Партнеры журнала:

Лесопиление

Ведущие производители хвойных пиломатериалов Канады и США

Согласно ежегодному опросу WOOD MARKETS*, позволяющему определить 40 лучших производителей хвойных пиломатериалов из Канады и США, в 2016 году наблюдался уверенный рост производства благодаря сотрудничеству на сильном рынке США и росту производства в Китае.

С учетом того, что каких-либо крупных предприятий в течение 2016 года не приобреталось, почти весь рост производства можно отнести за счет действующих предприятий. Из 40 лучших компаний всего у трех канадских и четырех американских отмечался какой-либо спад, что свидетельствует в целом об удачном годе для отрасли.

У канадских производителей пиломатериалов, входящих в первую двадцатку, наблюдался рост объемов продукции с 46 250000 м3 в 2015 году до 48 260000 м3 в прошлом году, тогда как их доля в общем объеме производства уменьшилась до 72% (с 74%). Однако оказывается, что инвестиции канадских предприятий в южные регионы США носят стратегический характер благодаря крупным поставкам леса в этот регион и высокой доходности лесопильных предприятий (результат низких цен на лес). Также с учетом американских пошлин на поставки канадского леса, введенных в мае, покупка Канадой лесопильных предприятий в США выглядит дальновидной мерой. В то время, как в 2016 году особой активности, связанной с покупкой канадскими компаниями лесопильных предприятий в США, не наблюдалось, общее число американских лесопильных производств в собственности компаний West Fraser, Canfor и Interfor, (которых насчитывается 39) позволяет им отлично диверсифицировать свое лесопильное производство.

Что касается рейтинга первых 20 канадских фирм, 12 из них базировались в Западной Канаде и на них приходилось 34 690 000 м3 (52,0% канадских поставок). Это на 920300 м3 (+2,7%) превышает показатели 2015 года. У первых восьми восточно-канадских производителей объем производства достиг 13 450 000 м3, что составляет 20,1% канадских поставок) то есть прирост составил 1 050000 м3 (+8,4%) по сравнению с предыдущим годом.

В первую пятерку канадских производителей входят такие компании, как West Fraser, Canfor, Tolko, Resolute и Western Forest Products. Следует отметить, что West Fraser обошел компанию Canfor и вышел на первое место среди канадских производителей пиломатериалов, которое та занимала с 2011 года.

Доля первой пятерки компаний на рынке составила в 2016 году 43,0% (45,1% в 2015 году). West Fraser увеличил объем производства на своих 13 лесопильных предприятиях на 464 900 м3, доведя его до 8 967 000 м3 (+5,5%). Компания Canfor слегка сдала позиции и оказалась на втором месте с результатом 8 943 000 м3, объемы ее производства упали на 99 110 м3 (-1,1% к 2015 году). Компания Tolko находится на третьем месте, ее объемы производства сократились по сравнению с предыдущим годом на 148 700 м3 и составили 4 484 000 м3 (-3,2%), ввиду того, что на 50% было сокращено производство на фабрике Quesnel, B.C. начиная с октября 2016 года (а также в первом квартале 2017 года было закрыто лесопильное предприятие Merritt, B.C). На четвертом месте - компания Resolute, которая увеличила объемы производства на 391 700 м3 (+9,9%) и довела их до 4 342000 м3. Объемы производства Western Forest Products выросли на 122 700 м3 и достигли 2 225 000 м3.

В США общие поставки пиломатериалов первой двадцатки компаний возросли с 46 490 000 м3 до 49 320 000 м3 (+6,3%). Первые 20 американских компаний наращивали объемы производства почти в два раза быстрее, чем вся американская отрасль, и на 50% превысили достижения первой двадцатки канадских компаний.

В 2016 году в США на долю первых 20 фирм пришлось 63,9% всех поставок хвойных пиломатериалов (для сравнения - 62,1% в 2015 году). Несмотря на отсутствие экспортных пошлин на канадские пиломатериалы в 2016 году, наиболее крупные американские лесопильные предприятия показали отличные результаты. Этот рост демонстрирует растущую уверенность крупнейших североамериканских производителей (в том числе канадских собственников предприятий) в том, что рынок домостроения придет в норму и потребление пиломатериалов вырастет. Другим фактором, стимулирующим эти стратегические действия, направленные на рост объемов производства (по обе стороны границы), по-видимому, стала необходимость повысить конкурентоспособность цен за счет снижения затрат и роста эффективности.

Как и в 2015 году, компания Weyerhaeuser удержалась на первом месте в США благодаря пусть скромному - на 542700 м3 росту объемов производства, общий выпуск составил 8 589 000 м3 (+6,7%). Приобретение фирмы Plum Creek Timber компанией Weyerhaeuser стало сенсацией года: в состав Plum Creek Timber входили два лесопильных предприятия, которые сейчас являются основными активами объединения компаний с их лесными участками, занимающими 52610 км2. Компания Georgia-Pacific осталась на втором месте по итогам прошлого года, ее объемы производства оцениваются примерно 5 899000 м3 (+6,9%). На третьем месте оказалась компания West Fraser, объем производства у которой вырос на 309 100 м3 и составил 5 050 000 м3 (+6,5%), чему способствовала реконструкция лесопильного предприятия Quincy, которая находилась в эксплуатации весь год. Компания Sierra Pacific заняла четвертое место, у нее наблюдался спад и объемы производства составили 4 955 000 м3 (-11%). Компания Interfor осталась на пятом месте, объемы производства составили 3 799000 м3, то есть на 238 300 м3 меньше, чем годом ранее (-5,9%). На первую пятерку американских компаний приходится 28 080 000 м3, то есть 36,3% всех американских поставок пиломатериалов, что составляет небольшой (3,5%) прирост по сравнению с 2015 годом.

Четверо из крупнейших производителей на севере американского континента работают как в США, так и в Канаде. Эти компании, акции которых свободно обращаются на открытом рынке ценных бумаг, в прошлом году входили в первую шестерку компаний как в США, так и в Канаде (процент объемов производства пиломатериалов в США указан в скобках): Weyerhaeuser (81%), West Fraser (36%), Canfor (26%) и Interfor (65%). «Когда мы сравниваем показатель EBITDA (прибыль до уплаты налогов, процентов, износа и амортизации оборудования) у этих четырех компаний, - сказал президент WOOD MARKETS Русс Тейлор, - заметно, что у компании Weyerhaeuser прибыль с 2014 года по настоящее время превышает среднее значение (и составляет самый высокий процент лесопильных активов США). Отсюда вопрос: почему американские компании жалуются, что канадские лесопильные предприятия субсидируются, и при этом компания Weyerhaeuser достигает столь исключительных финансовых результатов, а у нее лишь 19% производства в Канаде?»

У других трех компаний, расположенных в Канаде, прибыль за тот же трехлетний период гораздо скромнее, чем у Weyerhaeuser, хотя у них больше лесопильных предприятий в Канаде, чем у Weyerhaeuser.

По материалам International Forest Industries