Лесопиление

Эффективный тонкомер

В 2019 году на проектную мощность вышел второй лесопильный завод холдинга «Череповецлес», построенный в деревне Верегонец – недалеко от древнего города Белозерска, который, согласно летописям, в 862 году участвовал в призвании варягов на Русь. Предприятие перерабатывает тонкомерный пиловочник на оборудовании, бывшем в употреблении.

Посетив завод, наш корреспондент постарался разобраться, за счет чего предприятие эффективно работает на лесопильном рынке.

От шведского – к российскому

Спустя одиннадцать веков связи региона со Скандинавией все так же сильны: история предприятия началась с того, что в 1994 году шведские инвесторы учредили в Белозерском районе Вологодской области лесозаготовительную компанию «Онега форест Белозерск». В 1996 году кризис в отрасли вынудил шведов уйти из проекта, и в 1997 году их активы вошли в состав холдинга «Череповецлес».

«Решение о строительстве лесопильного завода было принято в 2014 году», – рассказал директор департамента пиломатериалов Олег Трубачев. Руководители «Череповецлеса» подбирали оборудование в Швеции, где нашли б/у завод – Soderhamn Eriksson и почти целиком вывезли его в Россию. В поставку входили линии сортировки круглого леса, лесопиления, сырой и сухой сортировки пиломатериалов. На финансирование инвестпроекта компания получила кредит ВТБ 1 млрд руб., общая стоимость строительства составила 1,2 млрд руб. В июле 2015 года проект был включен в перечень приоритетных приказом Минпромторга. После этого компания заказала новый сушильный комплекс Muhlbock и котельную Colbach и в июне 2016 года приступила к строительству.

А в сентябре 2017 года уже запустили линию сортировки бревен и лесопильный завод. В начале 2018 года заработали сушильные камеры и цех сухой сортировки пиломатериалов, а в 2019 году завод вышел на проектную мощность: 100 тыс. м3 сухих пиломатериалов. Предприятие занимает 25 га, в районе с его открытием появилось 100 рабочих мест, а бюджетные отчисления завода к 2022 году достигнут 153,7 млн рублей.

Поначалу идеологией компании была поставка большей части продукции в Европу, а доля Китая прогнозировалась на уровне 30%, но сейчас превысила 50% и, скорее всего, увеличится еще, как прогнозирует Олег Трубачев. «В других регионах мира очень много неплатежеспособных клиентов, что не позволяет стабильно работать при резком падении рынка пиломатериалов. После кризиса перепроизводства на мировом рынке в сентябре 2018 года цены пошли вниз в Египте и Китае, а к концу года и в Европе. За год снижение в Китае составило $50–60, в Египте – $60–70, в Европе – $30–40», – перечисляет директор департамента пиломатериалов холдинга. Сыграли роль и региональные факторы, например, лесоповал в Германии привел к появлению на рынке дополнительного объема древесины, а большие объемы низкосортной доски из Канады отправились в Китай вместо США. «Китайские потребители понимают, что наша еловая древесина превосходит канадскую и немецкую, и с большим удовольствием покупают ее, однако на рынке все равно наблюдается падение, что создает давление, наши цены тоже снижаются», – рассказывает Олег Трубачев.

Основные порты холдинга «Череповецлес» в Китае, с которыми логистически выгодно работать, – это расположенные на обеспеченном юге Шанхай, Янтянь и Циндао. Стоимость контейнерных перевозок в эти порты сравнима со стоимостью поставок в Европу, а иногда и ниже, поскольку в Россию из Китая идет большой поток потребительских товаров и при обратных рейсах контейнерам требуется загрузка.

«Большие надежды мы возлагаем на развитие индийской экономики – она уже выходит в лидеры по темпам, – рассказывает Олег Трубачев. – Если Индия станет вторым Китаем по потреблению, решится много проблем. Пока, к сожалению, Индия не закупает пиломатериалы массово, я думаю, это перспектива 5–10 лет. Если вспомнить, 20–25 лет назад китайский рынок еще не сложился, мы работаем с Китаем последние 7–8 лет, а до этого в основном с Европой и Египтом».

