Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Деревянное домостроение

Деревянные полы

Как развивается рынок паркетных покрытий

Потребители напольных покрытий в России по-прежнему ищут компромисс между красивыми, но недешевыми натуральными материалами и доступными и практичными искусственными покрытиями. И как на крышах российских домов монтируют материалы, отдаленно напоминающие настоящую черепицу, так полы продолжают покрывать всевозможными материалами, отдаленно напоминающими паркет. Какое же место занимают настоящие паркетные изделия во всем этом многообразии и каковы их перспективы?

В нашей стране массив древесины испокон веков был одним из самых распространенных материалов для внутренней отделки помещений, в том числе для устройства и отделки полов. В XVI веке в России помимо дощатых полов, которые настилались из больших массивных досок во всю длину помещения, появились паркетные полы из художественного паркета, щитового паркета, штучного паркета и массивной паркетной доски. Изгоотовление паркета развивалось и к XX веку из ручного промысла превратилось в промышленное производство. Специализированные фабрики и цеха деревообрабатывающих предприятий еще не так давно - в советские времена - массово выпускали паркет из самых разных пород древесины. Сегодня же массивный паркет стал редкостью в домах россиян. Натуральная древесина в качестве напольного покрытия считается одним из самых престижных и дорогих материалов. Мербау, палисандр, венге, тигровое дерево - изделия из этих и других экзотических пород украшают роскошные интерьеры тех, кто может позволить себе это дорогое удовольствие. Вообще же паркет и паркетную доску изготавливают почти из 300 древесных пород...

Производство паркетной продукции в России

Рис. 2. Распределение производства деревянных паркетных покрытий в России по регионам в 2005–2016 годах, %
Рис. 2. Распределение производства деревянных паркетных покрытий
в России по регионам в 2005–2016 годах, %


Рис. 3. Статистика российского производства штучного, щитового паркета и паркетной доски в 1998–2016 годах, тыс. м2
Рис. 3. Статистика российского производства штучного, щитового паркета
и паркетной доски в 1998–2016 годах, тыс. м2

Деревянные напольные покрытия - это очень узкий сегмент рынка, но одновременно и весьма разнообразный. Как можно сравнивать художественный паркет со сложным узором и лаконичный щитовой модуль квадратной формы? Ведь в одном случае пол представляет собой настоящее произведение искусства, а в другом - всего лишь практичное напольное покрытие, что и определяет существенную разницу в их стоимости. Примерно такова же разница между наборным паркетом и массивной доской, хотя на первый взгляд и то и другое - паркетные планки, которые отличаются только размерами.

Паркет может быть как дорогим и эксклюзивным, так и вполне доступным по цене. К примеру, напольная доска из хвойных пород древесины может быть не намного дороже качественного ламинированного паркета, но большинство покупателей выбирают именно ламинат, хотя по экологичности ламинат проигрывает массиву. Зато он практичнее, прост в укладке, неприхотлив и не требует особого ухода, в отличие от натуральной древесины. Для укладки ламината не обязательно искать «рукастого» паркетного мастера, а после укладки пол не нужно регулярно циклевать и покрывать лаком. Пожалуй, потребительская прагматичность играет главную роль при выборе напольных покрытий в эпоху урбанизации. Но и у натуральных деревянных покрытий почитатели не переводятся. И, судя по наблюдаемой динамике рынка, их число постоянно растет.

Все разнообразие деревянных полов можно условно разделить на три категории: массив, многослойные (щитовые) покрытия и штучный паркет. Российское производство этих материалов по масштабам выпуска распределяется именно в такой последовательности: больше всего производится напольной доски (см. рис. 1). В ассортименте почти всех деревообрабатывающих комбинатов есть доска для пола, причем для многих это побочный продукт - доски для пола и напольные рейки занимают определенное место в ряду многочисленных пиломатериалов, производимых из крупных остатков лесопиления. К этой же категории относится террасная доска, которую чаще всего выпускают комбинаты, работающие с древесиной лиственницы. Террасную доску иногда подвергают температурной обработке для придания ей влагоотталкивающих свойств и прочности, но по большей части это простая шлифованная доска со шпунтом (шипом) с одной стороны и пазом - с другой.

Комбинаты, производящие напольную доску, расположены в основном на севере страны, в Сибири и в центральных регионах, богатых смешанными лесами. Ассортимент продукции этих предприятий очень широк, и, как правило, основная предназначена для деревянного домостроения, а среди выпускаемого погонажа часто встречаются такие отделочные материалы, как вагонка, блок-хаус, имитация бруса и т. д.

Таблица 1. Ведущие российские производители напольной доски
и других массивных покрытий
Посмотреть в PDF-версии журнала. Таблица 1. Ведущие российские производители напольной доски и других массивных покрытий

Таблица 2. Наиболее известные российские производители
штучного и художественного паркета
Посмотреть в PDF-версии журнала. Таблица 2. Наиболее известные российские производители штучного и художественного паркета

Таблица 3. Некоторые российские производители щитового
паркета и паркетной доски
Посмотреть в PDF-версии журнала. Таблица 3. Некоторые российские производители щитового паркета и паркетной доски

Напольную доску из хвойных пород чаще приобретают для бань, саун, дачных домиков и других подобных «простых» помещений. Для отделки квартир подходят материалы из древесины дуба, клена, ясеня, бука и других благородных пород, из которых изготавливается и штучный паркет. Производителей паркета в России не так уж много. Если комбинатов, выпускающих напольную доску, в стране несколько десятков (в табл. 1 в перечне приведены далеко не все), то паркетчиков можно насчитать примерно полтора десятка (см. табл. 2).

