Реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений
Комментарии юриста
Наиболее распространенным видом использования лесов в России остается заготовка древесины (более 90% используемой лесной площади). На долю арендаторов лесных участков приходится около 80% заготовленной древесины. Невыполнение лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов гражданами и юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, является причиной расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или безвозмездного пользования лесными участками. Число расторгнутых договоров весьма значительно, что послужило причиной появления в законодательстве нормы, направленной на существенное ограничение правосубъектности недобросовестных участников лесных правоотношений.
1 марта 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 23.06.2016 г. № 218-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений» (далее - закон № 218-ФЗ), положения которого устанавливают полномочия Рослесхоза по ведению реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений.
Во исполнение закона № 218-ФЗ Минприроды России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка ведения реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений, включая порядок внесения информации в реестр и исключения из него информации» (далее - проект акта). В случае вступления в силу проекта акта арендодатели и арендаторы лесных участков, продавцы и покупатели лесных насаждений получат новый механизм воздействия на участников рынка, не выполняющих взятых обязательств.
Проект акта опубликован на официальном сайте regulation.gov.ru в рамках проведения процедуры оценки регулирующего воздействия (ID - 02/07/11-16/00058676). Рассмотрим проект акта на предмет соответствия Лесному кодексу Российской Федерации (далее - ЛК РФ) в редакции закона № 218-ФЗ.
Согласно статье 98.1 Лесного кодекса РФ в редакции закона № 218-ФЗ, вступившей в силу 1 марта 2017 года, ведение реестра осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Это полномочие Рослесхоза закрепляет Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 г. № 736 (далее - Положение).
В реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений (далее - реестр) включается информация об арендаторах и покупателях, с которыми были расторгнуты договоры в соответствии с частью 2 статьи 24, частью 8 статьи 51, частью 5 статьи 60.1, частью 5 статьи 60.12 и частью 4 статьи 61 Лесного кодекса РФ или со статьей 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также сведения о нарушении указанными лицами лесного законодательства (часть 2 статьи 98.1 Лесного кодекса РФ в редакции закона № 218-ФЗ).
Кроме того, согласно части 3 статьи 98.1 Лесного кодекса РФ в реестр включается следующая информация: наименование, место нахождения - для юридического лица; фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя; идентификационный номер налогоплательщика; информация о договорах аренды лесных участков и договорах купли-продажи лесных насаждений; основания и даты расторжения договоров аренды лесных участков и договоров купли-продажи лесных насаждений; дата внесения указанной информации в реестр.
Вместе с тем пунктом 5 проекта акта устанавливается, что в реестр включается информация только согласно части 3 статьи 98.1 Лесного кодекса РФ, при этом ссылка на часть 2 статьи 98.1 Лесного кодекса РФ в редакции закона № 218-ФЗ отсутствует, что является повторением положений части 5 статьи 98.1 Лесного кодекса РФ в редакции закона № 218-ФЗ и требует корректив в проекте акта, а также внесения изменений в закон № 218-ФЗ.
Пунктом 4 проекта акта устанавливается, что рассмотрение поступившей от арендодателей или продавцов информации о недобросовестных арендаторах лесных участков и покупателях лесных насаждений осуществляется Рослесхозом в установленном порядке. При этом ни Лесным кодексом РФ в редакции закона № 218-ФЗ, ни Положением не предусмотрено полномочие Рослесхоза по утверждению порядка ведения реестра и рассмотрения заявок. Таким образом, проект акта по факту не содержит положений о порядке ведения реестра, а устанавливает отсылочную норму на иной нормативный правовой документ.
Согласно пункту 8 проекта акта реестр ведется в электронном виде по форме, указанной в приложении к проекту акта. При этом приложение к проекту акта на официальном сайте не представлено. В соответствии с пунктом 9 проекта акта сведения, содержащиеся в реестре и не отнесенные к информации, составляющей коммерческую тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации о коммерческой тайне, размещаются на официальном сайте Рослесхоза.
Согласно части 6 статьи 98.1 Лесного кодекса РФ в редакции закона № 218-ФЗ информация, содержащаяся в реестре, размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного вести реестр, и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы. Следовательно, проектом акта вводится дополнительное ограничение на объем публикуемой на официальном сайте Рослесхоза информации реестра посредством включения положения о коммерческой тайне. При этом Лесным кодексом РФ в редакции закона № 218-ФЗ это ограничение не устанавливается.
Полагаем, что разработчиком с учетом положений частей 2-3 статьи 98.1 Лесного кодекса РФ в редакции закона № 218-ФЗ может быть однозначно решен вопрос об отнесении ограниченного перечня включаемой в реестр информации к коммерческой тайне.
С учетом изложенного можно заключить, что разработчиком документа не только не соблюдена процедура оценки регулирующего воздействия проекта акта, но и нарушена логика статьи 98.1 Лесного кодекса РФ в редакции закона № 218-ФЗ, во исполнение которой разработан проект акта. Сформулированные положения проекта акта нельзя считать достаточными для корректного и беспроблемного ведения реестра.
Кроме того, анализ положений статьи 98.1 Лесного кодекса РФ в редакции закона № 218-ФЗ показал, что в части 5 указанной статьи содержится ссылка на часть 3 той же статьи, при этом ссылка на часть 2 данной статьи отсутствует. Следовательно, часть 5 статьи 98.1 Лесного кодекса РФ в редакции закона № 218-ФЗ должна быть откорректирована.
Судебная практика
Рослесхоз планирует активно использовать механизм внесения сведений о недобросовестных арендаторах лесных участков и покупателях лесных насаждений в реестр. Согласно сообщению от 10.02.2017 года на официальном сайте агентства, в Арбитражном суде Самарской области состоялось судебное заседание о взыскании суммы долга арендной платы с юридического лица, являющегося арендатором лесного участка по договору аренды. Судом в полном объеме удовлетворены требования о взыскании суммы долга в размере 137760,76 руб. в пользу департамента лесного хозяйства Ярославской области, в том числе взыскана неустойка.
