Лесозаготовка

Зачем нужна маркировка ценной древесины в РФ?

Практика применения лесного законодательства

Любая маркировка выполняет две основные задачи: во-первых, позволяет идентифицировать маркированный объект, во-вторых, содержит сведения о свойствах или характеристиках объекта.

Рис. 1. Пример маркировки бревна
Рис. 1. Пример маркировки бревна

Напомним, что с 2015 года в РФ действуют положения Лесного кодекса (ст. 50.2), которые накладывают на лесопользователей, осуществляющих экспорт с территории Российской Федерации древесины ценных лесных пород (дуба, бука, ясеня), следующие обязательства: выполнять поштучную маркировку древесины в соответствии с порядком маркировки, зафиксированным в Постановлении Правительства России (№ 1161 от 4 ноября 2014 г.); не позднее одного дня до вывоза древесины из Российской Федерации представлять информацию о проведенной маркировке в ЕГАИС.

Согласно принятому порядку маркировки, на бирке должна быть нанесена следующая информация: наименование юридического лица или ИП, ИНН; номер бирки; номер декларации о сделке с древесиной. Информацию на бирку необходимо нанести таким образом, чтобы обеспечить ее считывание с использованием технических средств, причем материал бирки и метод крепления должны обеспечивать стойкость маркировки к внешним воздействиям и сохранность нанесенной информации при хранении и транспортировке древесины.

Требования к материалу бирки, методу крепления и технологии нанесения информации на бирку сформулированы довольно расплывчато и допускают множество интерпретаций. Кто и как будет оценивать надежность метода крепления, каков минимальный период, в течение которого информация с бирки должна гарантированно считываться, какие технические средства могут использоваться для считывания, как защитить бирки от подделки и так далее - на эти вопросы пока нет четкого ответа.

Рис. 2. Железнодорожный состав с маркированным лесом
Рис. 2. Железнодорожный состав с маркированным
лесом

Однако закон есть закон, и его требования нужно выполнять. Одним из наиболее приемлемых вариантов по соотношению цены и качества можно признать маркировку древесины с помощью ламинированного бумажного ярлыка, который крепится на торец бревна с помощью обычного строительного степлера.

Для лесопользователей соблюдение требований к маркировке древесины не ограничивается только выбором типа бирки и метода ее крепления, эта операция вносит существенные изменения в процесс подготовки древесины к вывозу из РФ: для выполнения работ необходимо выделить дополнительные технические средства, материалы и персонал для подготовки бирок и проведения маркировки, организовать учет и контроль маркировки, передавать необходимые данные в ЕГАИС.

Словом, в самом простом случае перед вывозом древесины добросовестному лесопользователю нужно напечатать необходимое число бирок с корректной информацией о вывозимой партии древесины, все их ламинировать и закрепить бирку на каждом вывозимом бревне, подготовить корректный отчет о маркировке, подписать его электронной подписью и передать в систему ЕГАИС.

Закон не устанавливает точного регламента проведения операций по маркировке, но учитывая, что данные о маркировке должны быть переданы в ЕГАИС не позднее одного дня до вывоза древесины из Российской Федерации, логично предположить, что маркировка бревен будет выполняться непосредственно перед ее вывозом.

Допустим, что все требования выполнены, маркировка проведена, данные отправлены в ЕГАИС, - что дальше?

Ну, во-первых, основным потребителем данных маркировки является Федеральная таможенная служба (ФТС). Сотрудники ФТС могут осуществлять контроль древесины на территории таможенного поста, сверяя данные из ЕГАИС с данными проверки на месте с помощью технических средств: мобильных терминалов сбора данных, планшетов и пр. Во-вторых, есть вероятность, что данными маркировки могут воспользоваться зарубежные компании или официальные органы власти для контроля легальности вывоза древесины из РФ, с помощью сайта ЕГАИС или путем запроса в ФТС.

Вроде бы, все достаточно просто и понятно, однако давайте разберемся, насколько необходима маркировка древесины описанным выше способом и зачем нужно тратить на нее силы, время и средства? Очевидно, что основной целью введения обязательной поштучной маркировки древесины ценных лесных пород является борьба с незаконной заготовкой и вывозом ценного леса за рубеж.

Рис. 4. Электронная карта для транспортировки и устройство проверки
Рис. 4. Электронная карта для транспортировки и устройство проверки

Теперь давайте представим себе злонамеренного лесопользователя, который решил незаконно заготовить ценную древесину и незаконно вывезти ее за пределы РФ.

Как определить законность заготовки древесины? Можно, например, по данным ЕГАИС проверить всю цепочку сделок купли-продажи древесины. Однако представим, что где-то в этой цепочке есть фирма-посредник или несколько таких фирм, которые занимаются перепродажей древесины и предоставляют в ЕГАИС недостоверные/фиктивные данные. Надо ли объяснять, что в подобной ситуации свести концы с концами и доказать покупку нелегально заготовленной древесины можно только по результатам всеобъемлющей проверки с участием правоохранительных органов. В случае, если сделки проводились, например, между организациями из разных регионов РФ, проверка может затянуться надолго. Причем даже при обнаружении нарушений незаконно заготовленный лес, скорее всего, к тому времени покинет территорию России.