«Рынок пиломатериалов в России пока развивается слишком медленно, – сетует коммерческий руководитель предприятия. – Мы работаем с российским рынком, но только три потребителя готовы покупать FSC-сертифицированную продукцию и платить за это реальную цену. Было бы хорошо, если бы торговые сети заинтересовались и российский рынок рос, но пока что мы продаем пиломатериалы только фабрикам – производителям конечной продукции».

Производственная линия

Завод «Белозерсклес» перерабатывает 220 тыс. м3 тонкомерного хвойного пиловочника в год: использует бревна диаметром 11–20 см, а оптимальный диаметр – 14–18 см. Чтобы такая линия была экономически эффективной, она должна пилить и сортировать бревна на большой скорости. Например, базовая позиция завода в Нижней Мондоме – доска 60 х 150 мм, а завода в Верегонце – 30 х 100 мм, то есть, чтобы производить тот же объем древесины, тонкомерная линия должна работать в три раза быстрее.

Бревна поступают на площадку в грузовиках и перемещаются на линию окорки Valon Kone 450 с помощью погрузчиков Liebherr.

Основу производства составляет б/у оборудование шведской компании Soderhamn Eriksson: два фрезерно-брусующих станка и один дисковый многопильный. Весь объем древесины распиливается на доски длиной 3600 и 5100 мм. Для транспортировки пиломатериалов в цеху используются вилочные погрузчики Manitou.

«Доски сушатся в 12 камерах Muhlbock, производительность каждой – до 200 м3, но средняя загрузка обычно 130–190 м3», – рассказывает теплоэнергетик завода Сергей Каминер.

На линии сухой сортировки Soderhamn Eriksson пиломатериалы раскладываются в 30 карманов. Поскольку тонкомерная линия требует высокой скорости, а оператор может качественно работать на скорости не более 30 досок в минуту (45 досок, если не учитывать часть пороков древесины и сменять оператора каждые два часа), компания приняла решение установить сканер FinScan, который оценивает до 120 досок в минуту (линия рассчитана на 80 досок).

«Предложения о поставке поступили от четырех или пяти производителей сканеров, – рассказывает директор завода Василий Манжула. – Руководство остановилось на FinScan на основании его надежности, качества и цены. Большую роль сыграло и предлагаемое обслуживание: у компании развит русскоязычный сервис, в частности, система технической онлайн-поддержки». Для полноценной поддержки оборудования, установленного на российских заводах, FinScan создала дочернюю российскую структуру «Финскан Рус». Она занимается маркетинговой поддержкой и продажей сканеров на территории России и стран СНГ, сервисным обслуживанием и обеспечением работающего оборудования запасными частями.

Сканер определяет сортность доски (качество оценивается по сучкам, обзолу, трещинам, покоробленности). Оборудование оценивает качество с переворотом доски, сканирование осуществляется с десяти различных направлений. Распознавание результатов сканирования, осуществляемого с разрешением 0,25 мм2, выполняется с применением технологии искусственного интеллекта. «Последняя модель, которую заказал "Череповецлес", может дополнительно отслеживать следы короеда и синевы – подобные проблемы часто возникают на производстве осенью. Такие пиломатериалы продаются как IV сорт по внутреннему ГОСТ-8486 в Китай или Египет для опалубки», – рассказывает Олег Трубачев.

«За семь лет, что я знаю компанию FinScan, она заметно продвинулась в определении качества древесины: сканеры выявляют гниль. Вручную мы за месяц сортировали 6–7 тыс. м3, в июле 2019 года смогли отсортировать 12 тыс. м3, а на август было запланировано 13,5–14 тыс. м3», – делится Василий Манжула.

Пиломатериалы, хранившиеся на воздухе или сушившиеся в нестандартном режиме, могут быть темнее или светлее нормативных. Инженеры завода вместе с представителями FinScan «научили» сканер распознавать другие оттенки как норму – для этого достаточно тестовой партии из 15–20 досок.

«Сканер был установлен за два дня, интегрированный с ним триммер – за две с половиной недели, поскольку для этого пришлось "разрезать" всю линию. Еще за две недели четыре оператора и инженер КИПиА научились работать с оборудованием под руководством инженера-наладчика FinScan», – рассказывает мастер цеха сухой сортировки Антон Сурков. Сортировка работает быстрее, чем заявленная проектная мощность завода, поэтому каждый месяц выделяются два-три резервных дня на ремонт и техобслуживание. С осени компания намерена сократить одну из четырех смен.

