Госдума приняла поправки к лесному кодексу
10 июня 2016 года Государственная дума Российской Федерации приняла в третьем (окончательном) чтении один из самых больших наборов поправок к Лесному кодексу РФ со времени его принятия в 2006 году.
Изначально это был очень небольшой законопроект, направленный на реализацию постановления Конституционного суда от 2 июня 2015 г. № 12-П (по поводу исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства) - в редакции первого чтения он занимал всего одну страницу; но перед принятием во втором чтении закон дополнили множеством новых положений, в результате чего его размер вырос до 36 страниц.
Строго говоря, такой подход к принятию федеральных законов не соответствует Конституции РФ. Согласно статье 72 Конституции России, «в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: (...) к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды». Механизмы согласования законопроектов по предметам совместного ведения с органами государственной власти прописаны в регламенте Государственной думы (статьи 109, 119 и др.); на предоставление поправок к подобным законопроектам после принятия их в первом чтении дается 30 дней. Формально этот срок и процедуры при рассмотрении законопроекта были соблюдены; однако законопроект объемом 36 страниц, касающийся самых разных сторон государственного управления лесами, и законопроект объемом одна страница, касающийся исчисления и возмещения вреда, - совсем разные законопроекты. Фактически получается, что основная часть указанного законопроекта, вынесенная на рассмотрение в третьем чтении, не проходила обсуждение органами государственной власти субъектов РФ. Рано или поздно российским законодателям придется решать вопрос о том, насколько законным был такой способ принятия поправок к Лесному кодексу и что с этим дальше делать.
Законопроект большой, в основном он регулирует бюрократическую сторону управления лесами. Но есть в нем и положения, которые могут очень сильно повлиять на работу организаций лесного сектора, руководителей и специалистов. Законопроект существенно усиливает сложность процедур и увеличивает число документов лесной отчетности. Например, к отчетам об использовании лесов (с некоторыми исключениями) и к отчетам о лесовосстановлении вводятся обязательное приложение материалов дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), фото- и видеофиксации, отдельные отчеты об охране лесов от пожаров, об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, и т. д. В соответствии с законопроектом, радикально повышаются штрафы за некоторые виды лесонарушений и вводятся новые - например, штрафы для юридических лиц - за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов составят от 200 до 300 тыс. руб. (сейчас размер аналогичных штрафов для юридических лиц - от 5 до 10 тыс. руб.). Новые штрафы в размере от 200 до 300 тыс. руб. для юридических лиц вводятся за нарушение порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры. Законопроектом вводится понятие «Реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений». С юридическими лицами и гражданами, внесенными в этот реестр, нельзя будет заключать договоры аренды лесных участков, купли-продажи лесных насаждений и т. д. Законопроект наделяет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (в настоящее время - Рослесхоз) дополнительными полномочиями по координации тушения лесных пожаров и организации штабов по борьбе с огнем в лесах. Вот формулировка поправки, которая вносится в Лесной кодекс РФ: «При тушении лесных пожаров функции по координации всех сил и средств тушения лесных пожаров возлагаются на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции контроля и надзора в области лесных отношений. Указанным федеральным органом исполнительной власти создается федеральный штаб по координации деятельности по тушению лесных пожаров, а также соответствующие штабы в федеральных округах. Порядок формирования таких штабов устанавливается Правительством Российской Федерации». При этом ответственность за тушение пожаров будет по-прежнему лежать на региональных властях и конкретных руководителях мероприятий по тушению огня; а над каждым руководителем огнеборцев появится новая надстройка, которая будет состоять чиновников, по сути ни за что в реальности не отвечающих, но обладающих правом давать обязательные для исполнения указания. Законопроектом определяется, что «краснокнижные» лесные растения должны будут охраняться в соответствии с федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и что особенности охраны этих и других объектов растительного мира в лесах должны быть установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лесной форум Гринпис России