Отрасль

«Эмитент должен платить!»

На Алтае реализуют лесной проект в рамках Парижского соглашения по климату

Пока российские компании гадают, как заработать на Парижском соглашении, которое недавно ратифицировала и Россия, Центр экологических инноваций успешно реализует «Алтайский лесной проект», который способствует борьбе с парниковыми газами, а бизнесу помогает стать устойчивым, повысить репутацию на рынке, а вместе с ней и капитализацию.

Более трех с половиной лет отделяет принятие Парижского соглашения по борьбе с изменениями климата в 2015 году от его ратификации Россией нынешней осенью. По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, участие в соглашении важно для России, поскольку изменение климата угрожает безопасности людей, а также развитию ключевых отраслей.

В рамках Парижского соглашения государства договорились удерживать прирост глобальной средней температуры в рамках 2°С и снизить ее на 1,5°С за счет сокращения выбросов парниковых газов.

Законопроект, который будет регулировать выбросы парниковых газов в России, планируют принять в течение года. В связи с этим участие России в новых климатических соглашениях должно стать стимулом для модернизации экономики и производства, а также для восстановления лесов страны. Российские власти рассматривают разные экономические подходы к снижению антропогенной нагрузки на климатическую систему. В том числе механизм компенсации выбросов СО2 за счет реализации проектов в лесном и сельскохозяйственном секторе.

«Россия может и должна капитализировать свое экологическое донорство планеты, – считает профессор экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Сергей Бобылев. – Эмитент парниковых газов должен платить! Если невозможно в данный момент уменьшить или исключить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, то предприятие должно как минимум компенсировать свои выбросы с помощью разных механизмов, в том числе посадки лесов».

Пока чиновники разрабатывают экономические механизмы, чтобы стимулировать бизнес сокращать или компенсировать выбросы парниковых газов, автономная некоммерческая организация «Центр экологических инноваций» реализует первый в стране лесной проект «Поглощение углерода путем лесоразведения в отдаленных районах Сибирского региона РФ». Проект верифицирован и официально зарегистрирован в ООН как ресурс, позволяющий компенсировать углеродные выбросы в атмосферу.

Центр взял в аренду на 49 лет сельскохозяйственные угодья Залесовского района Алтайского края площадью 10 тыс. га, на которых прежде не росли леса. Ведь лесные массивы – естественные фильтры, способные поглощать углекислый газ и способствовать снижению парникового эффекта. На месте пустырей появились лесные насаждения. В итоге к открытию зимней Олимпиады 2014 года регион подарил стране около 200 т «связанного» углерода для компенсации выбросов в Сочи.

«Проект направлен на поглощение углекислого газа из атмосферы для предотвращения глобального изменения климата, сохранения и увеличения биологического разнообразия, предотвращения водной и ветровой эрозии почв, повышения урожайности и поддержки местного населения, – объяснил президент Центра экологических инноваций, кандидат экономических наук Андрей Стеценко. – За пять лет благодаря реализации Алтайского лесного проекта общий объем поглощенного углекислого газа лесом и почвой составил 1,7 млн т СО2 эквивалента. Экологически ответственный бизнес начинает помогать сохранять и восстанавливать наши леса».

Задача заинтересовать власти, гражданское общество и бизнес высаживать и сохранять лесные массивы, сокращать выбросы парниковых газов и получать за это достойную компенсацию нацеливает климатически ответственные предприятия компенсировать выбросы парниковых газов за счет поглощения лесами и осуществлять передачу поглощенного объема из лесной или сельской отрасли в другие сектора экономики и таким образом повысить конкурентоспособность на мировом рынке, расширить рынки сбыта продукции как в России, так и за рубежом.

«Первый проект по посадке лесополос мы реализовали в СХПК "Дружба" Лискинского района Воронежской области в 2000–2002 годах, – вспоминает Андрей Стеценко, разработавший первый лесной проект в России. – Спустя пять лет, осенью 2007 года выяснилось, что половина посадок погибла: часть сгорела от палов, пущенных по стерне, а часть съел скот. Тогда я понял, что мало деревья посадить, их надо еще и вырастить! Для решения этой задачи и был разработан инновационный экономический механизм сохранения и восстановления лесов, апробированный в Алтайском лесном проекте».