В другом сообщении говорится о правонарушениях, совершенных гражданами на территории Ярославской области. Так, гражданин Л., воспользовавшись предоставленным ему правом, заключил с департаментом договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд. Осуществляя заготовку древесины на территории Даниловского участкового лесничества, гражданин не выполнил очистку мест рубок от порубочных остатков, что является грубым нарушением лесного законодательства и влечет наложение штрафа.
В соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ и Законом Ярославской области от 27.06.2007 г. № 55-з «О некоторых вопросах регулирования лесных отношений» граждане имеют право заключать договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд (отопления, строительства и ремонта дома, хозяйственных построек). Этот договор не только предоставляет право заготавливать древесину, но и накладывает на заготовителя ряд обязанностей.
Департамент лесного хозяйства Ярославской области (далее - департамент) обратился с требованием в районный суд о взыскании неустойки. Требования департамента о взыскании неустойки в размере 30 тыс. руб. удовлетворил Даниловский районный суд Ярославской области в полном объеме.
В другом деле Ярославский районный суд Ярославской области оставил в силе постановление департамента о привлечении индивидуального предпринимателя Р. к административной ответственности в соответствии с частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 20 тыс. руб.
Во всех информационных сообщениях Рослесхоза подчеркивается, что в рамках гражданского законодательства неоднократное неисполнение лицом, использующим лесной участок, обязанности по внесению арендной платы является основанием для досрочного расторжения договора аренды. С 01.03.2017 года указанная информация будет направляться в уполномоченный орган для внесения сведений в реестр. Впоследствии лица, включенные в реестр, будут лишены права заключать договоры аренды лесных участков и договоры купли-продажи лесных насаждений.
Нормотворческая деятельность субъектов РФ
Принятие закона № 218-ФЗ потребовало актуализации нормативных правовых актов субъектов РФ. Постановлением губернатора Костромской области от 22.12.2016 г. № 258 Положение о департаменте лесного хозяйства Костромской области было дополнено пунктом 47.2, обязывающим департамент направлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра, информацию, предусмотренную статьей 98.1 Лесного кодекса РФ. Аналогичное требование содержится в нормативных правовых актах других субъектов Российской Федерации.
Стоит отметить, что включение подобной нормы в положения об уполномоченных органах субъектов Российской Федерации было продиктовано внесением в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) новых составов, предусматривающих административную ответственность должностных лиц.
В частности, согласно статье 8.32.1 КоАП РФ ненаправление, несвоевременное направление, направление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный вести реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений, информации, подлежащей включению в этот реестр, но содержащей недостоверные сведения, влечет за собой наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 до 15 тыс. руб. В соответствии со статьей 8.32.2 КоАП РФ включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений влечет за собой наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 50 тыс. руб.
Хотя в Лесном кодексе РФ указано, что порядок ведения реестра устанавливается Правительством Российской Федерации, в некоторых субъектах Российской Федерации был принят собственный порядок ведения реестра, причем без указания на административно-территориальное ограничение. К примеру, распоряжением правительства Кировской области от 29.12.2016 г. № 158 в целях повышения эффективности государственного управления в области лесных отношений были утверждены правила ведения реестра и его форма, а министерство лесного хозяйства Кировской области определено уполномоченным органом, осуществляющим ведение реестра с 01.01.2017 г., то есть на два месяца раньше, чем того требует Лесной кодекс РФ.
В закон Свердловской области от 03.12.2007 г. № 152-ОЗ «О порядке и нормативах заготовки гражданами, проживающими на территории Свердловской области, древесины для собственных нужд» были внесены изменения, согласно которым решение об отказе во включении частного лица в список граждан, имеющих право на заготовку древесины для собственных нужд, принимается в случае, если сведения о нем включены в реестр (п. 8 ч. 3 ст. 2-1, вступил в силу 01.03.2017 г.).
Пунктом 19 Административного регламента о порядке предоставления Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области государственной услуги по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, утвержденного постановлением губернатора Самарской области от 22.01.2015 г. № 3, устанавливается, что заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по результатам аукционов, допускается с гражданами и юридическими лицами в случае отсутствия сведений о них в реестре (вступил в силу 01.03.2017 г.). Аналогичное требование содержится в административных регламентах других субъектов Российской Федерации.
Примечательно, что Архангельским областным собранием депутатов 27 февраля 2017 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона № 110018-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений"» (в части отмены требования о представлении материалов дистанционного зондирования, фото- и видеофиксации).
В частности, в проекте федерального закона предлагается исключить пункт 24 из закона № 218-ФЗ, в соответствии с которым в Лесном кодексе РФ была внесена статья 98.1 (о ведении реестра). Согласно пояснительной записке к проекту федерального закона, «...предложенные нормы (закона № 218-ФЗ. - Прим. авт.) по формированию реестра не будут достигать цели "отфильтровывания" разного рода аферистов, поскольку зарегистрировать новую фирму легко, а возникшие долги по аренде или неисполненным работам останутся неоплаченными. Кроме того, не учитывается ситуация, когда арендатор стал «недобросовестным» вследствие природных катаклизмов, которые не позволили отгрузить заготовленную древесину, получить доходы и выполнить все свои обязанности по организации, например, противопожарных мероприятий».
На предварительном рассмотрении проекта федерального закона в Государственной думе РФ 14 марта 2017 года было решено направить его заинтересованным органам власти для подготовки отзывов, предложений и замечаний.
Марина БАБИЧ,
магистр юриспруденции,
консультант отдела оценок в сфере транспорта, связи и экологии
Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России