Партнеры журнала:

События ЛПК

Выставки в Екатеринбурге – эффективное средство развития лесной и мебельной отраслей

С 19 по 22 сентября 2017 года в Екатеринбурге, в МВЦ «Екатеринбург-Экспо», прошла неделя отраслевых выставок Grand Expo-Ural, организованная «Межрегиональной выставочной компанией – Урал». На площади 9000 м2 были представлены 262 компании и торговые марки. В программу недели входили четыре выставки: «Экспомебель-Урал», Lesprom-Ural Professional, Aquaprom-Ural и «Утилизация». О двух мероприятиях, представляющих для наших читателей наибольший интерес, мы расскажем подробнее.

«Экспомебель-Урал» – традиционная осенняя выставка в Екатеринбурге с многолетней историей, собирающая на своей площадке производителей и поставщиков мебели, фурнитуры, комплектующих, оборудования и инструмента для производства мебели.

В числе российских участников – компании «Аллоджио Мебель», «Базис-центр», Верхнепышминская мебельная фабрика, «Командор», Магнитогорская мебельная фабрика, «Мебельград», «ПолиСОФТ Консалтинг», «Томфасад» («Томские мебельные фасады»), мебельная компания «Финист», мебельная фабрика «Эко» и другие.

Lesprom-Ural Professional – выставка машин, оборудования и технологий для лесной и деревообрабатывающей промышленности, соорганизатором которой выступает компания Deutsche Messe. Генеральный информационный партнер выставки – журнал «ЛесПромИнформ».

В числе участников – компании Felder Group, Leuco, LidTech, Polytechnik Luft- und Feuerungstechnik GmbH, Ponsse, Termolegno, «Интервесп», Ассоциация «Ками», «Комиинвест-АКМТ», «Лак-Премьер-Урал», «Лединек Инжиниринг» (представительство Ledinek Engineering d.o.o. в России), «МДМ-Техно», Пермский завод грузовой техники («Пермяк»), «Топстанки», «Фольман», «Элси» и другие.

В рамках выставочной экспозиции внутри павильона можно было посмотреть большую часть представленного оборудования в работе, а на открытой площадке – познакомиться с лесной техникой.

Всего выставки Grand Expo-Ural посетили 6076 гостей из 12 стран мира, 82% посетителей составили профессионалы (статистика подтверждена независимым выставочным аудитором Russcom IT Systems).

Но кто может лучше рассказать о прошедших мероприятиях, чем их участники?

Ольга Осинова, представительство компании «Лединек Инжиниринг» (Словения):

«Наша компания участвовала в выставке Lesprom-Ural Professional в первый раз. В регионе большие лесные запасы и довольно высокий уровень развития промышленности, в том числе деревообрабатывающей. Но у нашей компании почти нет запросов от потенциальных клиентов из региона. Поэтому было решено принять участие в выставке, чтобы на месте изучить ситуацию, познакомиться с регионом, найти новых заказчиков. И уже сейчас можно сказать: мы не прогадали. Приятно были удивлены уровнем организации мероприятия. И можем отметить высокую для региональной выставки посещаемость, особенно если сравнивать с другими региональными выставками за Уралом. Порадовало также, что в числе посетителей нашего стенда были представители действующих деревообрабатывающих производств, которые уже довольно давно работают в этой сфере и накопили определенный опыт. Наша компания занимается производством деревообрабатывающего оборудования класса „премиум“. Станки и наш бренд известны в Европе, два года назад мы вышли на рынки Японии и Австралии. Сейчас активно разрабатываются несколько проектов в США. В России, где огромные лесные ресурсы, мы в последние несколько лет, к сожалению, почти не ведем никаких крупных проектов, но надеемся на изменение ситуации, поэтому продолжаем контактировать с российскими деревообработчиками, в том числе участвуя в отраслевых выставках. Здесь, в Екатеринбурге, на Lesprom-Ural Professional, договоров не заключили, но это и неудивительно – из-за высокой стоимости нашего оборудования контракты сразу не подписываются, но в числе посетителей были довольно интересные потенциальные клиенты, были и конкретные запросы, работаем с ними. По поводу участия в следующем году подумаем, но, я полагаю, приедем!»

Мария Королёва, Polytechnik Luft- und Feuerungstechnik GmbH (Австрия):

«Компания Polytechnik не впервые принимает участие в выставке Lesprom-Ural Professional, на что, конечно же, есть причины. Свердловская область богата лесными ресурсами, а Екатеринбург является центром Уральского федерального округа, поэтому, на мой взгляд, площадка для проведения мероприятия выбрана удачно. К тому же сейчас наша компания завершает первый этап модернизации котельной на НАО „Свеза Верхняя Синячиха“, а участие в выставке не только позволяет лишний раз обозначить свой интерес к региону, но и дает возможность поприветствовать наших партнеров, пообщаться с ними, встретиться с потенциальными клиентами, оценить актуальную ситуацию внутри отрасли и, конечно же, презентовать новинки. В этом году в Екатеринбурге мы представили новое направление работы нашей компании: производство оборудования для изготовления древесного угля. Думаю, что в 2018 году мы снова встретимся на гостеприимной уральской земле с нашими заказчиками и будущими деловыми партнерами».

Анна Камалутдинова, Пермский завод грузовой техники (г. Пермь)

«Мы не впервые принимаем участие в Lesprom-Ural Professional, но 2016 год пропустили. И тем разительнее отличия между выставками 2015 и 2017 года. Главное – и очень существенное для нас – изменение состоит в «портрете» посетителя выставки. Два года назад на стенд приходили в основном наши постоянные клиенты, работающие в Свердловской области. Это не удивительно: и клиентам далеко ехать не требуется, и нам нет необходимости колесить по всей области. Однако мы работаем по всей России и просто физически не успеваем сами посетить всех клиентов. Поэтому не могло не порадовать, что на нынешней выставке, помимо постоянных клиентов, гостями нашего стенда были представители компаний, с которыми мы прежде не были знакомы. Очень важно, что посетители были не только из Свердловской области, но и из Тюменской, Челябинской областей, Башкирии.

Мы всегда представляем на выставке какую-либо из машин «живьем», в этот раз на открытой площадке рядом с павильоном все желающие могли осмотреть наш сортиментовоз с гидроманипулятором. Даже одна машина может дать представление о качестве проработки конструкции и культуре производства, но куда важнее ознакомиться с полной линейкой производимой продукции и производственными мощностями предприятия. Поэтому мы приглашали посетителей приехать на завод (тем более, что Пермь расположена недалеко от Екатеринбурга). Многие откликнулись на приглашение и уже побывали у нас на производстве.

Кроме того, хочу отметить, что по сравнению с 2015 годом клиенты стали больше внимания уделять таким значимым моментам, как конструктив, используемые материалы, качество сборки, а вот цена сейчас, благодаря субсидированию Минпромторга, уже перестает быть определяющим фактором. Покупателю оказывается выгодней обратиться к производителю, выпускающему технику чуть более дорогую, чем «гаражные машиностроители», но более надежную. И мы как раз можем предложить требуемое качество. Безусловно, участвовать в выставках надо – это хорошая возможность рассказать о себе, поддержать отношения с существующими клиентами, познакомиться с новыми, оценить емкость рынка, получить отзывы о реальной эксплуатации машин. Такую возможность, особенно с точки зрения поиска новых клиентов, и дает выставка в Екатеринбурге«.