Завод отапливается за счет двух котлов Colbach мощностью по 3 МВт, работающих на коре и сухой щепе.

Сырая щепа продается целлюлозным комбинатам в России и на экспорт, а опилки – брикетным и пеллетным производствам. В 2019 году «Череповецлес» планирует запустить в Нижней Мондоме пеллетный завод, который будет перерабатывать отходы двух лесопильных заводов.

Планы на будущее

Сейчас на лесопильном заводе в Нижней Мондоме, в 20 км от Верегонца, идет большая реконструкция, и одним из ее этапов будет запуск пеллетной линии мощностью 30–35 тыс. т в год. Линия уже запущена в тестовом режиме, в декабре руководство планирует выйти на плановую мощность.

«Мы планируем работать на оба рынка – промышленный и частный: будет линия упаковки пеллет и в биг-бэги, и в мелкую тару, – рассказывает Олег Трубачев. – Первые переговоры уже проведены, рынок благоприятный, и мы выходим на хорошую прибыльность, тем более что государство субсидирует часть фрахта при поставке пеллет конечным потребителям». По прогнозам Олега Трубачева, при сохранении текущей конъюнктуры рынка и транспортных субсидий пеллетный проект окупится за два года.

«Пока все усилия мы направили на увеличение объема пиления и обеспечение переработки всех отходов, но, может быть, следующим шагом станет строгание, – делится Олег Трубачев. – На недавней выставке LIGNA в Ганновере меня поразили две вещи: очень большое предложение оборудования для производства CLT-панелей и другой клееной продукции и очень много стендов, посвященных информационным технологиям и автоматизации.

В ближайшее время нашу отрасль ждут большие перемены». 

Справка

ООО «Белозерсклес» (входит в ЛХК «Череповецлес»)
Годовая мощность: 100 тыс. м3 сухих хвойных пиломатериалов.
Рынки сбыта: Европа, Китай, Ближний Восток.
Стоимость инвестпроекта: 1,2 млрд руб.
Персонал: 100 человек.
Основные поставщики оборудования: Soderhamn Eriksson, Muhlbock, FinScan, Colbach.

Сканеры FinScan

Сканеры FinScan

Линейка оборудования FinScan насчитывает три высокотехнологичных продукта, предназначенных для различных задач лесопильного производства и измерения различных характеристик лесопильного материала.

BoardMasterNOVA – сканер для хвойного пиломатериала. BoardMasterNova – лидер продуктовой линейки FinScan: совершенно новая автоматическая система оценки и сортировки пиломатериалов по качеству. В системе BoardMasterNOVA с использованием новейших технологий MultiAngle и MultiFre пиломатериалы сканируются с 10 сторон: обе пласти пиломатериала сканируются с трех направлений и обе кромки сканируются дважды под углом 45°. После этого компьютер формирует изображение доски, выявляет и классифицирует ее пороки, и принимает решение об оптимальном сорте и требуемой торцовке пиломатериала.

Новый способ сканирования в сочетании с новыми матричными камерами гарантирует полный анализ всех свойств и пороков пиломатериала, включая такие сложные для машинного зрения, как синеву, твердую и мягкую гниль и даже червоточину.

Кроме базовой версии сканера, существует версия для линий сортировки без переворота доски – оптимальный вариант там, где нужна высокая скорость сортировки.

EndSpy – сканер торца пиломатериала. CCD-камера с цветной матрицей EndSpy с короткой выдержкой снимает изображения торцов проходящих мимо досок и анализирует их на предмет пороков. Современная технология быстро и эффективно обрабатывает изображение, на основе которого производится оценка качества пиломатериалов. EndSpy может использоваться комбинированно с системой BoardMaster или в качестве отдельного сканера торцов для сортировки сырой и сухой древесины.

MoistSpy – бесконтактный влагомер для сухого пиломатериала. MoistSpy устанавливается на линии сухой сортировки и с помощью микроволновых датчиков анализирует влажность по всему профилю доски со скоростью до 240 досок в минуту. Совмещение возможностей MoistSpy с BoardMaster и EndSpy дают наиболее подробную информацию о пиломатериале для оценки качества, сортировки, в том числе, оценки пиломатериала по прочности.

 

Текст Кирилл Баранов