Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Мебельное производство

В столице мебельного края

С 3 по 6 апреля в Краснодаре прошла XXII Международная выставка мебели, материалов, комплектующих и оборудования для деревообрабатывающего и мебельного производства UMIDS и IV выставка предметов интерьера и декора InDecor Krasnodar. В четырех павильонах общей площадью 30 тыс. м2 были представлены 338 компаний из девяти стран: России, Белоруссии, Германии, Италии, Китая, Латвии, Польши, Турции и Украины.

Выставочный комплекс «Экспоград Юг»
Выставочный комплекс «Экспоград Юг»

Большое количество экспонентов, продуманная программа мероприятий, новинки оборудования, мебели и комплектующих в первый же день выставки смогли привлечь почти 5000 посетителей (по уточненным данным организаторов, всего за время выставки комплекс «Экспоград Юг» посетили 13 947 человек).

В Краснодарском крае такие выставки востребованы, поскольку в регионе работает более 1500 деревообрабатывающих предприятий и мебельных фабрик разной производственной мощности, которые обеспечивают работой более 8000 человек. По данным Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР), едва ли не каждая двадцатая единица мебели в России производится именно в Краснодарском крае.

Выставки открылись торжественной церемонией, в которой приняли участие заместитель председателя Законодательного собрания региона Сергей Алтухов, руководитель департамента промышленной политики Краснодарского края Иван Куликов, заместитель директора департамента экономического развития, инвестиций и внешних связей муниципального образования «Город Краснодар» Андрей Бритченко, генеральный директор АМДПР Тимур Иртуганов и директор обособленного подразделения компании MVK в Краснодаре Елена Тельнова.

Церемония открытия
Церемония открытия

Деловая программа UMIDS получилась весьма насыщенной. Выставка открылась конференцией «Реализация потенциала роста продаж мебели через участие в государственных и частных закупках», а уже на следующий день более 100 слушателей собрала конференция «Тотальное обновление мебельного бизнеса», организованная журналом «ЛесПромИнформ», Международным мебельным консалтинговым центром (ММКЦ), при поддержке АМДПР и UMIDS. Официальным партнером конференции выступила Felder Group.

Основной спикер и ведущий конференции «Тотальное обновление мебельного бизнеса» – генеральный директор ММКЦ Сергей Александров – представил аудитории свое видение развития мебельного рынка, технику выстраивания мебельного бренда на рынке B2B, стратегии построения продаж и мотивации персонала. Последние пять лет мебель занимает лишь 80 место в списке приоритетов среднестатистического покупателя. По мнению ведущего, в этом одна из главных проблем отрасли. Несмотря на то что мебель необходима в каждом доме, из-за продавцов, неправильно позиционирующих свои товары, потребители не нацелены на приобретение мебели без крайней необходимости. Сложившуюся ситуацию необходимо менять путем как переформатирования рекламных стратегий, так и использования новых каналов и форматов продаж.

Конференция «Тотальное обновление мебельного бизнеса»
Конференция «Тотальное обновление мебельного бизнеса»

Анализ работы мебельных магазинов показывает, что только 15% мебели продается в кредит. Оставшиеся объемы приобретаются только за счет накоплений, что необходимо учитывать при разработке маркетинговой стратегии торговых точек. В первую очередь нужно изменять формат продаж, выставляя мебель в определенных соотношениях в разных ценовых сегментах. Среднестатистический покупатель не готов выбирать всю мебель только в одной ценовой категории, поскольку это либо не соответствует его запросам, либо очень дорого. Современный потребитель привык делать все запланированные покупки в одном месте, и если выстраивать формат продаж, ориентируясь только на один сегмент рынка, магазин не будет интересен покупателю как отличающийся от привычной ему модели приобретения товаров.

Необходим переход к предложению сбалансированного ассортимента мебели, представленной в разных сегментах. Это повысит покупательский интерес, а также позволит игрокам мебельного рынка объединяться и успешно противостоять крупному бизнесу и большим торговым сетям.

Генеральный директор АМДПР Тимур Иртуганов представил свой анализ мебельного рынка мебели в России. По его данным, в 2018 году совокупный объем производства вырос на 25% относительно показателя 2017 года и достиг 190 млрд руб. при совокупном объеме внутреннего рынка 477,5 млрд руб. Несмотря на то что, по оперативным данным Росстата, доля регионов Южного федерального округа в общем объеме российского мебельного производства в 2018 году снизилась с 8 до 7,6% (по сравнению с 2017 годом), в стоимостном выражении отмечается рост с 12,1 до 14,3 млрд руб. В структуре мебельного производства за этот же период наибольшие изменения произошли в сегменте офисной мебели, доля которого увеличилась с 11 до 16%. Больше всего в России производится бытовой корпусной мебели – в 2018 году 25% в общем объеме производства продукции.

