Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Лесозаготовка

Желтый – это новый черный

Открытие обновленного завода Ponsse

«Ваша машина может быть любого цвета, лишь бы она была черной», – говаривал отец современного автомобилестроения Генри Форд, задав этой парадоксальной фразой своеобразный стандарт отрасли на добрую сотню лет. И ведь был старик, несомненно, прав: нет ничего притягательней для глаз, чем стремительное черное авто. А наблюдая за тем, как развивается компания Ponsse, невольно задумываешься о том, что дальше –больше, рассуждая о лучших лесных машинах, представляешь их себе в черно-желтой окраске...

В финском поселке Виеремя, где расположены производственные мощности компании Ponsse, дни международной прессы проходят уже почти регулярно. И поводов для их проведения всегда более чем достаточно. 26 августа 2018 года более 50 журналистов из стран Европы, Азии, Северной и Латинской Америки, Африки прибыли в штаб-квартиру машиностроительного концерна, чтобы встретиться с его руководством, побывать в логистическом центре компании и на заводе поставщиков, стать свидетелями и участниками показа новинок техники на лесной делянке, но главное – собственными глазами увидеть производство машин после предпринятых в их конструкции кардинальных изменений и принять участие в торжественной церемонии открытия обновленного завода! Однако обо всем новом – по порядку.

Акт 1. Лес

Ведущий производитель лесных машин в Финляндии очень тщательно готовился к предстоящей выставке FinnMETKO (в чем автор очень скоро убедился) – пожалуй, никогда ранее Ponsse не выпускала и не представляла столько новинок единовременно за короткий срок.

Первоначальная интрига (журналистам предоставили информацию о новых моделях, но с условием придержать на несколько дней публикации о них) сохранялась недолго: председатель совета директоров компании Юха Видгрен был настроен благожелательно, улыбнувшись, махнул рукой, сказал: «Можно!» и повез всю немалую делегацию в лес – показывать новинки в работе.

Размещенная на делянке техника могла бы сама по себе составить полноценную экспозицию приличной «домашней» выставки. А с учетом того, что на примере каждой из машин демонстрировалась какая-то новация, а три новинки вообще были показаны впервые, да еще и любой из журналистов мог забраться в кабину и попробовать свои силы в качестве оператора лесных машин, действо превратилось в нечто совершенно феерическое. Итак, что же нам показали?

PONSSE Bison с подвеской Active Frame – новаторский форвардер, просто необходимый там, где велико плечо транспортной доставки. Благодаря мощному двигателю Mercedes-Benz/MTU и надежной коробке передач CVT, «Бизон» грузоподъемностью 16 т развивает на вывозке скорость, недостижимую ранее ни для одного из форвардеров. Сидишь внутри – не чувствуешь различия с комфортной ездой по лесной дороге или по скоростной трассе, смотришь снаружи на движение машины – ощущение, будто мимо промчалось гоночное авто.

В обновленном модельном ряду 8-колесных форвардеров теперь доступен вариант с удлиненной рамой (для моделей Wisent, Elk и Buffalo) – за счет дополнительных 1,89 м длины машины ее давление на грунт уменьшается на существенные 17% по сравнению с предыдущей моделью.

Мощный и длинный кран K121 с увеличенными грузоподъемностью и объемом захвата – еще одна новинка, которой можно оснастить форвардеры Elephant и ElephantKing, расширив их возможности работы в сложных условиях и на склонах.

Теперь у Ponsse есть не только Active Frame, но и Active Crane – название новая разработка получила по созвучию с Active Frame, но суть ее совершенно иная: это новая система управления крана-манипулятора для форвардеров, позволяющая существенно ускорить скорость их работы. Теперь управление манипулятором стало проще, система позволяет оператору сосредоточить все свое внимание на погрузке, а не на работе с джойстиками манипулятора. Важно то, что оператору не нужно контролировать все функции манипулятора одновременно – ему помогает автоматика. Когда в машине задается требуемое положение манипулятора, система автоматически выполняет операции подъема, сгибания и выдвижения.

Новый харвестер PONSSE Cobra – универсальная восьмиколесная машина для эффективной работы в самых разных условиях. У него мощный шестицилиндровый двигатель Mercedes-Benz/MTU, одноконтурная гидравлическая система, приводимая в действие большим рабочим насосом объемом 210 см3, отличная устойчивость даже на мягких грунтах и крутых склонах. Манипулятор с вылетом до 10–11 м комплектуется харвестерными агрегатами H5, H6 или H7 – по выбору заказчика. Эта машина станет хорошим дополнением к имеющемуся у лесозаготовительной компании парку либо может взять на себя весь объем валки для тех предпринимателей, кому нужна одна машина для эксплуатации на разных участках заготовки.