Сергей Конов, «Мебельград» (г. Брянск)

«Впервые наша компания принимала участие в выставке „Экспомебель-Урал“ в 2015 году. Тогда основной целью было расширение географии нашего присутствия, поиск не столько конечных потребителей, сколько дилеров, партнеров, оптовых компаний. Мы оценивали емкость локального рынка, понимая необходимость присутствия здесь и то, что мощностей нашего производства хватит „закрыть“ и этот регион. По итогам участия в выставке-2015 спустя год мы открыли региональный склад фабрики в Екатеринбурге, сделав первый шаг на пути укрепления позиций на рынке Екатеринбурга. Здесь нашу мебель закупают оптовые компании для реализации конечным потребителям. В этом году мы приехали поддержать имидж компании и представителей регионального склада, встретиться с действующими деловыми партнерами и привлечь новых. Уже сейчас можно сказать, что результаты участия в выставке – положительные: есть определенные договоренности о поставках продукции, есть предпосылки для расширения присутствия в регионе – мы установили 80 перспективных контактов, считаем это хорошим показателем эффективности участия в выставке. Порадовала география посетителей нашего стенда: Екатеринбург, Свердловская область, Челябинск, Уфа, Тюмень, Пермь, Казань, Республика Марий Эл. Были даже представители Крыма!»

Сергей Романенко, компания «МДМ-ТЕХНО»

«Мы проанализировали отзывы наших партнеров о выставке 2016 года, пообщались с рядом клиентов и решили в этом году принять участие в ней – так сказать, „запустить пробный шар“. Наш интерес к Уралу связан с растущими темпами строительства, когда вводится в эксплуатацию много объектов, вследствие чего мы предвидим увеличение спроса на мебель и повышение активности наших потенциальных клиентов, мебельщиков и деревообработчиков. Если говорить о масштабах выставки, то, конечно же, хотелось бы видеть на ее площадях больше участников, больше экспозиций, больше посетителей. Тем не менее, можно отметить качественный состав посетителей, это была в основном целевая аудитория. Но хочется порекомендовать организаторам приглашать больше специалистов и шире освещать выставку.

На своем стенде мы представили основной ассортимент оборудования, инструмента и комплектующих, которые предлагаем поставлять компаниям российского ЛПК, встретились с постоянными партнерами и нашли новых. В рамках выставки мы вместе с журналом „ЛесПромИнформ“ провели конференцию по перспективным, на наш взгляд, направлениям для Уральского региона. Конференция прошла успешно, так что можно сказать, что поставленных целей мы достигли».

Деловая программа

По традиции выставки в Екатеринбурге отличаются насыщенной конгрессной программой. В рамках Lesprom-Ural Professional и «Экспомебель-Урал» было проведено 15 деловых и интерактивных мероприятий, в которых приняли участие более 60 российских и зарубежных спикеров. Отметим лишь некоторые события.

На стенде Германского дома науки и инноваций работала технологическая выставка Renewables – made in Germany, которую 19 сентября торжественно открыл генеральный консул ФРГ в Екатеринбурге д-р Штефан Кайль. Посетители выставки могли ознакомиться с последними разработками в области использования источников возобновляемой энергии для выработки тепла и электричества.

В первый день выставки состоялось расширенное совещание лесопромышленников Уральского федерального округа «Единая информационная система учета древесины и сделок с ней. Требования действующего законодательства РФ» с участием главного аналитика аппарата ФГБУ «Рослесинфорг» (Москва) Александра Мариева. В совещании участвовали руководители компаний и профильных министерств соседних регионов, в том числе представительная делегация из Башкирии.

На стенде Свердловской области состоялась презентация инвестиционных возможностей региона. По оценке Корпорации развития Среднего Урала, регион представляет собой хорошую площадку для инвестиций. Географическое положение, уровень развития промышленного производства, развитая транспортная инфраструктура и площадь земель лесного фонда делают Урал привлекательным для бизнеса, стремящегося открыть здесь новые производства. В Свердловской области расчетная лесосека составляет 24,3 млн м3, причем большая часть лесного фонда свободна для аренды. Ежегодно здесь заготавливается 6,5 млн м3 древесины, и лесозаготовительные предприятия региона готовы к кооперации с деревообрабатывающими производствами. На Урале стремятся помогать бизнесу в реализации инвестиционных проектов. Так, например, в регионе действуют разные льготы и меры господдержки для компаний, которые готовы организовать свое дело здесь.

Традиционно во второй день выставки прошел отраслевой бизнес-семинар «Школа мебельного дела» (организатор – маркетинговое агентство Rekana) и Евро-Азиатский лесопромышленный форум, организаторами которого выступили Уральский государственный лесотехнический университет, Департамент лесного хозяйства по УФО при поддержке Федерального агентства лесного хозяйства РФ. В третий день работы выставок Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства и компания «Deutsche Messe РУС» организовали «Биржу деловых контактов». В мероприятии приняли участие 20 компаний из десяти стран и более 30 российских компаний.

Уральский государственный лесотехнический университет (УГЛТУ) давно славится своей школой подготовки будущих специалистов ЛПК. В нем много внимания уделяется образованию, международному обмену опытом и профессиональному становлению учащихся. Неудивительно, что популяризации профессии и путям реализации профессиональных амбиций будущих работников лесной отрасли в рамках деловой программы выставок было уделено особое внимание. В международном молодежном конкурсе (по программе World Skills) «Лучший оператор лесных машин» состязались студенческие команды УГЛТУ и колледжа Южного Саво (Миккели, Финляндия). Конкурс прошел в два этапа: «Демонстрация компетенции работы на харвестере» и «Демонстрация компетенции работы на форвардере». Тренажер-симулятор Komatsu был предоставлен участникам соревнований компанией «Комек Машинери» – официальным представителем Komatsu, а лесотехника – компаниями «Скат» и «Партс Сервис» (официальным представителем Ponsse). Международный молодежный конкурс профессионального мастерства «Lumberman/Лесоруб» помогла провести компания Husqvarna, предоставив деревообрабатывающий инструмент командам из Екатеринбурга и Финляндии.

Три идеи для развития мебельных компаний

 Семинар журнала «ЛесПромИнформ» «Повышение эффективности производства и маркетинга мебели: новые идеи, новые тренды, новые требования»
Семинар журнала «ЛесПромИнформ» «Повышение эффективности производства и маркетинга мебели: новые идеи, новые тренды, новые требования»

21 сентября в рамках выставок «Экспомебель-Урал» и Lesprom-Ural Professional журнал «ЛесПромИнформ» провел семинар «Повышение эффективности производства и маркетинга мебели: новые идеи, новые тренды, новые требования». Генеральным партнером мероприятия выступила компания «МДМ-ТЕХНО». В работе семинара приняли участие свыше 50 человек – представители более чем 30 компаний из Екатеринбурга и Свердловской области, Пензы, Рязани, Астрахани, Кургана, Челябинской области, Пермского края и других регионов.

Участникам мероприятия были предложены для обсуждения три темы: «Стулья и детские кроватки – новый бизнес для мебельщиков Урала», «Покраска: создаем конкурентные преимущества», «Упаковка: сохраняем прибыль». Открывая семинар, главный эксперт и основатель Международного мебельного кадрового центра Сергей Александров рассказал о последних тенденциях на рынках мебели, в частности, отметил меняющиеся модели потребления и новые форматы продаж. Речь шла о трендах на рынке детской мебели и о том, как их учесть при продвижении товаров. Так, например, сейчас растут продажи детской мебели в сети Интернет. Доля товаров для новорожденных, продаваемых через Интернет, составляет 11%. Растут продажи детской крупногабаритной мебели. Но на Урале производство детской мебели (в этом сошлись все докладчики) развито слабо, а значит, эту нишу рынка производителям еще предстоит заполнять. То же справедливо в отношении производства стульев.

