В Госдуму внесен законопроект направленный на легализацию массовой застройки лесов в густонаселенных районах и окрестностях крупных городов
Наиболее опасные положения законопроекта касаются использования лесов для так называемой рекреационной деятельности.
Согласно предложенной редакции статьи 41 Лесного кодекса РФ, при этом виде использования лесов на территории, не превышающей 20% площади предоставленного лесного участка, допускается размещение объектов туристской индустрии, детских и спортивных лагерей, спортивных объектов, туристских парков и тому подобных объектов. А строительство и реконструкция объектов капитального строительства разрешаются на площади, составляющей до 3% площади соответствующего лесничества.
На первый взгляд может показаться, что 3% площади лесничества под капитальную застройку и 20% площади лесного участка, на котором обычные права граждан на свободное и бесплатное пребывание в лесах могут быть фактически ограничены, это не так уж много. Но нельзя забывать, что этот законопроект – не единственная инициатива по растаскиванию и застройке лесов. Уже полным ходом идет «лесная амнистия», в ходе которой как бы для устранения противоречий между государственным кадастром недвижимости и государственным лесным реестром из состава земель лесного фонда могут быть выведены по меньшей мере сотни тысяч земельных участков разной площади по всей стране. Готовится крупномасштабная земельная реформа, ключевым элементом которой является переход от категорий земель к территориальному зонированию, и в предлагаемом Минэкономразвития варианте это реформирование поможет «распилить» десятки миллионов гектаров лесов. С завидной регулярностью появляются законопроекты и другие инициативы, позволяющие откусывать те или иные части заповедной системы, в основном лесные.
И, разумеется, в большинстве случаев под угрозой в первую очередь оказываются леса густонаселенных районов и окрестностей крупнейших городов, где земля очень дорогая, что мотивирует лихих людей выстраивать различные хитрые схемы по переделу государственной земельной собственности в свою пользу. Результаты всех этих многочисленных инициатив по растаскиванию и застройке лесов суммируются – и площадь незастроенных, неозаборенных и открытых для свободного доступа пригородных лесов с течением времени заметно сокращается.
Особый интерес для застройки и размещения разного рода коммерческих спортивно-развлекательных объектов представляют участки леса близ жилых массивов или основных транспортных коммуникаций. Если такие участки будут застраиваться в рамках трехпроцентной квоты лесничества или озабориваться в рамках двадцатипроцентной квоты лесного участка, постройками и заборами могут быть перекрыты удобные, а то и все пути в формально еще доступные участки леса. Формально бóльшая часть леса останется незастроенной и доступной для свободного и бесплатного пребывания граждан, однако они не смогут попасть туда или это будет проблематично. Такие случаи уже есть, но их сравнительно мало и признаны незаконными, а новый законопроект легализует подобное использование лесов.
Все же в нем содержатся нормы, как бы направленные на предотвращение такого развития событий. Например, запрет на «строительство и эксплуатацию объектов капитального строительства, отнесенных в соответствии с федеральными законами к жилым домам», разрешение гражданам находиться на построенных в лесах не относящимся к лесной инфраструктуре объектах «исключительно на условиях временного пребывания». Однако большинство проблем, связанных с застройкой лесов, такого рода запретами не решается. Кроме того, законопроект предусматривает дополнительные требования к лесному планированию на уровне лесных планов субъектов РФ и лесохозяйственных регламентов лесничеств, но эти дополнительные требования могут лишь усложнить административные процедуры, связанные с застройкой и озабориванием леса, между тем, как правило, для занимающихся «распилом» лесных земель в окрестностях крупнейших городов препятствием они не станут.
Одно из нововведений, предлагаемых законопроектом, может существенно повлиять на ситуацию с санитарными или псевдосанитарными рубками, особенно в мегаполисах. В статью 21 Лесного кодекса РФ предлагается включить пункт, согласно которому «при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, используются в первую очередь земли, не занятые лесными насаждениями и требующие лесовосстановления, а также земли, занятые лесными насаждениями, указанными в части 3 статьи 29 настоящего Кодекса» («погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения». – Прим. авт.). Это значит, что насаждения, признанные погибшими или поврежденными, а также участки, на которых проведены сплошные санитарные рубки, станут первыми кандидатами на капитальную застройку. Таким образом, лесопатологические обследования и санрубки будут направлены на обоснование не только заготовки древесины там, где в норме она ограничена, но и приоритетного размещения на участке объекта капитального строительства. Изредка такие нарушения случаются и сейчас, а с принятием предлагаемого проекта будут узаконены и, скорее всего, станут широко распространенной практикой.
В общем, если этот законопроект будет принят – а такой риск высок, поскольку его внесло Правительство РФ и сопровождают очень влиятельные лоббисты, – это принесет лесам, особенно в окрестностях больших городов, и живущим рядом людям много бед.
Текст Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис