Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Лесозаготовка

Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере использования лесов

Совершенствование нормативных правовых документов, регулирующих отношения, связанные с использованием лесов, в том числе по заготовке древесины, является одним из приоритетных направлений нормотворческой деятельности Минприроды России. Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года (далее – Основы госполитики), утвержденные распоряжением Правительства РФ от 26.09.2013 №1724-р, предусматривают повышение вклада лесного сектора экономики в социально-экономическое развитие страны.

Иван Валентик

Принятие Федерального закона от 29.06.2015 №206-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и отдельные законодательные акты в части совершенствования регулирования лесных отношений» дало возможность арендаторам лесных участков, добросовестно исполнившим свои обязанности по договору аренды, срок которого истек, заключать новый договор без проведения торгов (подпункт «а» пункта 13 Основ госполитики).

В ФЗ-206 внесены изменения в Лесной кодекс РФ, в соответствии с которыми субъекты малого и среднего предпринимательства могут осуществлять заготовку древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Эти договоры заключаются по результатам открытых аукционов, что способствует развитию здоровой конкуренции в лесной отрасли (подпункт «к» пункта 13 Основ госполитики).

С 1 января 2016 года этот механизм эффективно заработал в полной мере. По результатам аукционов в течение 2016 года и первых девяти месяцев 2017 года с субъектами малого и среднего предпринимательства заключены договоры купли-продажи лесных насаждений объемом 14,3 млн м3, по которым в бюджетную систему РФ поступило 3,5 млрд руб., в том числе 700 млн руб. в федеральный бюджет. Принятые Минприроды России меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в лесном комплексе, показали свою эффективность и положительно сказались на финансово-экономическом состоянии, обеспечили создание новых рабочих мест (преимущественно в сельской местности) и увеличение объема заготовки древесины.

Для стимулирования создания производств по переработке древесных отходов, низкокачественной и малоценной древесины (пеллетных производств, предприятий промышленной и коммунальной энергетики и пр.) правительством утвержден план мероприятий по созданию благоприятных условий использования возобновляемых древесных ресурсов для производства тепловой и электрической энергии (подпункт «б» пункта 14 Основ госполитики). Для стимулирования лесозаготовителей и производителей пиломатериалов к созданию мощностей по использованию отходов деревообработки Минприроды России считает целесообразным применение в числе прочего мер тарифного регулирования. В связи с этим министерство инициировало дополнение перечня позиций Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов (ЕТСНГ) Прей­скуранта №10-01 «Тариф на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами (Тарифное руководство №1, ч. 1 и 2)» от 17.06.2003 №47-т/5, позициями ЕТСНГ «Гранулы топливные (пеллеты) из отходов деревообработки», «Брикеты топливные из отходов деревообработки» и установлением на их перевозку тарифа первого класса, предусматривающего понижающие коэффициенты в зависимости от расстояния перевозки.

В связи с принятием Федерального закона от 21.07.2014 №250-ФЗ «О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации» обеспечено единообразное нормативно-правовое регулирование условий заключаемых договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обеспечена возможность утверждения типовых договоров аренды лесного участка в зависимости от вида использования лесов.

На борьбу с незаконным оборотом древесины и сделок с ней, создание условий для добросовестной конкуренции участников лесного рынка направлен Федеральный закон от 28.12.2013 №415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях». Два года последовательно вступали в силу его отдельные положения, на 1 января 2016 года этот процесс завершен, все нормы закона действуют: введена обязательная система учета заготовленной древесины, транспортировка которой осуществляется при наличии сопроводительного документа; декларируются сделки с древесиной; создана единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) учета древесины и сделок с ней. За время эксплуатации эта система доказала свою эффективность – наблюдается увеличение доли официально декларируемых сделок с древесиной, повышение прозрачности ее оборота. Заметным эффектом внедрения ЕГАИС стало сокращение доли необработанной древесины (кругляка) в экспорте и пропорциональный рост доли продукции лесопиления.

Кроме того, важнейшим результатом совершенствования правового регулирования отношений, связанных с использованием лесов, стало введение реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений в связи с принятием Федерального закона от 23.06.2016 №218-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях». Реализация этой нормы закона позволит поддержать добросовестных лесозаготовителей.

Минприроды России придерживается принципа необходимого стимулирования производства продукции глубоких переделов внутри страны. Важнейшим направлением путей решения этой задачи является создание механизма обеспечения приоритетного доступа к лесным ресурсам тех предприятий, которые осуществляют их глубокую переработку. Министерство подготовило законопроект, в котором предусмотрена новая форма торгов по предоставлению лесных участков для заготовки древесины – конкурсная, при которой победитель будет определяться исходя из оценки имеющихся у него производственных мощностей по производству древесины. Законопроект предусматривает установление Правительством РФ перечня критериев выявления победителей конкурса. В него должны входить следующие критерии: наличие и (или) развитие современных объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры; эффективное использование материальных, финансовых, трудовых и природных ресурсов, обеспечивающих повышение производительности труда; внедрение импортозамещающих, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий; увеличение объемов выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью.

Для повышения прозрачности процедур по предоставлению лесных участков в аренду для заготовки древесины предлагается проводить аукционы по заключению соответствующих договоров исключительно в электронной форме. Сведения об участках, предоставляемых для использования, а также о территориях, на которых подобные участки могут быть созданы, должны размещаться в сети Интернет и находиться в свободном доступе, что обеспечит их максимальную открытость. Также необходимо введения заявительного механизма предоставления лесных участков. Проект Федерального закона №40092-7, направленного на внесение в лесное законодательство перечисленных выше изменений, в настоящее время готовится к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.

Кроме того, для развития глубокой переработки древесины в разработанном Минприроды России межведомственном плане (утвержденном заместителем председателя Правительства РФ А. Г. Хлопониным 29.11.2016 №АХ-П9-7241) предусмотрены мероприятия по развитию лесного комплекса в Российской Федерации. В план включены мероприятия, которые предусматривают разработку Стратегии развития лесного комплекса на период до 2030 года, внесение в государственные программы РФ и региональные целевые программы субъектов изменений, обеспечивающих реализацию мероприятий, которые направлены на опережающее развитие лесного комплекса, разработку программы продвижения продукции ЛПК и мер по развитию промышленной биоэнергетики на основе использования древесного сырья, развитие деревянного домостроения.

Без устойчивого сырьевого обеспечения предприятий глубокой переработки древесины и лесохимических производств невозможно развитие отрасли. Для решения этой задачи Минприроды совместно с Рослесхозом внедряет модель интенсивного использования и воспроизводства лесов, ориентированную на освоение вторичных лесов с развитой инфраструктурой. Интенсивная модель позволяет лесоводственными методами формировать древостои повышенной продуктивности.

В целях развития инвестиционной деятельности Минприроды подготовлен проект Постановления Правительства РФ «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов, не связанных с заготовкой и переработкой древесины», которым определяется порядок подготовки и утверждения перечня подобных приоритетных инвестпроектов.

Из справочных материалов к докладу заместителя министра природных ресурсов и экологии РФ, руководителя ФАЛХ Ивана Валентика на заседании круглого стола Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Федерального Собрания Российской Федерации (25 октября 2017 года).