Основными темами выступления Елены Бардиной, коммерческого директора рекламного агентства для мебельщиков Rekana, стали возможности иммерсивного маркетинга и новые способы продвижения продукции на мебельном рынке. Тимофей Квачёв, эксперт Trinet Group познакомил собравшихся с новыми способами организации интернет-продвижении продукции.

Темы были выбраны настолько метко, что развернувшуюся в конце семинара дискуссию остановило только окончание работы выставочного павильона.

В рамках выставки прошли еще два важных мероприятия: конференция «Мебель в цифре», посвященная цифровым технологиям продвижения и продаж мебели в интернете, и презентация «Новые требования, введенные в техрегламент Таможенного союза 025 „О безопасности мебельной продукции“ при производстве мебели для общественных помещений».

Фестиваль столярного дела
Фестиваль столярного дела

На «Фестивале столярного дела», организованном компанией Rubankov, посетители выставки могли познакомиться с тонкостями и приемами ручной обработки древесины.

Фонд развития промышленности Краснодарского края
Фонд развития промышленности Краснодарского края

Для поддержки предпринимательства в регионе Фонд развития промышленности Краснодарского края разработал шесть программ, одна из которых направлена на поддержку легкой, деревообрабатывающей и мебельной промышленности. Местные предприятия, не имеющие задолженности по налогам, могут получить кредит в размере от 3 до 30 млн руб. на срок до 36 месяцев для приобретения оборудования или сырья. При наличии банковских гарантий в случае приобретении оборудования отечественного производства процентная ставка для предприятия составит всего 1%, а оставшиеся проценты будут субсидированы фондом. Для промышленных предприятий все услуги фонда бесплатные, а подать заявку на поддержку можно по интернету, не выходя из офиса.

На выставке представители журнала «ЛесПром­Информ» стремились не только познакомиться с новинками технологий и оборудования, но и получить комментарии специалистов отраслевых компаний о текущем состоянии мебельной индустрии в регионе и прогнозах развития.

Специалисты компании Vollmer отметили, что Краснодарский край – динамично развивающий регион, в котором активно строятся жилые дома, для обустройства которых требуется мебель. По их мнению, конкуренция мебельных фабрик будет нарастать. Потребители мебели во всех ценовых сегментах делают упор на качество продукции, которое невозможно обеспечить на высоком уровне без использования современных технологий и постоянного инвестирования в оборудование. Наблюдается тенденция оснащения даже малых мебельных предприятий новыми автоматизированными моделями станков, которые позволяют снизить количество работников и обеспечить стабильное качество обработки древесины и плитных материалов.

Стенд компании Vollmer
Стенд компании Vollmer

Для качественной механической обработки древесины необходим правильно подготовленный режущий инструмент. Мебельные компании региона привлекают к подготовке инструмента (в особенности – твердосплавных дисковых пил) специализированные сервисные центры, располагающие современным профессиональным парком оборудования для технологически правильной заточки. К услугам подобных центров прибегает все больше компаний. При таком подходе малые и средние мебельные производства обеспечивают качественную подготовку инструмента, что увеличивает общий ресурс его работы и значительно снижает затраты на дополнительные закупки инструмента.

Такие компании, как Kastamonu, выставки, подобные UMIDS, рассматривают прежде всего как имиджевые мероприятия, на которых можно не только представить новинки, но и встретиться с дилерами и потребителями продукции. По мнению руководителя направления региональных продаж Kastamonu Дмитрия Савина, на рынке установился тренд на увеличение потребления продукции плитных предприятий. В последние годы мировые темпы роста производства плит MDF и ДСтП составляют 5–7% в год, что позволяет производителям чувствовать себя довольно уверенно.

Стенд компании Kastamonu
Стенд компании Kastamonu

В этом году в рамках выставки UMIDS компания Kastamonu представила новые коллекции глянцевых панелей для современного интерьера в стиле хай-тек Evogloss и акриловых панелей Acrylic, столешницы Technotop, дверные накладки Doorpan, а также ламинат Floorpan. Всего на стенде компании было выставлено более 70 видов декоративных глянцевых и 11 акриловых панелей, выпускаемых на заводе Kastamonu в ОЭЗ «Алабуга».

По мнению заместителя директора компании «Фаэтон» Алексея Кузнецова, на рынке оборудования сейчас довольно сложная ситуация: последствия экономического кризиса еще сказываются на деревообрабатывающих предприятиях, довольно сильны тренды покупки китайского оборудования, конкурировать с которым по ценам европейские станки не могут. У потребителей недостаточно средств для инвестирования в дорогое оборудование. Вместе с тем станки от проверенных производителей реже выходят из строя, поставки запасных частей для них осуществляются оперативно, что в долгосрочной перспективе делает использующие их компании более эффективными. В условиях спада рынка компания «Фаэтон» расширила предложения европейского оборудования, бывшего в употреблении.

Алексей Кузнецов, компания «Фаэтон»
Алексей Кузнецов, компания «Фаэтон»

Помимо станков, компания представила в Краснодаре современные декоративные материалы, в первую очередь бумагу, текстурированную под натуральный шпон, а также новые версии программного обеспечения для компаний, выпускающих мебель и деревянные дома заводского изготовления.

Компания Leuco в экспозиции сделала акцент на фрезерном инструменте для обработки твердых пород древесины и плитных материалов, таких как MDF, HDF и древесно-стружечные плиты. По словам менеджера по работе с ключевыми клиентами Михаила Ерзунова, все больше компаний осваивают технологию нестинга, для эффективного применения которой важен правильный выбор инструмента, обеспечивающего максимальную продолжительность его службы. Помимо проверенных стандартных позиций, многие модели фрез разрабатываются индивидуально, под нужды заказчиков.

Стенд компании Leuco
Стенд компании Leuco

В последние годы на выставке можно встретить много клиентов из Крыма. Специалисты из ставропольского подразделения компании Leuco часто ездят в Симферополь и Феодосию не только в качестве поставщиков инструмента, а еще и проводят обучение на мебельных фабриках.

Компания Green Tools, российский разработчик и производитель режущего инструмента, привезла в Краснодар свои новые модели концевых и насадных фрез для мебельной, деревообрабатывающей и металлообрабатывающей промышленности. На заводе компании организован полный производственный цикл.

Стенд компании Green Tools
Стенд компании Green Tools

За счет использования при проектировании современных программных продуктов и применения токарных и фрезерных станков с ЧПУ выпускаемая продукция успешно конкурирует с импортными аналогами. Новые модели проектируют специалисты конструкторского отдела компании в России, а логистическая схема обеспечивает быструю отгрузку продукции. Компания планирует наращивание производственных мощностей и расширение линейки выпускаемого инструмента.

Начальник отдела продаж компании Kvarnstrands Игорь Лапченко отметил, что на выставке стало меньше «случайных» людей, зато стало больше профильных специалистов. Kvarnstrands представила инструмент для обработки древесины твердых пород и мебельного щита. Специалисты компании продемонстрировали спиральные строгальные головы Castor, предназначенные и для чернового строгания, и для обработки ламелей перед склеиванием.

Игорь Лапченко, представитель компании Kvarnstrands
Игорь Лапченко, представитель компании Kvarnstrands

Компания SCM показала оборудование для малых и средних мебельных и деревообрабатывающих предприятий. По мнению руководителя российского представительства SCM Бориса Чернышева, потребители из Краснодарского края, где очень много небольших столярных мастерских, в основном приобретают малые и средние станки, требования к которым с каждым годом повышают. Все новинки, программное обеспечение, электронные системы и автоматизация, а также системы дистанционного контроля, изначально разрабатываемые для станков тяжелых серий, очень быстро становятся востребованными и на небольших станках. Растет спрос на оборудование с дополнительными блоками электроники, способными изменять скорость подачи и режим обработки, например, по мере затупления режущего инструмента. Активно приобретают системы быстрой смены инструмента, а также иные конструктивные решения, позволяющие экономить время и повышать коэффициент использования станочного парка. В последние годы значительно вырос спрос на классические деревообрабатывающие станки с ЧПУ. Необходимость учета и анализа количества произведенной продукции, времени на обработку единичного изделия, продолжительности и причин простоев и в целом точного планирования производства продиктована рыночными условиями. Если рассматривать мебельный бизнес в длительной перспективе, то, не имея станков с ЧПУ, предприятие не сможет конкурировать с другими ни по качеству обработки деталей, ни по затратам времени на их изготовление.

Стенд официального дилера компании SCM - «Биржи Технологий»
Стенд официального дилера компании SCM - «Биржи Технологий»

В марте SCM открыла в Краснодаре свой офис, сотрудники которого нацелены прежде всего на изучение потребностей рынка и помощь промышленным предприятиям в реализации средних и крупных проектов.