Недавно Центр экологических инноваций заключил соглашение с московским ресторанным холдингом «Тигрус» по погашению углеродного следа и снижению негативного воздействия на окружающую среду. Все 26 ресторанов сети отказались от тепловых плит в пользу энергосберегающих индукционных, в компании ведется строгий учет и контроль потребления воды и электроэнергии, а внедрение сервиса Doggy Bag позволяет сократить утилизацию пищевых продуктов. По подсчетам центра, размер углеродного следа ресторанной сети составил свыше 13,7 т СО2 в год, что эквивалентно 865 725 рублям.

Центр зарегистрировал знаки климатической нейтральности и климатической дружелюбности. И знак климатической нейтральности выдан всем ресторанам холдинга «Тигрус», которые повесили его на входных дверях, разместили на своих сайтах, напечатали в меню. Этот знак показывает, что предприятие компенсировало свои выбросы парниковых газов поглощением углекислого газа за счет лесного проекта.

«Мы в полной мере осознаем и разделяем свою ответственность за сохранение окружающей среды. На протяжении четырех лет мы реализуем проекты, направленные на спасение живой природы. Поддерживая глобальную экологическую инициативу, мы приняли решение полностью компенсировать выбросы парниковых газов от производственной деятельности. Уверен, что в рамках Алтайского лесного проекта нам удастся сделать еще больше, чтобы максимально поддерживать экологическое равновесие в стране, да и в мире. Большое начинается с малого, и сегодня мы делаем еще один небольшой шаг в большом деле спасения природы», – сказал основатель ресторанного холдинга «Тигрус» Хенрик Винтер.

На Алтае также решили поддержать климатический проект, который реализуют в крае. Барнаульская мебельная фабрика «А-Мебель» компенсировала свой углеродный след, который складывается из выбросов СО2, образующихся от использования электричества, отопления и транспорта, общим объемом 620 т. В рамках соглашения между ресторанным холдингом и другими поддерживающими лесной проект организациями и центром будет внесена арендная плата за землю, организована противопожарная опашка лесов протяженностью 1200 км и других противопожарных мероприятий, собраны семена для посадки деревьев весной следующего года, оплачен труд работников.

«Подписав договор с центром, я понимаю, что выбросы моего предприятия будут компенсированы и мои дети будут жить в чистой природе и дышать чистым воздухом. Таким образом, фабрика не будет портить природную среду, а будет только восстанавливать ее», – рассказал директор фабрики «А-Мебель» Андрей Кузнецов о партнерстве с Центром экологических инноваций.

«Холдинг "Тигрус" и алтайская фирма "А-Мебель" – флагманы, показывающие пример отношения к своему углеродному следу. Мало компаний, которые бы его полностью компенсировали, – отметил Андрей Стеценко. – По этому показателю "Тигрус" и "А-Мебель» встали в один ряд с Google, Microsoft и другими гигантами. Рад, что таких экологически ответственных компаний становится все больше».

Эксперт считает, что в деле спасения планеты должны участвовать не только предприятия, но и неравнодушные к судьбам мира люди: «Основные поставщики парниковых газов – это тепло, транспорт, перелеты. Мой личный углеродный след, к примеру, оказался 28 т в год. Его можно компенсировать по себестоимости, даже если погасить одну свою тонну, уже будет помощь».

С ратификаций Парижского климатического соглашения и выходом закона о регулировании парниковых газов возникают реальные возможности для сохранения лесов как основного поглотителя парниковых газов. И, что очень важно, промышленным предприятиям, авиатранспорту и другим эмитентам стало выгодно заботиться об охране окружающей среды: сажать леса и их охранять, создавать противоэрозионные лесополосы, бороться с опустыниванием. Бизнес, компенсируя свой углеродный след и сообщая об этом в нефинансовой – экологической отчетности, несомненно, повышает свои продажи. 

Текст Иван Якубов