Коммерческий директор компании «МДМ-ТЕХНО» Дмитрий Миронов в своем выступлении отметил, что стул – довольно сложный продукт из-за особенностей производства. Возможно, именно поэтому в России менее 1% общего числа мебельных фабрик занимаются производством стульев. Но сложно не значит невозможно, а в условиях высокой конкуренции на мебельном рынке в целом и низкой в сегменте производства стульев в частности это направление деятельности мебельных компаний видится довольно привлекательным. Мебельщикам стоит обратить внимание на довольно широкий круг потребителей этой продукции: гостиницы, рестораны и кафе, санатории, бюджетные учреждения (с учетом государственной установки на импортозамещение), частные и юридические лица. Главное – определиться с сегментом рынка («эконом», «классика», «элит») и выбрать модели для производства.

На российском рынке детских кроваток тоже не так много игроков – всего около 30 производителей (имеется в виду серийная мебель). А статистика рождаемости говорит сама за себя: в 2016 году в России родилось около 2 млн детей. Но крупнейшая фабрика в России выпускает только 10 тыс. кроваток в месяц, еще около десяти известных мебельных компаний выпускают около 700 тыс. кроваток в год, а остальные производства не покрывают растущую потребность рынка. Таким образом, компаниям, решившим освоить эту рыночную нишу, рекомендуется выбрать эконом-сегмент и дорогой, а дальше дело за дизайнерами и выбором оборудования для реализации креативных решений, которые позволят завоевать рынок.

Большую роль в успехе бизнеса играют эффективное оборудование и грамотно выстроенная технология с учетом выбранного сегмента рынка и возможностей производителя. Вложения в организацию производства стульев, например, могут составить около 2 млн руб. для выпуска моделей класса «эконом» и 5-7 млн руб. – для выпуска мебели в сегментах «классика» и «элит». На рынке оборудования сейчас предлагаются универсальные станки, конструкция которых позволяет выполнять сразу несколько операций и расширять возможности производителя этих видов мебели, и не только. К подобным станкам можно отнести 5-осевой обрабатывающий центр Sprinter итальянского производителя Greda, премьера которого в России состоялась летом этого года в демонстрационном зале компании «МДМ-ТЕХНО».

Следующий блок семинара был посвящен покраске. Какие бы виды мебели ни выпускались, покраска – обязательный этап производственного процесса. И именно за счет нее производитель может достичь конкурентного преимущества. Руководитель департамента специальных проектов «МДМ-ТЕХНО» Павел Шеликов поделился с участниками семинара последними тенденциями в дизайне и производстве мебели, которые были представлены весной этого года на крупнейшей дизайнерской ярмарке Salone del Mobile в Италии. Сейчас в основе все большего числа дизайнерских решений в производстве мебели лежат современные технологии покраски, что позволяет обеспечить разнообразие цветовых решений мебельных изделий, окрашивать сложные по форме изделия. Современные технологии позволяют окрашивать поверхности как деревянных элементов, так и стекла, как плоские, так и рельефные поверхности. Вариантов отделки множество.

На рынке оборудования представлено самое разное оборудование – как для нанесения ЛКМ ручным способом (стоимость покрасочной камеры для окраски поверхностей мебельных заготовок на мелко- и среднесерийных производствах начинается с 260 тыс. руб.), так и для автоматической покраски в специальных устройствах (их цена варьирует от 50 тыс. до 250 тыс. евро) на крупных производствах. Конечно, и у того и у другого способа покраски есть свои плюсы и минусы. Дефекты ручной покраски часто вызваны пресловутым человеческим фактором, но зато таким способом можно окрашивать штучные изделия. Автоматическая покраска довольно дорогостоящая, но исключает вероятность возникновения брака по вине человека. Технологии не стоят на месте, и в последнее время на производствах все чаще стали применяться роботы, конструкция которых позволяет эффективно использовать все плюсы ручной и автоматической покраски. Таков, например, робот японского производства Fanuc Robotics. Затраты на покупку робота (40-60 тыс. евро) быстро окупаются, его использование позволяет сократить производственные расходы, в том числе расход лакокрасочных материалов, сэкономить производственные площади, увеличить объемы производства и обеспечить стабильно высокое качество конечной продукции. Кроме того, робот может быть использован и на других операциях. Все перечисленное создает конкурентные преимущества, к которым так стремятся все производители мебели.

