кухонь, а выпускает несколько моделей, которые пользуются спросом у покупателей. В 2015 году создан участок мягких элементов, здесь производят банкетки, а также вставки из ткани и кожи для основного ассортимента.

ОАО «Слониммебель» экспортно ориентированное предприятие, на внешние рынки поставляется 92% общего объема произведенной продукции. Основные направления экспорта - Россия (например, на рынок Дагестана приходится от 20 до 25% экспорта) и Казахстан (в этой республике у предприятия есть несколько крупных оптовиков, с которыми работа налажена очень давно). В небольших объемах осуществляются поставки в Армению и Азербайджан, но эти рынки пока в стадии освоения. Изделия реализуются по прямым контрактам. ОАО «Слониммебель» - довольно небольшое предприятие, для которого нерентабельно строить собственную сбытовую сеть за рубежом. Политика компании - это эффективное использование прямых связей с потребителями.

Структура «Слониммебель»

Основные структурные подразделения: машинно-облицовочный цех; сборочно-отделочный цех; ремонтно-механический цех; энергоцех; склад техматериалов; склад готовой продукции; компрессорная; котельная; администрация и ряд вспомогательных участков.

Имеются подъездные пути для автомобильного транспорта, оборудованные площадки для погрузо-разгрузочных работ. Обеспечивается снабжение электроэнергией, теплом и водой.

Оборудование и технологии на «Слониммебель»

Подход к выбору оборудования - по критерию «цена - качество». На основе результатов оценки предложений рынка оборудования и собственного опыта руководство компании пришло к выводу: немецкое оборудование обеспечивает высокое качество, но зачастую оно очень дорогое. Доступное китайское оборудование не всегда обеспечивает желаемое качество и не всегда надежно, что влечет избыточные расходы на техобслуживание. Разумный компромисс - итальянское оборудование, на некоторых процессах - польское.

Основной поставщик ламинированной ДСП - ОАО «Ивацевичдрев» (Республика Беларусь). Производитель и поставщик ламинированной ДСП, плит MDF и HDF - австрийский концерн Kronospan (через представительство в Российской Федерации). Поставщик мебельной фурнитуры - компания AMIX Sp. J., Польша.

Производитель и поставщик облицовочного материала - ООО «Шаттдекор», Россия. Производитель и поставщик лакокрасочных изделий - компания Nicela GmbH Coswig, Германия.

Кроме того, стоит подчеркнуть, что на предприятии используется котельное оборудование для сжигания опилок и других отходов производства, которые измельчаются здесь же, на предприятии.

Технология производства на «Слониммебель»

Технология производства продукции - традиционная, проверенная временем. Каркас пилится из ламинированной плиты, фасады облицовываются, в том числе шпоном (натуральным или синтетическим). Есть и особенности. Например, при изготовлении фасадов вслед за облицовкой и обрезанием в размер при помощи алмазного инструмента на фасад наносятся рисунки. Дальше следуют шлифовка, отделка (лак, краситель, снова несколько слоев лака).

Линия обработки кромок четырехсторонняя, производства итальянского концерна Biesse. Для изготовления элементов мебели также используется оборудование MACCAN Componenti per l'Industria del Mobile SRL, Италия.

Для высококачественной шлифовки используется оборудование MB Maschinenbau GmbH, Германия. Покраска выполняется при помощи оборудования Giardina Finishing SRL, Италия.

Антикризисная политика и модернизация на «Слониммебель»

В 2015 году из-за кризисных явлений в экономике Российской Федерации и девальвации российского рубля предприятие столкнулось на российском рынке с довольно серьезными проблемами, прежде всего с ощутимым падением прибыльности продаж. Дело усугубляется тем, что в производстве мебели немалая импортная составляющая - свыше 65%, а рублевая выручка в валютном эквиваленте значительно «похудела». Для минимизации влияния этого фактора на предприятии создано производство пенополиуретана. Если раньше этот материал завозился из Италии и Румынии, то сейчас 50% потребности в нем закрывается за счет собственного производства, что позволило значительно снизить себестоимость продукции и благодаря этому удержаться на российском рынке.

Модернизация ведется на предприятии постоянно. С 2010 года ежегодно в модернизацию инвестируется около $1 млн. В 2015 году освоены инвестиции в объеме более $600 тыс.