Отдельно отметим: для того чтобы хоть как-то защититься от подобных случаев, маркировку древесины ценных пород нужно проводить непосредственно на месте заготовки, а эту информацию отражать в декларациях о сделках с древесиной. Тогда организовать цепочку фиктивных посредников было бы гораздо сложнее.

Как определить законность вывоза древесины? По факту законность вывоза древесины из РФ определяет ФТС. На основании представленных документов сотрудники ФТС осуществляют формальную проверку сопроводительных документов и сверяют с ними фактический объем и параметры древесины, проходящей через таможенный пост. Учитывая, что обычно древесина вывозится железнодорожным или автомобильным транспортом, сотрудник ФТС фактически может оценить общий объем вывозимой партии, породно-ассортиментный состав и провести выборочный контроль отдельных сортиментов, т. к. проверить каждое бревно в партии невозможно физически.

Таким образом, нанесенная маркировка также будет проверяться выборочно, притом что закон обязывает маркировать каждое бревно! Что же можно проверить по той информации, которая должна быть нанесена на бирку? Можно проверить наименование юридического лица, зафиксирована ли такая сделка и не пересекаются ли номера бирок. Здесь нужно вспомнить, что маркировка проводилась фактически перед вывозом, т. е. лесопользователь спешно печатал ярлыки, маркировал каждое бревно, грузил сырье в вагон, отправлял данные в ЕГАИС, а вагоны на таможню. Безусловно, в такой ситуации при проверке может быть обнаружена какая-то ошибка, но, скорее всего, она будет сделана законопослушным лесопользователем непреднамеренно.

В итоге можно заключить, что добросовестные лесопользователи вынуждены тратить немало сил и средств на выполнение требований лесного законодательства по маркировке древесины ценных пород, которые в настоящий момент в той форме, что определена законом и постановлениями правительства, не имеют особого смысла и практической ценности с точки зрения достижения поставленной цели: пресечения незаконной заготовки и вывоза ценного леса.

Справедливости ради отметим, что сейчас Минпромторг прорабатывает разные варианты улучшения методики маркировки. Во-первых, прорабатывается вопрос использования для маркировки древесины радиометок на отечественных RFID-чипах, что позволит, например, перейти от выборочного контроля на таможенном посту к полноценному контролю, а также решить проблему подделки бирок. Однако пока непонятно, насколько бюджетными будут предлагаемые решения и насколько они будут надежными. Тестирование радиометок в рамках пилотного проекта должно дать ответы на эти вопросы.

Также прорабатываются возможности контроля транспортировки древесины с использованием систем, аналогичных системе «Платон». Поможет ли такое решение обеспечить легальную заготовку и отправку на экспорт древесины ценных пород, пока неясно, так как большинство перевозок леса осуществляется вне федеральных трасс, а также железнодорожным транспортом и по рекам.

Автору хотелось бы заметить, что опыт пилотных проектов по созданию систем учета и контроля заготовленного леса, реализованных нашей компанией для заказчиков в Краснодарском и Амурском краях, показал, что создание системы, которая использует маркировку, требует вложения довольно существенных средств как в создание подобных систем, так и в постоянное сопровождение их функционирования.

Развитие современных технологий позволяет создавать решения, которые больше интересны потребителю с точки зрения стоимости, позволяют эффективно решить задачу пресечения незаконной заготовки и вывоза ценного леса. Мы пришли к выводу, что для того, чтобы гарантировать законность происхождения древесины, необходимо создать атмосферу доверия между представителями легального лесного бизнеса и контролирующих органов. Для этого следует наладить в ЕГАИС учет всех сопроводительных документов в электронном виде на перемещения древесины.

При таком подходе все участники процесса могут доверять друг другу и не проверять законность происхождения древесины, поскольку ее отгрузка будет сопровождаться электронным документом, в котором невозможно будет указать объем отгружаемой древесины сверх ранее зарегистрированного в ЕГАИС. Также на основании данных транспортировки можно вести автоматический подсчет объемов заготовки.

Безусловно, без эффективного механизма контроля и проверки транспорта непосредственно на путях следования в создании любой подобной системы не будет особого смысла. Механизм системы учета и контроля должен быть довольно простым и понятным как для проверяющего, так и для проверяемого. Можно использовать как обычный интернет-браузер с подключением к ЕГАИС, так и специальные технические решения, позволяющие мгновенно осуществлять проверку партии древесины на месте даже в случае отсутствия информации от ЕГАИС.

Подобную систему довольно легко можно сертифицировать в международных организациях, в результате чего лес, который закупается у российских поставщиков, использующих указанную систему, по умолчанию можно будет считать легально заготовленным, что позволит получить дополнительный доход при поставке древесины на рынки, на которых к ней предъявляются строгие экологические требования.

Сергей ПИКИН, консультант ООО «ПолиСОФТ Консалтинг»