Марсианские хроники и ветераны зеленых технологий
12 сентября в промзоне близ деревни Елино Солнечногорского района Подмосковья прошел ежегодный день открытых дверей группы компаний «ЛОНМАДИ» и «КВИНТМАДИ» (входят в JVM Group).
Разумеется, мы не могли обойти вниманием это событие.
Есть ли жизнь на Марсе?
Организаторы шоу уверены: теперь есть! И это прежде всего заслуга многофункциональных машин JCB, которые на глазах у более чем семисот гостей, строили и облагораживали территорию «марсианской миссии».
Мероприятие собрало профессионалов из разных отраслей промышленности и представителей бизнеса, которые могли получить консультации специалистов из компаний-производителей. Гости также имели возможность приобрести технику, оборудование, запчасти и расходные материалы на специальных условиях.
Кроме «космического» шоу спецтехники, состоялась российская премьера новинки JCB – телескопического погрузчика Teletruk Electro, прошли презентации оборудования партнеров компании – машиностроительных фирм Terex, Gomaco, Powerscreen, Sennebogen.
Первые из «зеленых»
В рамках мероприятия нашему корреспонденту удалось взять короткое интервью у Эриха Зеннебогена, генерального директора компании Sennebogen.
– Уважаемый господин Зеннебоген, мы неоднократно писали о вашей фирме и продукции, тем не менее предлагаю начать разговор с небольшого экскурса в историю компании.
– Компанию в 1952 году основал мой отец. Тогда ему только исполнился 21 год, но он был серьезным молодым человеком с твердой жизненной позицией. Отец говорил, что стать предпринимателем невозможно – им надо родиться. И он был настоящим предпринимателем: с нуля создал компанию по производству сельскохозяйственных машин и погрузчиков. Позднее компания вышла на строительный рынок. В 1960-х годах Sennebogen начал разработку гидравлических экскаваторов, и к концу десятилетия с конвейера сошел первый в мире полностью гидравлический канатный экскаватор. И до сих пор в нашей линейке представлены гусеничные краны для работы с навесным оборудованием (со встроенной гидростанцией).
Со временем, когда повысился инженерно-технический потенциал компании, мы разработали отдельную линейку для перевалки материалов. Это был 1996 год – важнейший этап в истории Sennebogen. Мы решили выйти на рынок техники для переработки отходов и выбрали для новых машин зеленый цвет, символизирующий экологичность, вторичную переработку отходов и заботу об окружающей среде. Такой выбор на тот момент казался естественным, хотя мы не подозревали, что он станет важнейшей составляющей нашей «зеленой философии». Сегодня быть «зелеными» стремятся все. И мы рады, что в 1996 году компании удалось опередить время и заглянуть в будущее.
Так, в продуктовой линейке появились машины для переработки отходов, перевалки металлолома, работы в порту и оборудование для деревообрабатывающей промышленности.
Sennebogen продолжает повышать технологичность своих машин. Сегодня мы готовы предложить из нашей линейки любую модель массой от 18 до 400 т в электрическом исполнении.
А в те годы нам только предстояло понять огромную разницу между традиционным экскаватором и машиной для перевалки материала – перегружателем. Поначалу конструкционно наши перегружатели были экскаваторного типа, многие производители и сейчас предлагают перегружатели на основе экскаваторов. Но в 1996 году Sennebogen полностью изменил конструкцию машин для перевалки. Заказчики спрашивают нас, можно ли использовать перегружатель в качестве экскаватора, и мы уверенно отвечаем: нет, потому что это абсолютно разные по конструкции машины. Несмотря на внешнее сходство, конструкция, структура, исполнение, рабочие движения – все различается.
Сегодня наша компания – один из лидеров в своем сегменте. Шаг за шагом мы расширяли линейку, и сегодня модельный ряд перегружателей Sennebogen самый широкий в мире. Это модульные машины с многочисленными вариантами компоновки: каждую модель можно установить на гусеничное или колесное шасси, стационарный пилон, рельсовый портал и т. п.
По сути, мы уходим от стандартных машин к индивидуальным решениям для заказчиков, наиболее точно соответствующим их потребностям и задачам. Откровенно говоря, не многие компании хотят этим заниматься, ведь такой подход предполагает серьезное проектирование и, конечно же, определенные риски. Но индивидуальная разработка проекта для заказчика является частью философии Sennebogen – максимальная ориентированность на клиента и поиск лучшего решения из возможных.
Следующим важнейшим шагом в развитии фирмы стало создание машин, отличающихся максимальной экономической эффективностью за счет снижения энергопотребления и затрат на обслуживание. Мы разработали систему рекуперации энергии Green Hybrid, которая представляет собой третий цилиндр подъема стрелы, соединенный с азотным аккумулятором. При опускании стрелы масло в третьем цилиндре сжимается, энергия направляется в аккумулятор и используется при следующем подъеме. Так для рекуперации энергии используется собственный вес стрелы, который, по сути, является мертвым грузом. Система Green Hybrid позволяет сократить потребление топлива до 35%.