Недавнее приобретение - новая линия нанесения глянца стоимостью 360 тыс. евро. До конца года планируется также модернизировать участок шлифовки. Это довольно значительные вложения, если учесть все сложности этого года.



ОАО «Слониммебель» находится на территории свободной экономической зоны, что позволяет, в частности, импортировать глянцевые элементы мебели без уплаты таможенных пошлин. Но 1 января 2017 года эта льгота заканчивается, поэтому сейчас на предприятии устанавливается собственная линия нанесения глянца. За полгода планируется освоить эту технологию и перейти к выпуску собственных комплектующих. С полным основанием можно говорить, что эта линия - очередной шаг по пути импортозамещения. На этом примере можно подсчитать, какой экономический эффект получит предприятие благодаря замещению импортируемых составляющих мебели. Сейчас «Слониммебель» покупает эту продукцию у итальянцев примерно по 18 евро за 1 м2 и у россиян по 11 евро, а себестоимость собственных изделий составит около 7 евро. Планируется, что инвестиции в новую линию окупятся за три года.

На основании экономических расчетов и с учетом опыта работы на внешних рынках руководство компании приняло решение не рассматривать инвестпроекты, срок окупаемости которых больше трех лет. Кроме того, для обеспечения эффективности модернизации в каждый контракт на поставку оборудования включены два обязательных условия: шеф-монтаж и обучение персонала компанией-поставщиком.

Благодаря постоянной модернизации износ активной части основных фондов предприятия небольшой - всего около 32%. К этому показателю предприятие пришло в последние пять лет. За это время приобретены: форматно-раскроечный станок, полнопоточная линия форматной обработки, два котла, которые работают на местных видах топлива, два уникальных пантографа. Приобретения этого года: линия нанесения глянца, отделочные машины, современная стеллажная система на складах.

Проводится ремонт производственных и подсобных зданий - залиты новые полы, заново перекрыты крыши.

Планы развития «Слониммебель»

Работа на раскроечном центре Selco WNA 600 Biesse (Италия)
Работа на раскроечном центре Selco WNA 600 Biesse (Италия)

Что касается обновления продукции, то новые модели разрабатываются в собственном конструкторском бюро, а технологии производства мебели готовит служба главного технолога. Специалисты предприятия участвуют во всех крупнейших отраслевых международных выставках, постоянно изучают зарубежный опыт. Период освоения производства новых видов мебели от идеи до пробного образца составляет на ОАО «Слониммебель» два месяца. В этом году для ежегодной профильной выставки в Минске мебельщики «Слониммебели» приготовили четыре новинки, еще две - к выставке в Москве. Удельный вес новых видов мебели ежегодно не менее 35%.

В нынешних условиях ОАО «Слониммебель» ищет пути повышения эффективности деятельности. Один из них - оптимизация численности персонала, за счет которой, по оценкам специалистов, можно снизить затраты на 10%. А ведь избыточная численность - это не только чрезмерно большой фонд заработной платы и расходы на соцпакет, но и рост налогов и т. д.

Второй по важности фактор повышения эффективности деятельности - создание современной системы управления продажами. Большое внимание уделяется рекламе, развитию фирменной торговли; опыт показывает, что стабильно продаются 20-30% продукции компании.

Все большее значение приобретает закупочная логистика. На предприятии считают порочной практику покупать сырье и комплектующие с отсрочкой платежа, поскольку это означает, что они приобретаются на 20-30% дороже. Впоследствии эти дополнительные затраты добавляются к цене готовой продукции, возникают сложности с реализацией, возможна даже потеря рынков, снижение конкурентоспособности. Существенный эффект дают замена одного материала другим, а также установление деловых контактов с новыми поставщиками. Недавно специалисты предприятия побывали в Турции, где договорились о прямых поставках обивочных тканей, в результате экономия средств на закупке тканей составила 50% по сравнению с прежней схемой, когда ткани приобретались через посредников.

«Мы постоянно в поиске путей повышения эффективности работы, - подчеркивает Анатолий Жук. - Модернизация производства, сокращение импортной составляющей способствуют тому, что белорусская мебель с каждым годом будет все более конкурентоспособной не только на внутреннем, но и на внешних рынках, в частности на важнейшем для нас российском».

Татьяна ОСКЕРКО