Целый ряд обновлений был реализован в популярной модели PONSSE Fox, что позволило повысить эффективность и экономичность этого харвестера. Изменения коснулись едва ли не всех узлов и систем машины: усилена рама, повышена мощность двигателя, более модернизированный манипулятор установлен ближе к кабине для улучшения обзора, а сама кабина стала более удобной для оператора; усовершенствованы гидравлическая система и распределение веса для работы на мягких грунтах.

PONSSE Fox
PONSSE Fox

Была проведена большая работа по улучшению этой системы гидравлики всех моделей с целью достижения экономии топлива, устранения технических недочетов (включая нагрев и потери давления) и общего повышения эффективности.

Новые требования Евросоюза по вредным выбросам подталкивают производителей техники к модернизации двигателей. Машины Ponsse, произведенные для Европейского рынка, отныне будут оснащаться моторами Mercedes-Benz/MTU пятого поколения. Снижен уровень эмиссии, крутящий момент увеличен во всех версиях двигателя, а максимальная мощность может быть достигнута при более низких оборотах двигателя.

Наверняка непосредственные пользователи лесных машин – операторы будут стоя аплодировать такой новинке как PONSSE Seat, то есть усовершенствованному рабочему сиденью. Специально сконструированное с учетом всех особенностей работы в лесу, оно очень удобно и эргономично. Сверхпрочная базовая конструкция и набор индивидуальных регулировок, система компенсации вибраций при движении сделают работу оператора максимально комфортной и позволят провести смену без особой усталости.

Были обновлены и электронные продукты – в частности, информационная система Opti, разработанная Ponsse для лесных машин. Изменения коснулись программного обеспечения, пользовательского интерфейса и отдельных программных модулей. Новая система может обрабатывать информацию объемом почти в 100 раз больше и в 100 раз быстрее, чем система предыдущего поколения.

Улучшены и PONSSE Manager – удобный цифровой инструмент для контроля и планирования работы на делянке, а также составления отчетов, и приложение OptiMap2 (составная часть системы управления PONSSE Opti4G), позволяющее с помощью GPS-модуля фиксировать все этапы процесса заготовки и выстраивать оптимальные маршруты следования машин.

Стоит также отметить использование в разработках Ponsse систем виртуальной реальности. Снабжены VR-очками симулятор харвестера, а также очень удобная сервисная система для механиков, позволяющая специалисту в ходе ремонта прямо на месте нахождения машины дистанционно получить помощь от эксперта и вместе с ним добраться до каждого узла машины, разобрать его и разобраться – в чем причина возникшей проблемы и как ее устранить.

Акт 2. Завод

И все же самой громкой новостью для участников дней международной прессы стали не упомянутые выше технические чудеса. Журналистам показали полностью переосмысленную и перестроенную технологическую цепочку производства машин на заводе в Виеремя, новые роботизированные линии, автоматизированную складскую систему на 15500 единиц хранения и 3900 паллето-мест (она обеспечивает плавный поток поступления компонентов на сборочные участки, а скорость, с которой «летают» между стеллажами управляемые «умной» системой ящики с запчастями, просто поражает воображение), прекрасно оборудованную тестовую площаду. Экскурсию по заводу провел генеральный директор концерна Ponsse Юхо Нуммела. Сразу скажу: спустя два года после моего предыдущего визита сюда, обновленные цеха было просто не узнать – перемещены для наилучшего взаимодействия и оптимизированы все без исключения сборочные линии.

Последовательная перестройка завода началась в 2016 году, в модернизацию были сделаны крупнейшие в истории предприятия инвестиции, их результатом стало увеличение производственных площадей с 2700 до 4000 м2. «Изменения назрели, их подсказывал рынок, они были определены нашей нацеленностью на обеспечение качества – гибкости – безопасности пользования и продуктивность, – сказал Юхо Нуммела. – Обновление позволит еще более оперативно реагировать на запросы клиентов и повысить эффективность серийного производства».

Интерлюдия. Компания

Ponsse – узкоспециализированная машиностроительная компания, ориентированная на клиента и постоянно развивающаяся: 46% ее сотрудников заняты в сфере новых разработок. Порядочность, инновационность, командный дух и ориентация на заказчика – основные ценности Ponsse. Все годы существования фирмы ее стратегия остается неизменной: создание сортиментных лесных машин «от и до» в рамках одного собственного производства. Сегодня компания демонстрирует самый широкий модельный ряд техники в отрасли.

При открытии завода в 1970 году его площадь составляла всего 300 м2, а сейчас превышает 4 га. На первой производственной площадке сейчас находится небольшой склад запчастей – и в это «место силы» обязательно приводят экскурсии.

