Партнеры журнала:

Лесозаготовка

Надежный, как танк

В Нижнем Тагиле будут выпускать харвестеры

В последнее время в ряде правительственных постановлений и поручений поставлены задачи по развитию отечественного машиностроения, обеспечивающего как экономическую и технологическую безопасность страны, так и импортозамещение машин и оборудования. Все задачи актуальны и для развития лесного комплекса и лесного машиностроения.

Харвестер УКБТМ

Об одном из решений подобной задачи – выпуске харвестера на базе экскаваторного шасси производства АО «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения» (УКБТМ) – рассказывает заместитель генерального директора Александр Ан.

– Мы представляем второй предсерийный образец харвестера на базе экскаваторного шасси производства УКБТМ. Базовое шасси харвестера – это экскаватор ЭО-41211А, разработанный УКБТМ и изготовленный НПК «Уралвагонзавод». На шасси массой 26 тонн реализован комплекс мер по защите кабины, узлов и агрегатов, а также модификации гидравлической системы и рабочего места оператора для обеспечения работы в лесу. Электронная система управления харвестерной головкой позволяет вести автоматический учет заготавливаемой древесины по видам, породам и сортиментам. Сейчас второй образец арендован для распиловки балансов на открытом складе, позже арендатор планирует использовать его на лесозаготовке. Первый прототип отработал в аренде в поселке Восточный Верхнетуринского района Свердловской области весь зимний сезон, затем прошел техобслуживание, в ходе которого устранены «детские болезни» машины и доработаны существующие узлы и агрегаты, а также наработаны определенные технические регламенты.

Харвестер УКБТМ

Представленный образец относится к классу крупных харвестеров и предназначен для валки деревьев диаметром до 940 мм. Усилие протяжки составляет 37 кН при скорости до 5 м/с, что позволяет работать с искривленными стволами, в частности, березовыми. Несмотря на довольно масштабную харвестерную головку, рассчитанную на стволы большого диаметра, часто встречающиеся в Сибири и на Дальнем Востоке, харвестер справляется с балансами диаметром до 70–80 мм.

В харвестерах от УКБТМ установлены современные двигатели серии ЯМЗ-530, порадовавшие как надежностью, так и производительностью. Двигатели не требовательны к топливу, оснащены современной системой впрыска Common Rail и турбонаддувом. Харвестеры укомплектованы системой автоматической закачки топлива, предпусковыми подогревателями и при мощности 130–140 кВт соответствуют экологическому классу Евро-4 для дорожной техники – все эти технические параметры позволяют снизить себестоимость кубометра заготавливаемой древесины. За весь период испытаний харвестера не было ни одного отказа по двигателю, да и проблем с поиском запасных частей на такие двигатели в России нет.

Харвестер УКБТМ

В результате тестовых замеров расход топлива на опытных образцах составил 1–1,2 л на 1 м3 заготовленной древесины. И это средний показатель за смену, то есть с учетом пуска, прогрева, выезда на делянку. Опытный оператор на таком харвестере заготавливает за смену 250–300 м3 древесины, в зависимости от породного состава и качества леса.

Современная гидравлическая система реализована по двухпоточной схеме с функцией LS, которая позволяет выполнять сразу несколько операций, а при необходимости направлять всю мощность силовой установки на определенную операцию, например протяжку или пиление. Пропорциональное регулирование гидронасосов и золотников гидрораспределителя обеспечивает удобство плавного управления рабочими органами харвестера.

Машина укомплектована системой измерения для харвестерных головок Motomit, но по желанию заказчика можно установить систему Logger, рассчитанную на более высокую квалификацию оператора. Для работы в темное время суток предусмотрено светодиодное освещение.

Харвестер УКБТМ

В числе особенностей представленного образца харвестера также следует назвать удлиненную рукоять, обеспечивающую радиус работы 10 м (возможна установка телескопической рукояти, увеличивающей рабочий радиус до 15 м), дополнительный гидравлический фильтр для увеличения срока службы узлов и агрегатов харвестерной головки, болотоходные траки на гусеничных лентах шириной 900 мм (при стандартной ширине 600 мм), утяжеленный противовес для работы с крупными деревьями при максимальном вылете рабочего оборудования.

Харвестерная головка также имеет ряд особенностей. Модель изначально разрабатывалась под применение на экскаваторных шасси, поэтому конструкции рамы и механизма наклона («вилки») характеризуются жесткостью и прочностью и могут выдерживать большие нагрузки от стрелы и рукояти экскаватора. Другими словами, и базовое шасси, и головка «простят» оператору ряд ошибок, совершенных либо по неопытности, либо в критической ситуации.

Кабина харвестера УКБТМ

На харвестере предусмотрена возможность оперативной (не дольше 3 ч) замены харвестерной головки экскаваторным ковшом или грейферным захватом. При установке на рукоять захвата машина приобретает функционал и складской техники, и перегружателя на лесозаготовке. Для работы в качестве перегружателя, в том числе при загрузке вагонов на складах сортиментов, вполне достаточного стандартной рукояти.

Впоследствии планируется расширение модельного ряда харвестерных головок в зависимости от условий работы, места и потребности заказчика Кабина выполнена из высокопрочной углеродистой стали, стекла бронированные: лобовое – усиленный триплекс, боковые – усиленный поликарбонат. От установки защитных решеток отказались в пользу улучшения обзора и комфорта оператора в целом. Эргономика рабочего места оператора продумана с учетом особенностей эксплуатации харвестера. Кабина оборудована кондиционером.

Операторы экскаваторов, поработав на опытном образце харвестера, быстро привыкли к его системе управления – эргономика машины была им знакома. А операторы, работавшие на импортных харвестерах, сначала отметили меньшую маневренность экскаваторного шасси и «грубоватость» органов управления, но быстро наработав нужную моторику, показывали неплохие объемы лесозаготовки.

Харвестерная головка

Техобслуживание харвестера не представляет сложности: смазка узлов и агрегатов, чистка заборных решеток. При первичной приработке узлов необходима их протяжка. Организованная УКБТМ сервисная служба обеспечивает прибытие в течение суток сервисной группы с необходимыми запчастями или узлами на плече 1000 км. Для быстрого реагирования планируется открыть в каждом лесозаготовительном регионе сервисные центры с меньшим плечом – 500 км.

Главная задача УКБТМ – выйти на выпуск полноценной серии как харвестерных головок, так и харвестеров на базе экскаваторного шасси, а необходимые производственные мощности и наработки в гражданском и военном машиностроении есть.

В планах на следующий год открытие учебных стендов подготовки операторов на базе харвестера. Помимо этого, бюро готово предложить услуги по сборке харвестеров на базе альтернативных экскаваторных шасси, в том числе уже эксплуатируемых заказчиком. Харвестер, разработанный АО «УКБТМ» отлично подойдет и крупным компаниям, и небольшим предприятиям: крупных лесозаготовителей он порадует своей производительностью, надежностью, экономичностью и доступностью сервисного обслуживания, а лесозаготовителей с небольшой расчетной лесосекой порадует прежде всего его цена, а также условия приобретения.

Предприятие старается, используя свои наработки и технологии, чутко реагировать на пожелания и требования лесозаготовителей. Находясь в самом начале пути, специалистам предстоит изучить немало вопросов, касающихся современных технологий лесозаготовки и лесопользования. Но тем интереснее будет этот путь!

Текст и Фото Ефим Правдин