Далее Сергей Александров из ММКЦ рассказал о разных путях построения схемы сбыта мебельной продукции. Кто-то идет по пути открытия собственных точек продаж, кто-то делает ставку на интернет-продажи, кто-то использует технологии франчайзинга – вариантов много. Одно из перспективных направлений – сотрудничество с дилерами, торговыми компаниями, сетевыми магазинами. Говоря о дилерах, г-н Александров объяснил, как повысить объем закупок оптовиками и поддерживать большие запасы, как увеличить продажи за счет повышения качества работы продавцов дилера с потребителями и за счет активного продвижения своей продукции на локальных рынках, как повысить лояльность потребителей за счет повышения качества обслуживания дилеров и стабильность продаж за счет построения системы управления и контроля продаж у дилера. Докладчик подчеркнул, что необходимо учитывать ряд требований, которые предъявляют торговые компании к потенциальным поставщикам мебели.

Одно из ключевых условий работы с оптовиками – это требования к упаковке товара, которая должна в полной мере соответствовать назначению: защищать изделия от воздействий внешней среды, повреждений другими изделиями, обеспечивать сохранность количества и качества изделий, упрощать погрузо-разгрузочные работы, способствовать оптимизации пространства при хранении на складе и перевозке, обеспечивать максимальную информацию о товаре. Павел Шеликов из «МДМ-ТЕХНО», рассказывая о технологиях упаковки, их плюсах и минусах, подчеркнул, что руководство каждого мебельного предприятия при выборе того или иного решения должен понимать, что оптимизировать процесс упаковки необходимо и очень важно, поскольку это один из путей развития производства в современных условиях, которые диктует рынок. Хорошая упаковка позволяет увеличить плечо доставки, сократить число рекламаций клиентов, упорядочить учет. Продукцию упаковывают в бумагу, пузырчатую пленку, вспененный полиэтилен и другие материалы как вручную, так и с помощью специального оборудования. Это устройства и автоматические линии, на которых из гофрокартона изготавливают упаковку разных размеров, от одной коробки до больших партий, станки по упаковке изделий в стретч-пленку, рассчитанные на разные размеры продукции и объемы производства, а также линии для упаковки изделий в термоусадочную пленку.

Участники семинара много говорили об основных трендах и возможностях расширения каналов сбыта и потребительских ниш, о том, как сохранить и усилить конкурентные преимущества. Коснулись и вопросов продвижения готовой продукции, повышения уровня узнаваемости бренда и поддержания лояльности потребителей к компании. Одним из инструментов достижения названных целей является участие в отраслевых выставках. Интересен опыт поддержки администрацией Екатеринбурга городских компаний – участниц выставок. Принято постановление, согласно которому компаниям может быть возмещено до 50% затрат, связанных с участием в международных, межрегиональных, всероссийских и зарубежных выставках-ярмарках. О том, как попасть в эту госпрограмму и как она работает, рассказала на семинаре представитель администрации Екатеринбурга Елена Олейникова.

Подготовила Ольга РЯБИНИНА

В 2018 году неделя отраслевых выставок Grand Expo-Ural пройдет в Екатеринбурге с 18 по 21 сентября. «ЛесПромИнформ» вновь выступит генеральным информационным партнером выставки Lesprom-Ural Professional.


«Экспомебель-Урал»:
• Общая площадь экспозиции – 3825 м2;
• представлено 108 компаний и торговых марок;
• география участников – Австрия, Белоруссия, Германия, Израиль, Италия, Канада, КНР, Корея, Россия, Сирия, США, Турция.

Lesprom-Ural Professional:
• Общая площадь экспозиции – 3335 м2;
• представлены 94 компании и торговые марки;
• география участников – Австрия, Германия, Италия, Корея, КНР, Польша, Россия, Словения, США, Финляндия, Швеция.