Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Регион номера

Три к одному

Документы планирования работы ЛПК не согласуются

Согласно статье 86 Лесного кодекса РФ документом лесного планирования в регионах РФ является Лесной план субъекта Российской Федерации. Однако в настоящее время местные власти пытаются претворить в жизнь такое количество различных программ и стратегий развития, что некоторые разработки если и не противоречат друг другу, то нисколько не помогают.

В настоящее время в Пензенской области действуют как минимум три документа планирования, так или иначе затрагивающих сферу лесного хозяйства: Государственная программа «Развитие лесного хозяйства Пензенской области на 2014–2022 годы», Стратегия социально-экономического развития региона до 2035 года, в которой этой доле региональной экономики тоже уделено внимание, и Лесной план Пензенской области, разработанный на 2019–2028 годы в соответствии с действующим законодательством. Проблема увязки трех документов вызвана прежде всего тем, что они разработаны в разное время и в разных экономических условиях.

Цели госпрограммы типичны: обеспечение охраны, защиты и воспроизводства лесов, их интенсивного использования при сохранении экологических функций и биоразнообразия, а также повышение продуктивности и качественного состава лесов путем создания лесных культур с улучшенными наследственными свойствами и проведения эффективных рубок ухода, особенно в молодняках. Кроме того, запланировано «развитие и внедрение системы предупреждения, обнаружения и тушения лесных пожаров, повышение эффективности тушения лесных пожаров и совершенствование системы управления защитой лесов, планирование и осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий».

«Развитие лесной транспортной инфраструктуры, включающей обеспечение экономической доступности лесных участков, повышение рентабельности заготовки древесины посредством строительства лесных дорог круглогодового действия, а также развитие транзитных железнодорожных и автомобильных путей позволит существенно увеличить объемы использования лесов. Предполагается, что к 2022 году доля фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины повысится до 50%, а за счет увеличения до 50% доли площадей земель лесного фонда, передаваемых в аренду, прогнозируется рост производства и потребления продукции глубокой переработки древесины, в том числе и по мягколиственному хозяйству», – указано в пояснительной записке к документу.

Если же обратиться к стратегии развития региона, то становится очевидно, что цели госпрограммы отодвинуты минимум на десятилетие. В проекте документа, разработка которого началась в 2017 году, указано, что освоение расчетной лесосеки к 2020 году должно увеличиться на 35% и только к 2035 году – до 50%. Между тем в госпрограмме 2009–2012 годов приводится объем расчетной лесосеки почти 1,5 тыс. м3.

«В начале 80-х годов XX столетия в Пензенской области ежегодно вырубалось более 1,5 млн м3 ликвидной древесины – полная расчетная лесосека, тогда как в настоящее время вырубается около 350 тыс. м3 при размере ежегодной расчетной лесосеки 1459,2 тыс. м3», – записано в госпрограмме. Такие же данные приводятся на официальном сайте Пензенской области.

А в Лесном плане региона на 2009–2018 годы расчетная лесосека указана почти такого же размера: «На планируемый период расчетная лесосека составит 1549,6 тыс. м3.

В 2017 году фактический объем заготовки составил 480,35 тыс. м3, или 29% расчетной лесосеки. Плановые показатели на 2019– 2028 годы предусматривают постепенное увеличение объемов освоения расчетной лесосеки».

Что касается «увеличения доли площадей земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда», то в Стратегии социально-экономического развития региона до 2035 года указано, что уже к 2020 году она должна составить 55%, а это выше показателя, предусмотренного госпрограммой.

Цель развития лесной отрасли авторы стратегии видят во внедрении современных подходов в эксплуатации лесного хозяйства и повышении качества лесного фонда. В документе записано: «Направления развития – техническая и технологическая модернизация лесного комплекса Пензенской области, внедрение механизмов государственно-частного партнерства в лесную отрасль региона, интенсивное воспроизводство лесов для организации комплексного промышленного использования, а также снижение доли ввозимой продукции лесопереработки, развитие глубокой переработки древесного сырья, сохранение и повышение ресурсно-экологического потенциала лесов на территории Пензенской области».

В стратегии не говорится о способах достижения этих целей. Однако в Лесном плане, разработанном позже, упоминается, что работа в этом направлении пока ведется только на словах. «На сегодня в Пензенской области отсутствуют инвестиционные проекты, направленные на повышение эффективности использования древесины и иных лесных ресурсов. Правительство Пензенской области проводит с потенциальными инвесторами встречи и обсуждения по реализации проектов, направленных на строительство предприятий по глубокой переработке древесины, производство энергоэффективных строительных материалов и деревянных домов, но до настоящего времени соглашения не достигнуты», – свидетельствуют разработчики Лесного плана.

Между тем проблемы лесного хозяйства продолжают нарастать. Так, в северо-западной зоне Пензенской области (Мокшанское, Ломовское, Юрсовское лесничества) уже есть необходимость в переработке накопившейся лиственной древесины. «В этой зоне, где отсутствуют мощности по переработке низкосортной лиственной древесины, возможно строительство новых предприятий деревообработки по производству пользующейся спросом на лесных рынках продукции, вырабатываемой из низкосортного сырья (пеллет, древесной щепы и других), а также развитие малого предпринимательства по производству пиломатериалов (доски, оконных, дверных блоков и других), – считают эксперты.

Единственным примером инновационного подхода к использованию лесов в Пензенской области можно считать производство кленового сиропа.

Как сообщили в правительстве Пензенской области, «исходный продукт – кленовый сок собирают в лесу Бековского района с использованием системы трубопроводов, по безопасной для деревьев технологии». В 2018 году компания «Пензенские кленоварни», учрежденная в 2017 году, изготовила и реализовала более пяти тонн продукции. В планах кленоварни расширение производства и выход на экспортные поставки натурального продукта. 

Кстати

Несмотря на низкий официальный уровень освоения расчетной лесосеки, в Пензенской области регулярно выявляют незаконные рубки древесины. Правда, большинство таких случаев можно отнести к незначительным. Так, в январе нынешнего года в Кузнецком районе местный житель вырубил 0,3 м3 сосны, причиненный ущерб оценили в 9,4 тыс. руб. Как отмечают в Федеральном агентстве лесного хозяйства, организованные группы действуют более изощренно. В начале нынешнего года прокуратура Пензенской области утвердила обвинительное заключение в отношении четырех должностных лиц Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области. Как сообщили в прокуратуре, следователями отдела по расследованию особо важных дел СУ СК России по Пензенской области установлено, что с октября по декабрь 2016 года указанные должностные лица, не имея законных оснований, под видом проведения санитарно-оздоровительного мероприятия – сплошной санитарной рубки лесных насаждений – организовали и произвели в Кузнецком и Сосновоборском районах Пензенской области рубку сырорастущих лесных насаждений. В результате лесному фонду Российской Федерации причинен материальный ущерб на сумму 81 015 132 руб.

Обвинение бывшим чиновникам предъявлено по статье 260 УК РФ: незаконная рубка лесных насаждений, совершенная в особо крупном размере с использованием служебного положения группой лиц по предварительному сговору. Им грозит до семи лет лишения свободы.

Текст Мария Алексеева

Фото на превью pixabay.com


Другие статьи рубрики Регион номера: Пензенская область

Обзоры ЛПК регионов России