Партнеры журнала:

Мебельное производство

Превосходя мастеров

Подмосковная мебельная фабрика «Европлак» начиналась как российско-итальянское предприятие и первое время опиралась на многолетний опыт итальянских технологов. Однако требовательность клиентов в России помогла превзойти итальянское качество производства и сборки, а кризисы на рынке натолкнули руководство на идею продаж в новых нишах.

Справка

Итальянский семейный мебельный концерн Europlak S.r.l создан в 1954 году. Штаб-квартира расположена в 200 км от Рима, в коммуне Терамо. Совместные предприятия компании созданы в Индии, США, Сербии, Тунисе, Иране, Румынии и России, а также на Украине. Торговая сеть насчитывает около 1000 точек. Мебель экспортируется в Европу, Китай и на Ближний Восток.

Сегодня предприятие все еще закупает часть фурнитуры и комплектующих в Европе, но большинство используемых материалов российского производства.

Компания «Европлак» была создана в 1993 году как совместное предприятие итальянского концерна Europlak S.r.l (70%) и российских дистрибьюторов (30%). На первом этапе перенимали итальянский опыт и учились мастерству. «25 лет назад в России было очень мало профессиональных технологов в мебельной отрасли, поэтому итальянские специалисты спроектировали всю цепочку производства с расположением станков и первое время приезжали настраивать оборудование и обучать наших работников», – рассказывает директор производства Андрей Иосипов.

Biesse и «Европлак» сотрудничают более 20 лет
Biesse и «Европлак» сотрудничают более 20 лет

Фабрика «Европлак» начиналась с цеха 1000 м2 в Солнцеве, все комплектующие и каркасную часть завозили из Италии. В 1999 году мощностей стало не хватать и предприятие переместилось на север Москвы, в Отрадное, где цех был уже 6 тыс. м2. В 2000 году компания приобрела здание советского деревообрабатывающего завода 9 тыс. м2 в подмосковном Подольске. Несколько лет, пока его ремонтировали, пришлось совмещать первичное производство на заводе с финишной доработкой в Отрадном, а потом офис и всю технологическую цепочку разместили на подольской площадке, расширив ее до 14 тыс. м2.

«Одна из первых моделей фасадов для кухонь – "Колорадо" была сложна в производстве, но пользовалась большим спросом в России и обеспечила компании устойчивое финансовое положение. Каждую неделю из Италии выезжало до четырех фур с этой моделью», – вспоминает Андрей Иосипов.

Советы головной компании помогли пережить кризис 2008 года: фабрика работала не полную неделю, но не снижала мотивационные выплаты сотрудникам, обошлось почти без сокращений.

Около 20 лет «Европлак» выпускал только кухонные гарнитуры. Классические фасады поставлялись из Италии, остальные детали производились из MDF в Подольске. Выпускали 400–500 кухонь в месяц по индивидуальным заказам.

Потребительский кризис 2014 года заставил пересмотреть политику, и компания стала производить целую линейку мебели: гостиные, гардеробные, спальни. «Кто-то в кризис удешевляет производство за счет материалов, мы же решили, что можем немного сократить объем, но никак не потерять в качестве, и отталкивались от этого. Расширение ассортимента происходило само собой, исходя из рыночной ситуации. Нужно было увеличивать объемы вторичных покупок, ведь кухни обычно покупали на всю жизнь. Но когда, затевая ремонт, заказывают кухню, часто потом приходят за спальней или гостиной. Новое поколение намного проще расстается со старой мебелью и меняет интерьер», – аргументирует коммерческий директор завода Вера Якубова.

После кризиса наладили производство мебели классов «комфорт» и «премиум» с широким выбором отделки (например, шпонированную) – в этом сегменте рынка потребление не падает даже при катаклизмах в экономике. Кроме того, начали работать на контрактной основе с застройщиками и гостиничным бизнесом и стали получать серийные заказы на качественную, в том числе нестандартную, мебель. Вера Якубова приводит недавний пример: в «Европлак» обратился астраханский отельер, открывший гостиницу в историческом здании, где все помещения были нестандартных размеров, а перепланировка была невозможна, и заказал качественную несерийную мебель. После успешной реализации проекта бизнесмен оформил новый заказ.

«Тендеры – спорная вещь, а договоренности на выставках и личные рекомендации прекрасно работают. Всегда приятно, когда обращаются по рекомендации, а затем делают следующие покупки», – рассказывает коммерческий директор.

Сбыт компания также организует через фирменные салоны в московских торговых центрах «Вегас», «Крокус» и «Гранд», с помощью дилеров, проектных и дизайнерских компаний по всей России и в СНГ.

Производство

Классические фасады из натурального дерева компания импортирует из Италии. Несколько фабрик, самая известная из которых Errebielle, выпускают модели по чертежам собственных дизайнеров специально для «Европлака».

ДСП поставляют многолетние партнеры: завод «Русский ламинат» в Сергиевом Посаде и «Эггер Древпродукт Гагарин». Часть плит покупается в Венгрии и Италии, но Андрей Иосипов говорит, что качество российских плит выше: верхний слой 5 мм очень плотный и лучше держит петли и ответные планки.

Элементы из MDF тоже поставляют российские компании, шпон – итальянские и немецкие, фурнитуру – немецкая компания Blum, для которой «Европлак» стал первым клиентом в России. Производственная линия начиналась со станков итальянской компании Biesse. В 1998 году фабрика купила форматно-раскроечный центр Selco WNT 600, затем небольшой обрабатывающий центр Rover. Переехав на площадку в Подольске, приобрели второй, более крупный фрезерно-сверлильный обрабатывающий центр Rover B4.