Для оптимизации производственной цепочки вокруг основного предприятия Ponsse в течение последних нескольких лет формируется бизнес-парк, где располагаются заводы партнеров-поставщиков. Сегодня в его пределах производятся почти все компоненты машин, кроме импортируемых.

В 2013 году компания представила революционный харвестер Scorpion, принципиально отличающийся от всех других подобных лесных машин. C момента мировой премьеры построено более 700 «Скорпионов».

Ponsse никогда не останавливается на достигнутом. Продолжаются инвестиции в проект создания новых сервисных центров: в финском Миккели (пуск намечен на февраль 2019 года), в Томске и Санкт-Петербурге.

Акт 3. Церемония

За рубежом к журналистам проявляют совсем другой уровень уважения, чем в нашей стране, и потому на торжественную церемонию открытия обновленного предприятия первыми пригласили именно их. Посреди огромного цеха за считанные часы возвели подиум с трибуной, над которыми разместилась панорама из архивных фото, демонстрирующих первые шаги основателя компании Эйнари Видгрена в бизнесе и развитие предприятия. Когда медиа-публика удовлетворила свое любопытство с помощью фото- и видеооборудования, зал заполнили сотрудники завода: в конце концов, это был их день и их праздник. Наконец на трибуну поднялся председатель правления Ponsse Юха Видгрен и, открывая церемонию, сказал: «Фотоэкспозиция над моей головой показывает, как в течение 48 лет менялся этот завод. Это было долгое и увлекательное путешествие, и слова моего отца Эйнари хорошо описывают его: „Один человек сам по себе может мало, но хорошая команда способна добиться всего, что угодно“. Спасибо строителям и дизайнерам, приложившим руки к этому проекту, особая благодарность нашим сотрудникам, которые много работали ради того, к чему мы пришли сегодня».

Прежде чем разрезать символическую ленточку, почетный гость мероприятия – министр экономического развития Финляндии Мика Линтиля отметил: «Это событие демонстрирует высокий потенциал финского бизнес-сообщества для развития и реформирования своих предприятий, а также хорошие перспективы региона. Для меня Ponsse – пример того, чего можно добиться с помощью упорства, компетентности, энтузиазма и неискоренимого стремления к новому; наглядная иллюстрация того тезиса, что шаг за шагом локальная компания может вырасти до мирового уровня. Считаю, что основой успеха Ponsse являются правильные ценности и честная игра. Развивая свой бизнес, такие компании, как эта, способствуют развитию других, связанных с ней компаний и экономики страны в целом. Появляются новые рабочие места на самом заводе – и это способствует занятости населения в других регионах страны, поскольку ни один бизнес не существует независимо от других.

Повышение роли автоматизации и роботизации – процесс, которого не следует бояться, – считает министр. – Роботы и искусственный интеллект стали частью нашей жизни, они не отнимают у людей работу, а помогают им решать все более сложные задачи, принимать самые серьезные вызовы жизни. Оснащение обновленного завода Ponsse наглядно демонстрирует это.

И еще одно важное направление деятельности развивает эта передовая компания: обучение и образование. Здесь, на заводе, организована структура, получившая название «Академия Ponsse», которая помогает работникам приобретать новые знания и навыки, развивать новые подходы к рабочим процессам. А в кооперации с другими образовательными учреждениями компания выращивает для себя будущих технических специалистов, поддерживая их во время учебы, раскрывая и развивая молодые таланты. Сегодняшняя церемония – пример того оптимистического подхода к делу, который демонстрирует Ponsse на протяжении всего своего существования. Правительство охотно поддерживает такие предприятия, в этом году государственные инвестиции в бизнес достигли пиковых значений. В передовой бизнес, в бизнес будущего. Исследовательско-внедренческие работы занимают все большее место в развитии предприятий – в прошлом году компании страны потратили на них 3,4 млрд евро, демонстрируя всему миру, что финские фирмы могут производить самую лучшую продукцию.

Надеюсь, пример и успехи Ponsse станут дополнительным стимулом для других компаний, ориентированных на развитие. Лучшие в мире лесные машины сегодня делают здесь".

Занавес

Осталось сказать всего несколько слов. И пусть они будут про российское подразделение Ponsse, которое второй год подряд возглавляет список наиболее успешных филиалов компании во всем мире: продажи техники Ponsse в России впервые превысили уровень продаж в Финляндии и Швеции, традиционно являвшихся основными рынками сбыта черно-желтых лесных машин. С учетом той большой работы по развитию, которую постоянно ведет команда Ponsse, хочется думать, что это не предел, и искренне пожелать соотечественникам удачи.

Текст Максим Пирус
Фото Максим Пирус, Ponsse