Еще одним шагом повышения экономичности машин стало создание балансиров. Сбалансированная система позволяет компенсировать почти 100% веса стрелы и навесного оборудования. За счет этого мы устанавливаем двигатель меньшей мощности при сохранении высочайшей производительности машины и впечатляющего вылета стрелы. Подобные модели с успехом применяются, например, при заготовке древесины: в центре цеха можно поставить одну машину с электрическим приводом, рабочая зона которой будет охватывать все помещение. По сравнению с традиционным перегружателем, такое решение позволит сэкономить до 70% затрат на обслуживание, ремонт и энергопотребление. Цифры просто невероятные. Если провести аналогию с автомобилестроением, то там снижение потребления топлива на 3–4% считается весьма существенным. Мы же предлагаем заказчику просто невероятную экономию. И пусть рынок этих машин невелик, и другие компании отказались бы от подобных разработок, для Sennebogen важно предложить заказчикам и такие опции, чтобы подобрать идеальное решение. В этом заключается отличие семейной компании от крупных акционерных обществ. Мы не рассуждаем категориями двух, трех, шести месяцев, а стараемся задумываться о перспективе на два, три года, пять лет.
– Сколько сейчас машин в модельном ряду компании?
– Всего около 90 разных моделей. В том числе перегружатели, телескопические краны, балансиры, краны с решетчатой стрелой, портовые краны. Причем машины конструируются по модульному принципу, что позволяет создать огромное количество комбинаций – под потребности каждого заказчика.
– Каков годовой объем производства?
– У нас три завода в Баварии и еще один в Венгрии, где делают стрелы, рамы, сварные конструкции. Если считать все заводы и разные продуктовые линейки, включая спецзаказы и разовые проекты, получится 1800–2000 единиц техники.
– Машины с электроприводом становятся все популярнее. Планируете ли вы и дальше развивать это направление?
– Безусловно, поскольку все больше заказчиков заботятся об энергосбережении и экологичности. При разработке решения наши инженеры всегда принимают во внимание планировку объекта, где будет работать машина. Существует 5–10 различных вариантов подачи электропитания, в том числе через источник в полу, стационарный или через кран-балки для обеспечения максимальной маневренности машины. Иногда заказчики по совету наших инженеров даже немного меняют производственный процесс, чтобы добиться наиболее эффективного использования техники.
– Давайте поговорим о применении ваших машин в лесопромышленном комплексе.
– Лесозаготовка – важнейшее направление наших поставок. В этой индустрии широко востребована техника Sennebogen: и машины Pick-and-Carry, и классические гусеничные и мобильные перегружатели и даже специальное мобильное шасси «трейлер». Такое исполнение позволяет буксировать прицеп с грузом до 80 т, машина способна самостоятельно загрузить себя и транспортировать груз на большие расстояния между складом и производством. Кроме того, в линейке Sennebogen есть техника для безопасного удаления деревьев, обработки откосов вдоль дорог или линий электропередач, расчистки обочин. Это модели «городских харвестеров»: 718M и недавно разработанная 738M с повышенной грузоподъемностью и вылетом стрелы до 20 м – невероятный показатель! Среди их достоинств – очень быстрая и безопасная уборка деревьев, например, после урагана. Работу, на которую бригаде дорожников с ручными пилами потребуется неделя, машина с одним оператором выполняет за несколько часов.
– У вас много заказчиков в России?
– Очень. Российский рынок является для нас одним из основных. И мы благодарим заказчиков за выбор Sennebogen, а нашего дилера «КВИНТМАДИ» – за поддержку. Мы вместе развиваем бизнес для достижения общего успеха.
– Вы упомянули, что Sennebogen – компания семейная. Если позволите, последний вопрос немного личный. Скажите, кто продолжит машиностроительную династию Зеннебоген?
– У меня двое сыновей, им 30 лет и 31 год, оба активно участвуют в нашем общем деле. Один занимается экономикой и бизнесом и вместе с моим братом участвует в управлении фирмой. Другой решает инженерно-технические вопросы, недавно возглавил новое бизнес-направление Multiline. Так что я могу быть совершенно спокоен за будущее нашей семейной фирмы.
– Что ж, разрешите поблагодарить вас за эту встречу и пожелать всего самого доброго Sennebogen – и семье, и производственной компании.
– Спасибо вам. Желаю удачи вашему журналу и его читателям!
Вместо послесловия
Обе машины Sennebogen, представленные на открытой площадке около штаб-квартиры «КВИНТМАДИ», уже нашли новых владельцев. Одним из заметных событий мероприятия стала торжественная церемония вручения им символических ключей. Колесному перегружателю Sennebogen 730-HD предстоит трудиться на предприятии компании «Муром». Также компания приобрела у баварских машиностроителей стационарный кран для перемещения в производство древесного сырья из емкостей для пропаривания и еще один колесный перегружатель Sennebogen 730-HD – только с электрическим приводом.
А машину 825М приобрел гигант металлоломного бизнеса – компания «Вторчермет НЛМК». Благодаря универсальной гидравлике и обширному выбору навесного оборудования эта модель способна трудиться и на перевалке леса.
Текст и фото: Любовь Белова, Максим Пирус