По мнению генерального директора компании «САПЕМ-Инвест» Алексея Горбачевского, мебельный рынок в России сейчас находится в стадии переформирования, сегментирования. В текущих рыночных условиях эффективными могут быть только следующие модели производства:

  • относительно небольшие компании, располагающие универсальным оборудованием, которое может быть быстро перенастроено на выпуск нового вида продукции и для обслуживания которого нужно не больше трех человек, то есть с исключением из производственной цепочки «лишних» работников;
  • крупные предприятия, выпускающие партии серийной продукции и обеспечивающие снижение себестоимости за счет сокращения времени на переналадку оборудования и внедряющие оборудование проходного типа, которое работает на скорости подачи до 25 м/мин и оснащено сервоприводами, что упрощает его переналадку и повышает качество механической обработки древесины.
стенд компании «САПЕМ-Инвест»
Стенд компании «САПЕМ-Инвест»

Компания «МДМ-Техно» предложила мебельным предприятиям оборудование практически любой производственной мощности – от ручного инструмента до станков с ЧПУ. Глава компании Сергей Романенко отметил, что на выставке стало больше посетителей, которые заранее наметили, что они хотят приобрести. Большинство приехавших – представители средних мебельных предприятий, обновляющих парк оборудования, покупающих усовершенствованные станки, а также изготовители стульев, которым интересны новые технологии оптимизации производства. Мебельный рынок региона сегодня выбирает направления развития, среди которых оптимизация технологических процессов на предприятиях и разработка типовых видов мебели, выпускаемых в больших объемах. Кроме того, на предприятиях активно внедряются промышленные роботы, и при больших объемах производства это не только экономически оправданно, но и позволяет сократить число работников, а также избежать ошибок при выполнении стандартных операций.

По мнению специалистов компании Felder, мебельное производство в Краснодарском крае ориентировано на выпуск мебели по индивидуальным заказам.

Потенциальные клиенты проявляют интерес ко всем линейкам оборудования компании: Hammer (для малых фабрик), Felder (промышленные станки для средних производств), Format-4 (для крупных промышленных предприятий), и новой линейке бренда Mayer (автоматические центры по раскрою плитных материалов для крупных предприятий).

Большинство станков оснащены модулями связи, обес­печивающими удаленный контроль и настройку. Современные технологии позволяют проводить диагностику оборудования даже с завода в Австрии, без выезда специалиста.

Наибольшим спросом пользуются автоматизированные станки. При большом количестве мебельных предприятий в Южном федеральном округе фабрикам, на которых не обеспечена высокая точность технологических операций, конкурировать будет сложно.

Помимо производства оборудования, компания Felder развивает собственное производство дереворежущего инструмента для распиловки и фрезерования древесины и плитных материалов. И станки, и инструмент изготавливаются на одном заводе, поэтому производственники вместе с оборудованием могут приобрести готовый к работе комплект инструмента.

Стенд компании Felder
Стенд компании Felder

Директор по развитию Ассоциации «КАМИ» Андрей Челядинов отметил, что в этом году на выставке меньше поставщиков европейского оборудования и вместе с тем увеличилась доля станков из Китая. Но далеко не все китайские предложения будут востребованы в России.

В Китае рынок мебели ориентирован на типовые проекты, преобладающие в стране в связи с продолжающимся строительным бумом. Для удовлетворения этой потребности станкостроительная отрасль производит высокопроизводительную технику для выпуска однотипной мебели. В России же производят максимально разнообразную мебель, с множеством вариантов отделки и компоновки. А это требует высокой автоматизации проектирования и производства. В связи с этим на российском рынке успешно продвигается оборудование с ЧПУ, востребованное на производстве малосерийных и штучных предметов мебели с фасадами неправильной формы. В России покупатели предпочитают мебель, изготовленную по индивидуальному заказу. Рынок оборудования формируется рынком потребления, и это необходимо учитывать при выборе технологического оснащения предприятия.

Стенд Ассоциации «КАМИ»
Стенд Ассоциации «КАМИ»

Впечатлениями о выставке с представителями журнала поделился генеральный директор АМДПР Тимур Иртуганов: «В этом году площади существенно не увеличились, как и количество участников, однако UMIDS сохраняет лидерство в отрасли, что очень важно, если учесть непростую ситуацию и проблемы многих других отраслевых площадок. Уверен, что в следующем году выставка даст существенный прирост. Все участники – и мебельщики и производители оборудования, с которыми удалось пообщаться на стендах, отметили что было больше заинтересованных профессионалов по сравнению с прошлым годом. Можно констатировать: рынок восстанавливается. Поводы для оптимизма в отношении отрасли и перспектив выставки UMIDS-2020, безусловно, есть».

Текст и фото Александр Тамби