Еще меньше производителей паркетной доски - всего около десяти, хотя в количественном выражении паркетная доска производится в больших масштабах за счет объемов выпуска нескольких крупных компаний. Паркетная доска - более удобный и доступный материал по сравнению с модульным и художественным паркетом, но местного производства без участия иностранного капитала в стране пока немного (см. табл. 3). Лидером в производстве этого продукта в России является финская компания «Упофлор» в Калужской области. Несмотря на иностранное происхождение, торговые марки «Упофлор», «Фокус флор», «Карелия» и «Поларвуд» считаются российскими.

Согласно официальной статистике, паркетной продукции, включая щитовой паркет и паркетную доску, в России выпускается около 2,5 млн м2 (максимум наблюдался в 2012 году, когда было произведено более 3 млн м2). На Калугу сейчас приходится более 60% всего российского выпуска паркетной доски, а вообще мощности ООО «Карелия-Упофлор СиАйЭс» рассчитаны на производство 2 млн м2. Еще около 0,5 млн м2 могут выпускать предприятия южных регионов. Например, мощности компании «Паркет-Майкоп» позволяют производить 240 тыс. м2 штучного паркета, а всего в Краснодарском крае функционирует около десяти паркетных производств, работающих с превосходной древесиной Кавказского региона: дубом, ясенем, буком и др.

В числе других производителей штучных и многослойных паркетных материалов стоит отметить компанию «Стародуб», ООО «Эко-Паркет» (прежнее название «Фишер-Паркет-Марка»), ЗАО «Лес Экспорт», «Павловский паркет», ООО «Комель», ООО «Вяткавуд», завод «Янтарная прядь» и ряд других. Некоторые из перечисленных компаний одновременно выпускают паркетную доску и штучный паркет, массивный и сращенный. Филиал «УПП № 821» ФГУП «ГУССТ № 8 при Спецстрое России» производит щитовой паркет - квадратные паркетные модули. Причем это большая редкость для современного российского рынка, тогда как в советские времена производством щитового паркета занимались многие комбинаты.

Статистика производства показывает, что в начале 2000-х годов российский потребитель на время потерял интерес к паркетным покрытиям, во всяком случае, отечественное производство сокращалось, предприятия закрывались. Но непосредственно перед кризисом 2008-2009 годов интерес к паркету снова начал расти. Востребованность была настолько стойкой, что в кризис производство паркета почти не сократилось, а после 2010 года стало расти. Тяжелые времена, наступившие после 2013 года, сказались на объемах выпуска, но это, по всей видимости, временные трудности.

С уверенностью можно прогнозировать, что спрос на деревянные напольные покрытия в долгосрочный период будет увеличиваться. Правда, остановки отдельных производств наблюдаются, но на смену им приходят современные предприятия, оборудованные по самому последнему слову техники, а старые производственные линии подвергаются модернизации.

Импорт паркета в Россию

Рис. 4. Распределение импорта паркетной доски в Россию по ведущим брендам в 2016 году, %
Рис. 4. Распределение импорта паркетной доски в Россию по ведущим
брендам в 2016 году, %


Рис. 5. Динамика импорта и экспорта паркетной доски в 2007–2016 годах, т
Рис. 5. Динамика импорта и экспорта паркетной доски в 2007–2016 годах, т

Что касается импорта, то на российском рынке есть место для изделий из экзотических пород древесины - тех самых, которые упоминались в начале статьи: мербау, палисандра, венге, тигрового дерева и других. Но сегмент паркетной доски отечественные производители вполне способны освоить самостоятельно.

В 2016 году почти половина импортной паркетной доски пришлась на марку Barlinek, которая поставляет продукцию в Россию из Польши и Украины. Почти 30% импорта - это паркетная доска марки Tarkett производства польского, сербского и шведского подразделений концерна Tarkett. Около 6% приходится на торговую марку Kahrs (Швеция, Польша). Верхний слой доски этих популярных брендов преимущественно из древесины дуба, ясеня и ореха. Используются для производства паркетной доски и экзотические породы: ятоба, махагони, ироко, зебрано.

Растущий спрос на паркетную доску подтверждается высокими объемами импортных поставок, которые активно росли до 2011 года, не падали в 2012-2014 годах и только в 2015-2016 годах сократились из-за кризиса и удорожания иностранной валюты. Но если внутреннее производство не окрепнет, импорт тут же вернется, стоит только повыситься покупательской способности россиян. Экспорт этого материала из России тоже растет. Во всяком случае, до 2009 года экспорта паркетной доски из России не было, а в 2010-2016 годах за рубеж ежегодно стабильно поставлялось около 5 тыс. т этой продукции.

Таким образом, можно сказать, что у российского рынка паркетных покрытий хорошие перспективы. Они обязательно раскроются, как только тяга потребителей к качественным напольным материалам будет подкреплена финансовыми возможностями, ведь кризис не будет вечным. Но очевидно, что своих паркетных производств, особенно крупных, в России пока не хватает. И это при том, что природные запасы ценных пород древесины, таких как дуб, клен, ясень и бук, в стране огромные. Российские производители сумели вытеснить иностранную продукцию с рынка межкомнатных дверей. Хочется надеяться, что подобная «революция» произойдет и в производстве паркета.

Вера НИКОЛЬСКАЯ, директор по исследованиям агентства ABARUS Market Research