Для Biesse заказы «Европлака» тоже были в числе первых на российском рынке. Так, на фабрике установлен первый в России кромкооблицовочный станок Stream. На момент приобретения эта модель работала далеко не на каждом итальянском мебельном производстве. «Когда мы выбирали поставщика, Biesse нас привлекла полным циклом услуг после продажи: поставка запчастей, ремонт. Менталитет, лояльность к нам и оперативность этой компании заставили нас остановиться на ней», – рассказывает Андрей Иосипов.

Впоследствии фабрика послужила рекламой Biesse для новых клиентов: Андрей Иосипов вспоминает, как его коллега, увидев производство «Европлак», принял решение о заказе линии, даже не зная характеристик оборудования.

Основная производственная линия на фабрике и сейчас состоит из станков Biesse. Полноформатный ЛДСП поступает в форматно-раскроечный центр Selco WNT 600, после этого детали проходят кромкооблицовку на кромкооблицовочном станке Stream. Далее на тележках они отправляются на два обрабатывающих центра Rover, которые могут как фрезировать, так и сверлить. Все технологические отверстия сверлятся на высокоточном присадочном станке Skipper 100, после чего детали отправляются на склад полуфабрикатов.

Из дополнительного оборудования установлены кромкообрезной станок Morbidelli (сейчас входит в SCM, Италия), шлифовальные станки EMC Rotoplus 1350 Brill (Италия) и GMB (Китай).

Со временем у компании возникла необходимость создать цех покраски и шпонирования. В 2014 году были приобретены шпонорас­кроечный станок Monguzzi (Италия), ребросклеивающий Kuper FWS 1250 (Германия), шпоношлифовальный станок Viet Challenge 211 (Италия) и пресс Italpresse XL/8 (Италия), а в 2016 году – автоматическая покрасочная камера COMBO, разработанная итальянской компанией Cefla.

Все трубы от станков подключены к централизованной системе аспирации, приобретенной у партнера Biesse – итальянской компании Coima. Пыль и опилки вытягиваются со станков в бункеры, в специально отведенное помещение, и каждый день проводится очистка системы.

У компании есть собственный парк грузовиков в Москве и Подмосковье, который доставляет продукцию потребителям.

Когда «Европлак» приобретал здание в Подольске, новая газовая котельная итальянского производства представлялась одним из больших плюсов, поскольку позволяла создать комфортные условия работы и упростить покраску готовых деталей.

Инженеры подключили к станкам Skipper и Rover собственное программное обеспечение на базе программы «Мебельщик» и загружают из него библиотеку деталей в фирменное обеспечение Biesse – bCabinet. Такое решение существенно упростило работу операторов, как считает Андрей Иосипов.

А вот роботизацию руководство не использует сознательно: чтобы сохранять высокое качество, нужны элементы несерийного производства, ручная работа, в том числе в покрасочной камере. Это делает уникальным предложение компании на рынке и дает ей конкурентное преимущество – Вера Якубова называет такое производство «индустриально-ремесленным».

Кадры

Компания создала в Подольском районе около 120 рабочих мест. Сейчас это стабильный коллектив, в котором 70% сотрудников получили высшее образование, а 80–85% работают на предприятии больше 15 лет. Чтобы найти хорошего технолога, нужно перепробовать тридцать, а затем каждый работник еще обучается на производстве. На это уходит не меньше года. «Наша фабрика одна из немногих в России, на которой есть программы для дизайнеров и архитекторов, а 1С работает с учетом специфики мебельного производства. Оборудование позволяет сделать работу системной, прописать технологическую карту. Заказы приходят и сразу распределяются по участкам. Технолог должен все это понимать. Такова специфика, в которую надо вникать», – говорит Андрей Иосипов.

Директор выделяет несколько работников-универсалов, которые выполняют задачи на любых станках. Это талантливые профессионалы, которыми он дорожит: «Мы следим за рыночной зарплатой, и за 25 лет ни разу ее не задерживали».

Система качества на заводе построена рационально. За брак отвечает работник, на участке которого были обнаружены дефекты. Поэтому все внимательно следят за своей зоной ответственности, но и не боятся жестких санкций за пропущенный дефект. Ведь компании намного проще обработать заново или списать деталь, чем отвечать на рекламации клиентов.

Уже семь лет каникулы на фабрике устраиваются по итальянской модели: одна неделя отпуска добавляется к новогодним праздникам, одна – к майским, а в августе предприятие закрывается на две недели. Остаются лишь несколько сотрудников офиса и салонов для обеспечения стабильной работы с дилерами.

Планы

«Ресурс и запас мощности оборудования пока большие, они отвечают запросам рынка и открывают широкие возможности, а будущее сейчас планировать сложно, поэтому мы не меняем производственный процесс», – делится Андрей Иосипов.

«Европлак» планирует заняться рекламой. «Рынок уже требует этого. Раньше мы не занимались рекламой, кроме кампании в самом начале, когда "Европрестижем" были обклеены даже машины передачи "Дорожный патруль"», – поясняет Вера Якубова. Также руководство собирается обустроить на территории завода рабочее место для дизайнеров и архитекторов – туда будет открыт вход для всех желающих. 

Текст Кирилл Баранов